Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:49, дипломная работа
Негативные процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Коллективный трудовой спор: понятие, предмет, стороны…..5
1.1 Порядок разрешения коллективного трудового спора……………….12
1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией……………………..16
1.3 Рассмотрение спора с участием посредника…………………………..18
1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем………………………….20
Глава II. Забастовка. Реализация права на ее проведении………………………………………………………………….….24
Глава III. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..31
Глава IV. Анализ законодательства разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………..48
В ч. 3 ст. 410 ТК РФ уточнен кворум собрания работников и устранено противоречие между ч. 3 ст. 399 ТК РФ и ч. 3 ст. 410 ТК РФ, старая редакция которой признавала правомочным собрание работников, если на нем присутствовало не менее половины от общего числа работников. Новая редакция ч. 3 ст. 410 ТК РФ установила необходимость присутствия на таком собрании более половины общего числа работников.
С 5 до 3 календарных
дней на локальном уровне и 4 на иных
уровнях социального
Также сокращен срок предупреждения работодателя о забастовке: с 10 календарных дней до 5 рабочих (на локальном уровне социального партнерства) и 7 рабочих дней на иных уровнях (ч. 8 ст. 410 ТК РФ).
Также в решении об объявлении забастовки сторона КТС не обязана указывать ее продолжительность (абз. 3 ч. 9 ст. 410 ТК РФ). В то же время ранее также была возможность не указывать приблизительный срок окончания забастовки, сославшись на ее бессрочность (до выполнения требований выдвинутых на собраниях) .
Также сокращен срок предупреждения о возобновлении забастовки с 3 до 2 рабочих дней на локальном уровне (ч. 2 ст. 411 ТК РФ).
Более корректно изложена ч. 1 ст. 412 ТК РФ, устанавливающая обязанность сторон: в период проведения забастовки продолжать разрешение этого спора путем проведения переговоров. Ранее данная статья содержала указание не на переговоры, а на примирительные процедуры. В то же время именно окончание примирительных процедур, в ходе которых КТС не разрешен, знаменует собой возникновение у стороны КТС возможности - реализовать право на забастовку, на иные переговоры, которые будут проводиться и могут не носить характера упомянутых примирительных процедур.
С 5 до 3 рабочих дней со дня принятия решения об объявлении забастовки сокращен срок, в течение которого стороны должны определить минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки (ч. 5 ст. 412 ТК РФ).
В качестве основания признания забастовки незаконной исключено необеспечение минимума необходимых работ (услуг) в период проведения забастовки. В таком случае решением суда такая забастовка может быть лишь приостановлена (ч. 8 ст. 412 ТК РФ).
Таким образом, в отличие от иных изменений, именно это нововведение повлечет существенные перемены в судебной практике, поскольку одним из оснований признания судом забастовок незаконными являлось необеспечение работниками минимума необходимых работ (услуг) на предприятии. Теперь в судебном порядке в указанных случаях можно будет только приостановить забастовку.
С 30 до 15 дней сокращен срок, на который может быть приостановлена по решению суда забастовка, не начавшаяся в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей (ч. 7 ст. 413 ТК РФ).
Поскольку
урегулирование КТС осуществляется
во внесудебном порядке самими сторонами
КТС, сформированной ими примирительной
комиссией, посредниками, трудовыми
арбитрами, как правило, суды включаются
в процесс рассмотрения и разрешения
КТС только по заявлению работодателя
или прокурора о признании
забастовки незаконной.
Основаниями признания судом забастовки
незаконной являются:
- нарушение сроков, установленных гл.
61 ТК РФ;
- процедурные нарушения (например, поэтапное
(посменное) принятие решения об утверждении
требований работников, а не на общем собрании
работников ; несоблюдение правил о создании трудового
арбитража, а также проведения прочих
примирительных процедур и пр.);
- объявление забастовки в организации,
в которых проведение забастовки запрещено ;
- объявление и проведение забастовки
работниками структурного подразделения
организации, которое не является обособленным ;
- объявление забастовки без проведения
примирительных процедур;
- проведение забастовки без определения
минимума необходимых работ (услуг) или
с нарушением соглашения о минимуме таких
работ (услуг) (ч. 8 ст. 412 ТК РФ);
- объявление забастовки с нарушением
порядка, установленного ст. 410 ТК РФ;
- иные основания.
В отдельную категорию
судебных споров, косвенно связанных с
КТС, следует выделить дела, в которых
одна сторона утверждает, что начавшаяся
акция протеста не носит характер забастовки,
поскольку отсутствуют признаки КТС.
Таким образом,
из проведенного анализа изменений,
внесенных в порядок
Заключение
В России, действительно, в настоящее время применяется фактически запретительный порядок разрешения коллективных трудовых споров и забастовок. Достаточно сказать, что в 2010 г. Росстат не зафиксировал ни одной забастовки по всей стране. Это означает, что трудовые конфликты переходят исключительно в нелегальную плоскость, что чрезвычайно опасно не только для бизнеса, но и для политической стабильности. Закон от 22 ноября 2011 г. вносит, скорее, косметические изменения в этот порядок и вряд ли приведет к существенному изменению ситуации. В 2008 г. группа юристов и социологов, специализирующихся в области трудовых отношений, провела переговоры с Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) с целью выработки предложений по возможной либерализации российского законодательства о коллективных переговорах и коллективных трудовых спорах. Эксперты обозначили негативные последствия нынешней ситуации: «теневые», нелегальные забастовочные действия, недостаток мотивации при работе в плохих условиях и в отсутствие реальной возможности повлиять на ситуацию, опасность возникновения острых социальных конфликтов на фоне растущего разрыва в уровне доходов межу рядовыми и руководящими работниками. Переговоры между экспертами и Рострудом привели к выработке рекомендаций Роструду о подготовке проекта закона об изменении ТК РФ в вопросе представительства работников, порядка проведения коллективных переговоров, разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок.
Основные предложения
1) модификация
определения коллективного
2) предложено
включить новую статью в ТК
РФ, которая бы допускала
3) предложено
закрепить право профсоюзов
4) введение
в законодательство принципа
добросовестного ведения
5) ограничение
процедурных требований в
6) облегчение
ряда формальных вопросов, касающихся
представительства работников
Следует
отметить, что и эти предложения
сами по себе, в случае их реализации,
не обеспечат достаточно эффективного
механизма социального диалога
между работниками и
Как видно из текста закона от 22 ноября 2011 г., и предложения экспертов, непосредственно касающиеся коллективных трудовых споров, к глубокому сожалению, практически полностью были проигнорированы органами власти.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательные материалы (в действующей редакции)
Учебники и учебные пособия