Категории граждан нуждающихся в социальной защите

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность поставленных в исследовании проблем возрастает в связи с последствиями кризисных явлений в мировой экономике и продолжающимся процессом рыночного реформирования в России. Результативность проводимой социальной политики в условиях кризиса определяется уровнем функционирования механизма социальной защиты общества направленного на разрешение социальных проблем. Современное общество заинтересовано в смягчении социальной дифференциации, в создании среднего класса как основы стабильности и благополучия, что требует целенаправленного создания условий и возможностей для развития способностей разных социальных групп, что может быть реализовано через оптимальную организацию государственной и региональной систем социальной защиты населения.

Содержание

Введение
Сущность социального обслуживания населения.
1.1. Понятие и принципы социального обслуживания населения
1.2. Правовые основы организации социального обслуживания населения
1.3. Виды социального обслуживания населения
Система органов и учреждений социального обслуживания населения
2.1. Стационарные учреждения.
2.2. Полустационарные учреждения
Категории граждан нуждающихся в социальной защите
3.1. Основания для отказа предоставления социальной помощи в системе социальных служб
3.2. Ответственность за неправомерный отказ в предоставлении социальной помощи
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 52.12 Кб (Скачать)

                                                                   План

Введение 
Сущность социального обслуживания населения.  
1.1. Понятие и принципы социального обслуживания населения 
1.2. Правовые основы организации социального обслуживания населения 
1.3. Виды социального обслуживания населения 
Система органов и учреждений социального обслуживания населения  
2.1. Стационарные учреждения. 
2.2. Полустационарные учреждения 
Категории граждан нуждающихся в социальной защите  
3.1. Основания для отказа предоставления социальной помощи в системе социальных служб 
3.2. Ответственность за неправомерный отказ в предоставлении социальной помощи 
Заключение 
Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Под системой социальной защиты населения в настоящее время  понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия  для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования  различных социальных слоев и  групп населения, прежде всего, социально  уязвимых. В условиях экономического спада и проявляющихся кризисных  явлений очевидным становится возросшее  значение социальных последствий этих процессов. Преобразование структуры  общества, производственных отношений, политической деятельности органически  сливаются с проблемами в социальной сфере, от решения которых непосредственно  зависит положение и деятельность человеческих ресурсов и интеллектуального  капитала. В настоящее время в  российском обществе сложилась такая  социальная ситуация, в связи с  которой возникает острая необходимость  в целенаправленном поиске новых  подходов к формированию социальной политики государства, которая могла  бы направить деятельность всех учреждений и служб социальной сферы на ликвидацию возникающих социальных проблем. Особенности социальной защиты населения России в условиях экономического кризиса обуславливают необходимость разработки антикризисных мер социальной защиты и поддержки граждан с учетом складывающегося социально-экономического положения в стране, с привлечением теоретических идей и практического опыта стран с развитой рыночной экономикой, с сохранением при этом имеющихся форм социальных гарантий, обновлением механизма их предоставления, постепенным формированием новых эффективных средств и методов решения социальных проблем. Сущность социального населения. Актуальность данной темы вытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значения социальной защиты населения, в том числе и в кризисный период, разработка антикризисных мер социальной защиты населения.

Актуальность поставленных в исследовании проблем возрастает в связи с последствиями кризисных  явлений в мировой экономике  и продолжающимся процессом рыночного  реформирования в России. Результативность проводимой социальной политики в условиях кризиса определяется уровнем функционирования механизма социальной защиты общества направленного на разрешение социальных проблем. Современное общество заинтересовано в смягчении социальной дифференциации, в создании среднего класса как основы стабильности и благополучия, что требует целенаправленного создания условий и возможностей для развития способностей разных социальных групп, что может быть реализовано через оптимальную организацию государственной и региональной систем социальной защиты населения. В этой связи актуальным являются формирование и активное применение механизма социальной защиты населения учитывающего особенности преодоления последствий экономического кризиса и перехода национальной экономики к инновационному типу развития. Социальная защита населения как объект исследования привлекает значительное внимание ученых и специалистов. Однако к настоящему времени отсутствует однозначное понимание категории «социальная защита». Это обстоятельств даёт основание для того, чтобы рассмотреть сущность данной категории в современных условиях. 
Представляется обоснованный подход, при котором, категория «социальная защита» рассматривается в широком и узком смысле. Социальная защита в широком смысле - это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны: · трудоспособным гражданам - путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью; · нетрудоспособным 

    1. Понятие и принципы социального обслуживания населения

 

В научной литературе понятие  «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает  в качестве одного из направлений  социальной работы и организационной  формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или  человеческого общества.

В «Словаре по социальной работе»  Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)»

Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие  «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии  в Законе о социальном обслуживании (1982 г.) под ним подразумевается  «совокупность социальных услуг, поддержки  средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить  укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».

Основы правового регулирования  в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный  закон «Об основах социального  обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).

В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального  обслуживания различных категорий  населения – составная часть  современной социальной политики, принципиально  новое направление социальной защиты населения».

Как указывается в концепции  развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление  этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки  населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального  управления, которое построено на принципах рыночно – организованной экономики и отвечает требованиям  создания гуманного и правового  общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки  технологий социального обслуживания с учетом специфики различных  регионов РФ. Важное значение приобретает  при этом определение четкой структуры  программ и принципов управления, а также способности к автономии  и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об  основах социального обслуживания населения в РФ» (15 ноября 1995 г.) социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность  социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального  обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком  – конкретной личностью или с  группой людей.

Поэтому эффективность социального  обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в  целом), так и специфических (для  оценки конкретных социальных услуг  отдельных видов и методов  социальной работы, работы отдельных  специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального  обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и  степень их реализации.

При этом принципиально важными  являются следующие моменты:

- во-первых, цели социального  обслуживания могут рассматриваться  на уровне общества, отдельных  регионов, населенных пунктов, районов  и микрорайонов, на уровне групп  населения и отдельной личности;

- во-вторых, цели социального  обслуживания должны учитывать  социально – экономическую, морально  – психологическую, экологическую,  политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических  и экономических реформ первой  половины 90-х годов;

- в-третьих, цели социального  обслуживания в современной России  должны быть неразрывно связаны  с объективной оценкой и позитивным  освещением процессов выхода  страны и ее регионов из  кризиса, а также стабилизации  социального положения различных  категорий населения.

Критерием эффективности  социального обслуживания должна стать  действенность всех видов, форм и  методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также  руководства и управления всем процессом  социальной работы с населением и  отдельными людьми, нуждающимися в  социальном обслуживании.

Основываясь на концепции  системных потребностей социально  – экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы  социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции  и цели этой сферы. Это системные  функции гуманности, к которым  относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным  и попавшим в трудные жизненные  ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств  попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть  ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания  выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических  излишков». Эта функция обусловлена  тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных  катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может выступать как  инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления». Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности «общественных организмов» в повышении «уровня нормального потребления» в обществе.

    1. Правовые основы организации социального обслуживания населения.
  1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в области социального обслуживания населения в Российской Федерации, и определяет: 
    1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания населения; 
    2) права человека и гражданина, отдельных групп населения на социальное обслуживание, гарантии их реализации; 
    3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения; 
    4) права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев при осуществлении деятельности в области социального обслуживания населения;  
    5) права и обязанности социальных работников. 
    2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию населения в качестве основного (уставного) вида деятельности, и приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев, предоставляющих социальные услуги населению, а также на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Информация о работе Категории граждан нуждающихся в социальной защите