Категории граждан нуждающихся в социальной защите

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность поставленных в исследовании проблем возрастает в связи с последствиями кризисных явлений в мировой экономике и продолжающимся процессом рыночного реформирования в России. Результативность проводимой социальной политики в условиях кризиса определяется уровнем функционирования механизма социальной защиты общества направленного на разрешение социальных проблем. Современное общество заинтересовано в смягчении социальной дифференциации, в создании среднего класса как основы стабильности и благополучия, что требует целенаправленного создания условий и возможностей для развития способностей разных социальных групп, что может быть реализовано через оптимальную организацию государственной и региональной систем социальной защиты населения.

Содержание

Введение
Сущность социального обслуживания населения.
1.1. Понятие и принципы социального обслуживания населения
1.2. Правовые основы организации социального обслуживания населения
1.3. Виды социального обслуживания населения
Система органов и учреждений социального обслуживания населения
2.1. Стационарные учреждения.
2.2. Полустационарные учреждения
Категории граждан нуждающихся в социальной защите
3.1. Основания для отказа предоставления социальной помощи в системе социальных служб
3.2. Ответственность за неправомерный отказ в предоставлении социальной помощи
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 52.12 Кб (Скачать)

Оказание материальной помощи.

Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с  проездом к местам обучения, лечения, консультаций.

Обеспечение клиентов при  выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.

Содействие в обеспечении  протезами и протезно-ортопедическими  изделиями, слуховыми аппаратами, очками.

Содействие в решении  вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.

Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения.

Социально-правовые услуги

Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной  системах социальных служб и защиту своих интересов.

Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или  бездействие социальных служб или  работников этих служб, нарушающие или  ущемляющие законные права граждан.

Помощь в оформлении документов.

Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением.

Оказание юридической  помощи и содействие в получении  установленных законодательством  льгот и преимуществ, социальных выплат.

Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.

Содействие в получении  бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.

Содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма  или аренды жилых помещений в  домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с  момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении  жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении  указанного срока, если не может быть возвращено ранее занимаемое помещение.

Содействие в привлечении  к уголовной ответственности  виновных в физическом и психическом  насилии, совершенном в семье  над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.

Содействие органам опеки  и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального  обслуживания.

Оформление представлений  на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей  родительских прав.

Содействие в получении  страхового медицинского полиса.

Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов  и др.)

Оказание юридической  помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы  семейного воспитания детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

Оказание юридической  помощи в оформлении документов для  трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое  значение.

Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.

Оказание помощи в оформлении документов для направления детей  и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.

Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей  и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.

  1. Система органов и учреждений социального обслуживания населения

Социальное  обслуживание осуществляется через  систему социальных служб.

Понятие «социальная  служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как  система государственных и негосударственных  структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе  специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная  служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и  социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна  носить реинтегрирующий характер;

- при оказании  помощи осуществляют индивидуальный  подход к запросу клиента;

- социальная  помощь оказывается на основе  принципа субсидарности;

- получатель  помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы  социальной помощи «включаются»  тогда, когда исчерпаны иные  способы поддержки (психологические,  моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной  социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и  субъектов РФ, в компетенцию которых  входит организация и осуществление  социального обслуживания.

К муниципальной  социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в  компетенцию которых входит организация  и осуществление социального  обслуживания.

К негосударственной  социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте  данных подходов клиент, попавший в  трудную жизненную ситуацию, может  получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным  образом на обеспечение нуждающихся  лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального  обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:

1.Система помощи клиенту в системе социального обслуживания.

а) функция социальной помощи, которая включает:

- выявление, учет семей  и отдельных лиц, наиболее нуждающихся  в социальной поддержке (малообеспеченных  граждан, семей с несовершеннолетними  детьми и другими нетрудоспособными  членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление  нуждающимся временного жилья и т.п.;

- профилактика бедности: создание семьям условий для  самостоятельного обеспечения своего  благополучия, семейного предпринимательства;

- надомные услуги нуждающимся  в постороннем уходе (доставка  продуктов, лекарств, транспортировка  на лечение, наблюдение на дому  за состоянием здоровья и т.д.);

- содействие развитию  нетрадиционных форм дошкольного,  школьного и внешкольного воспитания;

- организация временного  вынужденного пребывания ребенка  вне родительской семьи, его  дальнейшее устройство в детское  учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов,  врачей, психологов и т.д.);

- участие в подготовке  молодежи к выбору профессии;

- подготовку юношей и  девушек к браку и сознательному  родительству;

- родительский медико-психологический  всеобуч;

в) функция социального  корректирования и реабилитации, которая включает:

- социальную медико-психологическую  реабилитацию несовершеннолетних  с отклоняющимся поведением, безнадзорных  детей и подростков, детей, оставшихся  без попечения родителей;

- медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

- предоставление клиенту  информации, необходимой для разрешения  сложной жизненной ситуации;

- распространение среди  населения медико – психологических,  педагогических и иных знаний;

- изучение специалистами  по социальной работе, специально  созданными учреждениями, а также  с помощью научных организаций  потребностей своих клиентов  и социальных проблем, порождающих  кризисные ситуации в регионе,  разработка и реализация конкретных  мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в  реализации чрезвычайных мер по преодолению  последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

- участие специалистов  социальной службы в разработке  чрезвычайных программ;

- формирование в рамках  спасательных служб, организуемых  на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления  социального обслуживания населения  определены Федеральным Законом  « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

- предоставление материальной  помощи гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов  питания и т.д., а также специальных  транспортных средств, технических  средств реабилитации инвалидов  и лиц, нуждающихся в постороннем  уходе;

- социальное обслуживание  на дому, которое осуществляется  путем предоставления социальных  услуг гражданам, нуждающимся  в постороннем или временном  нестационарном социальном обслуживании;

- социальное обслуживание  в стационарных учреждениях, осуществляемое  путем предоставления социальных  услуг гражданам, частично или  полностью утратившим способность  к самообслуживанию и нуждающимся  в постоянном постороннем уходе,  и обеспечивающее создание соответствующих  их возрасту и состоянию здоровья  условий жизнедеятельности, проведение  мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание,  уход, а также организацию посильной  трудовой деятельности, отдыха и  досуга;

- предоставление временного  приюта в специализированных  учреждениях социального обслуживания  детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним  детям, гражданам, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного  места жительства, пострадавшим  от психологического или физического  насилия и другим клиентам  социальной службы, нуждающимся  в определении временного приюта;

- организация дневного  пребывания в учреждениях социального  обслуживания с предоставлением  социально – бытового, социально  – медицинского и иного обслуживания  сохранившим способность к самообслуживанию  и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам,  а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь  по вопросам социально – бытового  и социально – медицинского  обеспечения жизнедеятельности,  психолого-педагогической помощи, социально  – правовой защиты;

- реабилитационные услуги  лицам с ограниченными возможностями,  несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в  трудную жизненную ситуацию и  нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

- равных возможностей  граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной  адаптации с опорой на собственные  силы;

- адресности, приоритета  содействия граждан, находящихся  в опасном или беспомощном  состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета  международных стандартов.

Социальная служба формируется  на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными  для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему  целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных  начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан  на получение социальных услуг и  помощи в сложных жизненных ситуациях  означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – необходимое звено  в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда  социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности  означает, что социальная служба максимально  приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов  и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности  означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют  право на сбор информации, получение  по мотивированному запросу от государственных  и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций  и помощи клиентам.

Информация о работе Категории граждан нуждающихся в социальной защите