Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 08:49, дипломная работа

Описание работы

Негативные процессы, сопровождающие переход российской экономики на рыночные отношения, существенно обостряют социально-трудовую обстановку. Поэтому, хотим мы этого или нет, но коллективные трудовые конфликты и забастовки как крайняя форма их проявления становятся частью нашей экономической и социальной жизни.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Коллективный трудовой спор: понятие, предмет, стороны…..5
1.1 Порядок разрешения коллективного трудового спора……………….12
1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией……………………..16
1.3 Рассмотрение спора с участием посредника…………………………..18
1.4 Рассмотрение спора трудовым арбитражем………………………….20
Глава II. Забастовка. Реализация права на ее проведении………………………………………………………………….….24
Глава III. Анализ ситуации в разрешении коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………..31
Глава IV. Анализ законодательства разрешения коллективных трудовых споров и организации забастовок………………………………34
Заключение ……………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

коллективные трудовые споры.docx

— 87.90 Кб (Скачать)

Традиционно представителем работников является профсоюз Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган  первичной профсоюзной организации  представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  профсоюзы и их органы представляют и защищают коллективные правка и  интересы работников независимо от членства в профсоюзах при условии наделения  их полномочиями на представительство  в установленном порядке.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

Орган общественной самодеятельности может быть образован  только в организации (на предприятии) и представлять работников как сторону  коллективного трудового спора, не выходя за рамки организации (предприятия).

На территориальном, региональном, отраслевом или федеральном  уровне интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют только территориальные  организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных  организаций профсоюзов.

Представители работодателей - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Представителями работодателей в таких коллективных трудовых спорах на уровне выше предприятия, организации являются полномочные  органы соответствующих объединений  работодателей и иные уполномоченные работодателями органы.

В соответствии со ст. 34 ТК РФ «Представлять работодателей - государственные и муниципальные  учреждения, а также организации, финансируемые из соответствующих  бюджетов, могут органы исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченные на представительство  законодательством или работодателями».

Помимо  вышеуказанных характеристик коллективного  трудового спора некоторые авторы выделяют виды коллективных трудовых споров.

Виды коллективных трудовых споров различаются по характеру спора и по правоотношениям, из которых вытекает спор.

По характеру спора различают:

- споры  работников с работодателями  или их представителями по  поводу установления или изменения  условий труда, заключения или  изменения коллективных договоров,  соглашений по вопросам труда  и быта работников;

- споры  работников с работодателями (или  их представителями) по поводу  выполнения коллективных договоров,  соглашений, трудового законодательства.

По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают:

- спор  из правоотношения трудового  коллектива работников предприятия,  учреждения, организации с работодателем  (администрацией);

- спор  из правоотношения профкома предприятия,  учреждения, организации с работодателем  (администрацией);

- споры  широкой сферы из правоотношений  социальных партнеров выше уровня  предприятия, учреждения, организации. 

Как видно  из указанных видов, все коллективные споры - это споры сферы социально-партнерских  отношений на различных их уровнях. И спорящими сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих  представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном  уровне.

 

1.1 Порядок разрешения коллективного трудового спора

 

В обобщенном виде порядок разрешения коллективных трудовых споров характеризуется следующими положениями ТК РФ.

1) о порядке  выдвижения требований работников  и их представителей, их рассмотрении;

2) о примирительных  процедурах;

3) о гарантиях  в связи с разрешением коллективного  трудового спора;

4) об  участии Службы по урегулированию  коллективных трудовых споров (далее  Служба);

5) о забастовке;

6) о запрещении  локаута;

7)  о ведении документации при разрешении коллективного трудового спора.

Этапам  и порядку разрешения коллективных трудовых споров предшествует стадия урегулирования разногласий самими сторонами. Ведь трудовые споры - это  неурегулированные разногласия, рассматриваемые  юрисдикционными органами в установленном Законом порядке. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решение работодателя, работники должны их оформить выдвижением требований.

Положения о выдвижении требований работниками  и рассмотрения их работодателями определяются в ст. ст. 399 и ст. 400 ТК РФ.

Правом  выдвижения требований обладают работники  и их представители. Причем, требования работников организации, филиала, представительства  выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники  избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного  трудового спора.

Собрание  работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается  правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Поскольку ТК РФ не определяет условия  принятия решений, то следует исходить из общего традиционного правила  – решение об утверждении требований может приниматься простым большинством голосов от присутствующих на собрании (конференции).

Однако  следует иметь в виду, что даже если требования выдвинуты на заседании  выборного профсоюзного органа, они  все равно должны быть утверждены на собрании или конференции работников.

Исходя  из общих принципов социального  партнерства ч. 4 ст. 399 ТК РФ обязывает работодателя «предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не препятствовать его (ее) проведению».

При выдвижении одинаковых требований различными представителями  работников они вправе сформировать единый орган для участия в  разрешении данного коллективного  трудового спора.

Такие требования излагаются в письменной форме и  направляются работодателю. Требования профессиональных союзов и их объединений  выдвигаются и направляются соответствующим  сторонам социального партнерства. Копия требований, оформленных в  письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае Служба обязана проверить получение  требований другой стороной трудового  спора.

Письменная  форма изложения требований работников является обязательным условием для  процедуры коллективного трудового  спора. Эта форма может быть любой, главное – зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме. В случае отсутствия такого доказательства это лишает работников возможности предъявить претензии к работодателю и привлечь его к ответственности за уклонение от соблюдения процедур рассмотрения коллективного трудового спора.

Работодатель  обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю  работников в письменной форме в  течение трех рабочих дней со дня  получения требований (ст. 400 ТК РФ). Если работодатель дает положительный  ответ, то не возникает спора. Если же ответ является отрицательным или  он не получен в установленный  срок, с определенного момента  начинается коллективный трудовой спор. Кроме того, в случае уклонения  работодателя или его представителя  от получения требований работников он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.32 Кодекса  об административных правонарушениях  РФ (КоАП) в виде штрафа от 10 до 30 минимальных  размеров оплаты труда.

Срок  для ответа на требования профсоюзов более продолжительный – один месяц.

Примирительные  процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора  в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ч. 2 ст. 398 ТК РФ)

Порядок разрешения коллективного трудового  спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

1) рассмотрение  спора примирительной комиссией;

2) рассмотрение  спора с участием посредника;

3) рассмотрение  спора трудовым арбитражем.

Обязательным  первым этапом является примирительная комиссия, после которой при недостижении согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рассмотрения. Или же после примирительной комиссии стороны могут перенести спор на рассмотрение трудового арбитража. Если стороны не достигли согласия, какую примирительную процедуру использовать после примирительной комиссии (посредника или трудовой арбитраж), тогда стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, т. е. Закон ограничивает процедуру двумя этапами.

Ни одна из сторон спора не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Для работодателя это означает возможность  привлечения к административной ответственности, а для работников и их представителей – признание  забастовки недействительной (если до нее дойдет дело).

Каждая  примирительная процедура проводится в установленные законом сроки. Но в случае необходимости эти  сроки могут быть по соглашению сторон спора продлены. Данные сроки являются процессуальными. Исковых, давностных сроков по коллективным трудовым спорам не установлено.

Следует отметить, что Трудовой кодекс РФ в  отличие от ФЗ от 23.11.1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» не предусматривает в  ходе разрешения коллективного трудового спора таких форм поддержки своих требований со стороны работников, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования (ст. 4 Закона).

В случае уклонения работодателя или его  представителя от участия в примирительных процедурах, в т.ч. непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания, на него может быть наложен административный штраф от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Представители сторон, примирительная комиссия, посредники, трудовой арбитраж и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны  использовать все предусмотренные  законодательством возможности  для разрешения возникшего коллективного  трудового спора.

 

1.2 Рассмотрение спора примирительной комиссией

 

Рассмотрение  коллективного трудового спора  примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного  трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК и  ст. 6 Закона.

Определенную  помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации  работы по рассмотрению коллективного  трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 12.03.1997 г. №11.

Примирительная  комиссия - это совместный орган  спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.

Создание  примирительной комиссии оформляется  соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе (в  равном количестве и с равными  правами).

Количественный  состав примирительной комиссии устанавливают  стороны по соглашению. В зависимости  от масштаба коллективного трудового  спора и сложности выдвигаемых  требований в состав примирительной комиссии рекомендуется включать от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих  искусством ведения переговоров. Представителями  работодателя могут выступать руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, конфликтологи, социологи и др.) Представителями работников чаще всего выступают члены профсоюзных комитетов организации, но также могут быть специалисты в области юриспруденции, психологии, экономики и т. д.

Стороны не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. А если уклоняется одна из сторон (ст. 406 ТК), то коллективный трудовой спор передается на рассмотрение трудового арбитража.

Коллективный  трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента  издания приказа (распоряжения) о  ее создании. Указанный срок может  быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом (ст. 402 ТК).

В ходе рассмотрения коллективного трудового спора  стороны предоставляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора. Члены комиссии имеют право проводить  совместные или раздельные заседания  сторон, предлагать собственные возможные  варианты разрешения конфликта, подписывать  решения, принятые сторонами спора  при их участии.

Информация о работе Институт разрешения коллективных трудовых споров в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации