Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:49, дипломная работа

Описание работы

Негативные процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Коллективный трудовой спор: понятие, предмет, стороны…..5
1.1 Порядок разрешения коллективного трудового спора……………….12
1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией……………………..16
1.3 Рассмотрение спора с участием посредника…………………………..18
1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем………………………….20
Глава II. Забастовка. Реализация права на ее проведении………………………………………………………………….….24
Глава III. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..31
Глава IV. Анализ законодательства разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

коллективные трудовые споры.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

НОУ СПО «Ставропольский  кооперативный техникум

экономики, коммерции и права»

 

 

Цикловая  комиссия Правоведения и менеджмента 

Специальность: 030912 Право и организация социального  обеспечения 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации»

 

 

 

 

Дипломник:   _________________________________________                        

                                                            (Ф.И.О.)

 

Курс     3      группа 131 ПСО

     

 

Научный руководитель____________________________________________

                                                                            (ученая степень, должность, инициалы, фамилия)

                                                                     ___________  «___» июня 2013г.

                                                                                                         (дата)

 

Допущен к  защите в ГАК: ___________________________________________

                                                                                                           (инициалы, фамилия)

                                                                   

___________  «___» июня  2013 г.

                                                                        (подпись)                     (дата)

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2

Глава I. Коллективный трудовой спор: понятие, предмет, стороны…..5

1.1 Порядок разрешения  коллективного трудового спора……………….12

1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией……………………..16

1.3 Рассмотрение спора с участием посредника…………………………..18

1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем………………………….20

Глава II. Забастовка. Реализация права на ее проведении………………………………………………………………….….24

Глава III. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..31

Глава IV. Анализ законодательства разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок………………………………34

Заключение ……………………………………………………………………46

Список  литературы…………………………………………………………..48

 

Приложение…………………………………………………………………….51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Негативные  процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно  обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты  и забастовки как крайняя форма  их проявления становятся частью нашей  экономической и социальной жизни.

В ст. 37 Конституции  РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с  использованием установленных федеральным  законом способов их разрешения, включая  право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

В предлагаемой работе исследуется институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами, регулирующими данную сферу трудового  права: Трудовым кодексом РФ и Федеральным  законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Для этого  в данной работе мы постараемся раскрыть следующие вопросы:

что является предметом коллективного трудового  спора, между какими субъектами возникают  разногласия, законодательно установленный порядок рассмотрения коллективного трудового спора, порядок формирования примирительных органов и разрешения ими разногласий, правовое регулирование забастовок, порядок признания законности или незаконности забастовки, правовые последствия для работников участия в законных и незаконных забастовках.

 

1. Коллективный трудовой  спор: понятие, предмет, стороны

 

Коллективные  трудовые споры тесно связаны  с историей рабочего движения за улучшение  условий труда и быта трудящихся. Законодательство о коллективных трудовых спорах начало формироваться лишь в  конце               80-х гг. 20 века. До этого времени считалось, что в социалистическом государстве нет социально-экономической базы для общественных конфликтов на производстве.

Россия, ставшая суверенным государством, долгое время не имела собственного законодательного акта, регулирующего рассмотрение коллективных трудовых споров. До принятия соответствующего российского закона на ее территории применялся Закон СССР «О порядке  разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 09.10.1989 г.

К сожалению, данный Закон так и не смог сыграть  роль стабилизатора общественных отношений. Ученые и практики оценивали его  достаточно критически: «Нормы Закона 1989 г. представляли собой довольно громоздкие и плохо работающие на практике юридические  конструкции. В нем не были разработаны  принципы, цели и задачи регулирования, однако это была первая попытка как-то урегулировать возникшую нестандартную  ситуацию».

В п. 4 статье 37 Конституция РФ закрепила право  на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных  федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

В соответствии с Конституцией РФ был принят Федеральный  закон от 23.11.1995 г. №175-ФЗ «О порядке  разрешения коллективных трудовых споров» (далее Закон).

Данный  закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также  порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного  трудового спора. Нормы этого Закона распространяются на всех работников, работодателей, на объединения работников и объединения работодателей и их полномочные органы.

Нормы указанного Закона практически полностью вошли  в гл. 61 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Однако если в Законе в качестве сторон коллективного трудового  спора названы работники и  работодатели (ст. 2), то ТК РФ расширяет  этот круг, включая в него на всех стадиях разрешения коллективного  трудового спора не только работников и работодателей, но и их представителей.

Поскольку ТК РФ является более поздним по времени принятия законом, к тому же имеющим приоритет перед всеми  другими федеральными законами (ст. 5 ТК РФ), именно его следует считать  главным источником регулирования  отношений по поводу разрешения коллективных трудовых споров.

Таким образом, согласно ч.1 ст. 398 Трудового кодекса  РФ «Коллективный трудовой спор –  это неурегулированные разногласия  между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения  условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а  также в связи с отказом  работодателя учесть мнение выборного  представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы  трудового права, в организациях».

Моментом  начала коллективного трудового  спора является день сообщения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение  им своего решения в установленный  Законом срок (три рабочих дня), а также дата составления протокола  разногласий в ходе коллективных переговоров.

Сами  разногласия по установлению или  выполнению коллективных договоров, соглашений о социально-трудовых отношениях - еще  не трудовой спор, поскольку эти  разногласия могут быть урегулированы  самими спорящими сторонами, и тогда трудового спора не возникнет. А вот неурегулированные самими сторонами разногласия уже представляют коллективный трудовой спор работников с работодателем, разрешаемый примирительной процедурой.

Предметом разногласий (а впоследствии и спора) могут быть практически любые  аспекты условий труда как  на стадии их установления, так и  на стадии применения (при этом Кодекс особо выделяет вопросы заработной платы). Эти условия могут устанавливаться  на уровне организации в коллективных договорах и иных локальных нормативных  актах, а за пределами организации  – на уровне соглашений, поэтому  важно определить, входит ли регулирование  тех или иных вопросов в компетенцию  государства и его органов, то спора по поводу их установления быть не может.

Предмет коллективных трудовых споров неоднороден, поскольку ст. 398 ТК РФ называет три  категории вопросов, которые могут  стать предметом разногласий  между работниками и работодателями:

установление  и изменение условий труда (включая  заработную плату);

заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений;

отказ работодателя учесть мнение выборного представительного  органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права  в организациях.

Первая  группа, выделяемая в предмете трудовых споров, представляет собой коллективные условия труда, устанавливаемые  или установленные для всех или  отдельных групп работников организации (локальные условия труда). Предметом  коллективного трудового спора  могут быть только те условия труда, которые определены работодателем  в установленном порядке (например, режим работы или размеры доплат за работу в условиях, отклоняющихся  от нормальных). Условия труда, которые установлены законодательством, не могут быть предметом трудового спора.

Заключение  и изменение коллективного трудового  договора, соглашения могут стать  предметом коллективного трудового  спора, если работодатель (работодатели) отказываются от переговоров либо препятствуют их проведению, в результате чего коллективный договор, соглашение не могут быть заключены, а также, если после переговоров работодатель отказывается заключить коллективный договор, работодатели отказываются от заключения соглашений, от внесения изменений в коллективный договор, соглашение.

Отказ работодателя учесть мнение выборного представительного  органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях в качестве предмета коллективного трудового спора  впервые предусматривается в  ТК РФ. Согласно трудовому законодательству, учесть мнение выборного представительного органа работников работодатель обязан в следующих случаях: при утверждении графиков сменности; локального нормативного акта, предусматривающего разделение трудового дня на части; графика отпусков; формы расчетного листка, положения о премировании, локальных нормативных актов, предусматривающих введение, пересмотр и замену норм труда, инструкций по охране труда и других локальных актов.

В целом, можно сказать, что  предметом коллективного трудового спора являются законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников.

Сторонами коллективного трудового спора  являются работники и работодатель (работодатели).

С одной  стороны, участниками спора выступают  работники, но не каждый сам по себе, а связанные определенным организационным  единством, формой выражения которого могут быть собрания, конференции. Другой спорящей стороной выступает работодатель либо объединение работодателей. Права  и обязанности работодателя в  трудовых отношениях осуществляются физическим лицом, органами управления юридического лица или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, учредительными документами и локальными нормативными актами.

Состав  сторон коллективного трудового  спора зависит от того, интересы какого круга работников затрагивает  предмет спора: работников одной  организации, филиала, представительства, иного структурного подразделения  или работников определенной отрасти, организации, расположенных на определенных территориях. Когда затрагиваются  интересы работников нескольких организаций, то, как правило, речь идет о споре  по поводу условий труда, определяемых соглашениями соответствующего уровня, заключения, изменения и выполнения этих соглашений.

Как мы уже  отмечали выше, ТК РФ в отличие от ФЗ от 23.11.1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» в  качестве сторон коллективного трудового  спора называет не только работников и работодателей, но и их представителей, которые могут самостоятельно участвовать  в коллективных трудовых спорах.

Представители работников - это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

Информация о работе Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации