Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:49, дипломная работа

Описание работы

Негативные процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Коллективный трудовой спор: понятие, предмет, стороны…..5
1.1 Порядок разрешения коллективного трудового спора……………….12
1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией……………………..16
1.3 Рассмотрение спора с участием посредника…………………………..18
1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем………………………….20
Глава II. Забастовка. Реализация права на ее проведении………………………………………………………………….….24
Глава III. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..31
Глава IV. Анализ законодательства разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

коллективные трудовые споры.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

В ч. 3 ст. 410 ТК РФ уточнен кворум собрания работников и устранено противоречие между ч. 3 ст. 399 ТК РФ и ч. 3 ст. 410 ТК РФ, старая редакция которой признавала правомочным собрание работников, если на нем присутствовало не менее половины от общего числа работников. Новая редакция ч. 3 ст. 410 ТК РФ установила необходимость присутствия на таком собрании более половины общего числа работников.

С 5 до 3 календарных  дней на локальном уровне и 4 на иных уровнях социального партнерства  сокращен срок после начала работы примирительной комиссии, по истечении  которого работники могут провести часовую предупредительную забастовку (ч. 6 ст. 410 ТК РФ).

Также сокращен срок предупреждения работодателя о  забастовке: с 10 календарных дней до 5 рабочих (на локальном уровне социального  партнерства) и 7 рабочих дней на иных уровнях (ч. 8 ст. 410 ТК РФ).

Также в  решении об объявлении забастовки сторона  КТС не обязана указывать ее продолжительность (абз. 3 ч. 9 ст. 410 ТК РФ). В то же время ранее также была возможность не указывать приблизительный срок окончания забастовки, сославшись на ее бессрочность (до выполнения требований выдвинутых на собраниях) .

Также сокращен срок предупреждения о возобновлении  забастовки с 3 до 2 рабочих дней на локальном  уровне (ч. 2 ст. 411 ТК РФ).

Более корректно  изложена ч. 1 ст. 412 ТК РФ, устанавливающая обязанность сторон: в период проведения забастовки продолжать разрешение этого спора путем проведения переговоров. Ранее данная статья содержала указание не на переговоры, а на примирительные процедуры. В то же время именно окончание примирительных процедур, в ходе которых КТС не разрешен, знаменует собой возникновение у стороны КТС возможности - реализовать право на забастовку, на иные переговоры, которые будут проводиться и могут не носить характера упомянутых примирительных процедур.

С 5 до 3 рабочих  дней со дня принятия решения об объявлении забастовки сокращен срок, в течение которого стороны должны определить минимум необходимых  работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки (ч. 5 ст. 412 ТК РФ).

В качестве основания признания забастовки незаконной исключено необеспечение минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки. В таком случае решением суда такая забастовка может быть лишь приостановлена (ч. 8 ст. 412 ТК РФ).

Таким образом, в отличие от иных изменений, именно это нововведение повлечет существенные перемены в судебной практике, поскольку  одним из оснований признания  судом забастовок незаконными являлось необеспечение работниками минимума необходимых работ (услуг) на предприятии. Теперь в судебном порядке в указанных случаях можно будет только приостановить забастовку.

С 30 до 15 дней сокращен срок, на который может  быть приостановлена по решению суда забастовка, не начавшаяся в случае создания непосредственной угрозы жизни  и здоровью людей (ч. 7 ст. 413 ТК РФ).

Поскольку урегулирование КТС осуществляется во внесудебном порядке самими сторонами  КТС, сформированной ими примирительной комиссией, посредниками, трудовыми  арбитрами, как правило, суды включаются в процесс рассмотрения и разрешения КТС только по заявлению работодателя или прокурора о признании  забастовки незаконной.  
Основаниями признания судом забастовки незаконной являются: 
- нарушение сроков, установленных гл. 61 ТК РФ; 
- процедурные нарушения (например, поэтапное (посменное) принятие решения об утверждении требований работников, а не на общем собрании работников ; несоблюдение правил о создании трудового арбитража, а также проведения прочих примирительных процедур и пр.); 
- объявление забастовки в организации, в которых проведение забастовки запрещено ; 
- объявление и проведение забастовки работниками структурного подразделения организации, которое не является обособленным ; 
- объявление забастовки без проведения примирительных процедур; 
- проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг) или с нарушением соглашения о минимуме таких работ (услуг) (ч. 8 ст. 412 ТК РФ); 
- объявление забастовки с нарушением порядка, установленного ст. 410 ТК РФ; 
- иные основания.

 
      В отдельную категорию судебных споров, косвенно связанных с КТС, следует выделить дела, в которых одна сторона утверждает, что начавшаяся акция протеста не носит характер забастовки, поскольку отсутствуют признаки КТС.

Таким образом, из проведенного анализа изменений, внесенных в порядок рассмотрения и разрешения КТС, и сложившейся  судебной практики о признании забастовок незаконными очевидно, что указанные  изменения коснутся только 6-го основания, которое может быть смело исключено  из указанного перечня. Иных, более  существенных перемен в судебной практике, данные изменения не повлекут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России, действительно, в настоящее  время применяется фактически запретительный порядок разрешения коллективных трудовых споров и забастовок. Достаточно сказать, что в 2010 г. Росстат не зафиксировал ни одной забастовки по всей стране. Это означает, что трудовые конфликты переходят исключительно в нелегальную плоскость, что чрезвычайно опасно не только для бизнеса, но и для политической стабильности. Закон от 22 ноября 2011 г. вносит, скорее, косметические изменения в этот порядок и вряд ли приведет к существенному изменению ситуации. В 2008 г. группа юристов и социологов, специализирующихся в области трудовых отношений, провела переговоры с Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) с целью выработки предложений по возможной либерализации российского законодательства о коллективных переговорах и коллективных трудовых спорах. Эксперты обозначили негативные последствия нынешней ситуации: «теневые», нелегальные забастовочные действия, недостаток мотивации при работе в плохих условиях и в отсутствие реальной возможности повлиять на ситуацию, опасность возникновения острых социальных конфликтов на фоне растущего разрыва в уровне доходов межу рядовыми и руководящими работниками. Переговоры между экспертами и Рострудом привели к выработке рекомендаций Роструду о подготовке проекта закона об изменении ТК РФ в вопросе представительства работников, порядка проведения коллективных переговоров, разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок.

Основные предложения экспертов  сводились к следующему:

1) модификация  определения коллективного трудового  спора, содержащегося в ст. 398 ТК  РФ таким образом, чтобы правом  инициировать спор могли не  только работники в рамках  работодателя – юридического  или физического лица, но и  в рамках его структурных подразделений, не обязательно обособленных юридически (цеха, шахты, отделы и т.п.). Соответственно, право на забастовку предложено также закрепить и в рамках таких подразделений. Существуют примеры, когда забастовки признавались незаконными лишь на том основании, что работники не могли доказать, что их структурное подразделение автономно от основного работодателя. Определение коллективного трудового спора также предложено расширить с точки зрения его предмета: было предложено, чтобы спор мог инициироваться в отношении любых социальных и экономических вопросов, так или иначе затрагивающих интересы работников;

2) предложено  включить новую статью в ТК  РФ, которая бы допускала проведение  забастовок солидарности, а также  забастовок, имеющих целью изменение социальной и экономической политики властей (т.е. политические забастовки). Эти предложения были сделаны с учетом соответствующей позиции Комитета по свободе объединения МОТ;

3) предложено  закрепить право профсоюзов быть  стороной коллективного трудового  спора параллельно с существующим  в настоящее время правом на  коллективные трудовые споры,  принадлежащим непосредственно  работникам. В настоящее время  коллективный трудовой спор может  быть начат, если за его начало  проголосовало не менее половины  от участников общего собрания  работников или двух третей  делегатов конференции работников. Это предложение также представляет  собой реакцию на рекомендации  Международной организации труда  в отношении ТК РФ;

4) введение  в законодательство принципа  добросовестного ведения коллективных  переговоров и участия в примирительных  процедурах;

5) ограничение  процедурных требований в отношении  переговоров об осуществлении  минимума необходимых работ (услуг)  в течение забастовки таким  образом, чтобы это соответствовало  стандартам, закрепленным в практике  рассмотрения жалоб Комитетом  по свободе объединения МОТ;

6) облегчение  ряда формальных вопросов, касающихся  представительства работников со  стороны профсоюзов, а также в  отношении объявления забастовок.

Следует отметить, что и эти предложения  сами по себе, в случае их реализации, не обеспечат достаточно эффективного механизма социального диалога  между работниками и работодателями, потому что законодательство предусматривает  крайне неудачные и дискриминационные  механизмы представительства интересов  работников еще на более ранней стадии диалога – при осуществлении  процедуры коллективных переговоров. Эти процедуры также необходимо менять таким образом, чтобы ликвидировать  возможность антипрофсоюзной дискриминации, заложенной в нынешних нормах ст. 37 ТК РФ и других.

Как видно  из текста закона от 22 ноября 2011 г., и  предложения экспертов, непосредственно  касающиеся коллективных трудовых споров, к глубокому сожалению, практически  полностью были проигнорированы  органами власти.

 

 

 

 

СПИСОК  ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Законодательные материалы  (в действующей редакции)

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской  Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39  с. – ISBN 5-94462-025-0.
  2. Российская Федерация. Законы. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон : [принят Гос. Думой 19 ноября 2010 г. : одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 г. ].
  3. Российская Федерация. Законы.  Об опеке и попечительстве : федер. закон : [принят Гос.Думой 11 апреля 2008 г. : одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008  г. ].
  4. Российская Федерация. Законы.  О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : федер. закон : [принят Гос. Думой 19 мая 1995 г. : одобрен Советом Федерации 26 мая 1995 г. ].
  5. Российская Федерация. Законы.  О ветеранах : федер. закон : [принят Гос.Думой 16 декабря 1994 г. : одобрен Советом Федерации 22 декабря 1994 г. ]. – /10103548/ (дата обращения 04.09.2011)
  6. Российская Федерация. Подзаконные акты. Постановления. Об утверждении методических рекомендаций по организации работы по приему граждан в органах по труду и органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации : [принято Министерством труда Российской Федерации 16 января 2002 г. ]. – http://base.garant.ru/184353/ (дата обращения 04.09.2011)
  7. Российская Федерация. Подзаконные акты. Постановления. Об утверждении методических рекомендаций по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения: [принято Министерством труда Российской Федерации 26 ноября 2001  г. ]
  8. Российская Федерация. Подзаконные акты. Письмо. Об опыте работы органов социальной защиты населения субъектов российской федерации по организации приема населения: [принято Министерством труда Российской Федерации 15 ноября 2002 г. ].
  9. Российская Федерация. Подзаконные акты. Письмо. О методических рекомендациях по организации работы по передаче функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в органы социальной защиты населения : [принято Министерством труда Российской Федерации 17 ноября 1997 г. ].
  10. Российская Федерация. Подзаконные акты. Приказ. О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними : [принято Министерством труда Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации 20 июня 2003 г. ].
  11. Российская Федерация. Подзаконные акты. Постановление.  Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца : [принято Правительством Российской Федерации 27 мая 2006 г. ].
  12. Российская Федерация. Подзаконные акты. Постановление.  Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : [принято Правительством Российской Федерации 16 октября 2000 г. ].

 

 

 

Учебники  и учебные пособия

  1. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения : учебник для стулентов сред. Проф. Учеб. Заведений / В.П. Галаганов. – М. : Феникс, 2008. – 176 с. – IBSN: 5 – 8199 – 0098 – 7.
  2. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов :   учеб. пособие / М.Н. Гуслова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 240 с. / interesting-books.belpc.ru/index.php?page=37
  3. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. пособие / М. Н. Гуслова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 272 с. / interesting-books.belpc.ru/index.php?page=37
  4. Дементьева Н. ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы (1-е изд. ) учеб. пособие. Серия: Высшее профессиональное образование Год издания: 2010 ISBN: 978-5-7695-6041-5 272 стр.
  5. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для вузов. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина В.В. Код по каталогу Гардарика: №89103. Издательство: Академия (М., 2007) Гриф: УМО. ISBN: 5-7695-2085-Х.
  6. Платонова Н.М. Теория, методика и практика социальной работы: учебник для студ.сред.проф. учеб. Заведений / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. – М. : Издательский центр «Академия». 2010. – 384 с. – ISBN 978 – 5 – 7695 – 5919 – 8.
  7. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие. — 224 c. Автор: Платонова Н.М., Издательство: ACADEMIA, 2011г., Серия: Бакалавриат. - ISBN: 978-5-7695-6996-8
  8. Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными : учеб. пособие для студ.
  9. сред. проф. учеб. заведений / Н.М.Платонова. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 160 с. – ISBN 978-5-7695-6834-3
  10. Платонова Н.М., Кучукова Н.Ю. Социальная защита женщин, детей и семьи: учеб. Пособие 2011 г. — 192 c. / interesting-books.belpc.ru/index.php?page=37
  11. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник / Г.П. Медведева. – Москва : Академия, 2007. – 272 с. – (Высшее профессиональное образование. Социальная работа) . – ISBN 978-5-7695-3200-9.
  12. Пэйн, М. Социальная работа: современная теория : учебное пособие / М. Пэйн. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 400 с./ interesting-books.belpc.ru/index.php?page=37
  13. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты : учебник для средних специальных учебных заведений / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – М.  : Мастерство, 2007.- 192 с. – ISBN: 5-294-00014-8Васильчиков, В. М. Правовое обеспечение социальной работы : учеб. пособие / В. М. Васильчиков. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с. - ISBN: 5769559438 - ISBN-13(EAN): 9785769559433
  14. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие / Е. Г. Сорокина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с. / interesting-books.belpc.ru/index.php?page=37
  15. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 427 с. – ISBN: 5-294-00014-8
  16. Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми : учебник / Э.И.Тюрина, Н.Ю.Кучукова, Е.А. Пенцова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с. / interesting-books.belpc.ru/index.php?page=37
  17. Фирсов,  М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики : учеб. пособие/ М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. / interesting-books.belpc.ru/index.php?page=37
  18. Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие. — 288 c. Автор: Шипунова Т.В., Издательство: ACADEMIA, 2011г., Серия: Бакалавриат. - ISBN: 978-5-7695-6876-3

Информация о работе Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации