Журналистика и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является показать важность СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические аспекты влияния СМИ на различные институты общества;
- проанализировать процесс взаимодействия СМИ и гражданского общества.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Краткая история и виды СМИ 5
1.1. Краткая история СМИ 5
1.2. Основные виды СМИ 17
Глава 2. Роль СМИ в жизни общества 19
2.1. СМИ и общественная культура 19
2.2. Особенности процесса глобализации СМИ 24
2.3. Особенности взаимодействие СМИ и гражданского общества 26
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

Журналистика и гражданское общество.docx

— 69.38 Кб (Скачать)

Со временем РОСТА стало  крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные  газеты в помощь губернским и уездным  изданиям. В годы гражданской войны  работники РОСТА участвовали  в деятельности многочисленных агитпоездов  и агитпароходов, выпускали листовки, плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами и острыми забавными стихами так называемые «Окна РОСТА» (Окна сатиры РОСТА), с которыми активно сотрудничали Черемных, Маяковский, Демьян Бедный, Мор и другие. Это был самобытный вид агитационно-массового искусства, возникшего в 1919-1921 годах и являвшийся одной из форм формирования общественного мнения.

В первое время своего существования  РОСТА, помимо своей непосредственное информационной деятельности, занималось и распространением периодических  изданий. С созданием в 1919 году Центропечати (позднее преобразована в Союзпечать), эти функции из РОСТА ушли.

После окончания гражданской  войны агентство несколько раз  меняло ведомственную принадлежность: в декабре 1920 года РОСТА было подчинено  Главполитпросвету, в сентябре 1922 года – передано ВЦИК, в 1925 году – подчинено СНК РСФСР, в 1935 его функции были переданы Телеграфному агентству Советского Союза (ТАСС). 5

Тем не менее все это время печатные СМИ не были подчинены какому-либо одному универсальному закону, который бы упорядочил деятельность, способы и методы влияния СМИ на общественную жизнь. В почдинение этому закону вошли уже существующие радио и телевидение как способы СМИ.

Официальное юридическое  начало истории российских СМИ –  Закон РФ «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 года, закрепивший  общие принципы свободы массовой информации, а также новый механизм организации и деятельности СМИ.

Однако СМИ не были бы СМИ, а зрители не получали бы требуемой  информации, если бы эти принципы соблюдались  в полной мере. Есть ведь одно большое  НО: СМИ по природе своей склонны  к манипуляциям. Хотя бы по причине  собственной встроенности в систему массовых коммуникаций. Одно из известных определений СМИ гласит: «самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения». Значит, институт СМИ в общем и телевидения в частности можно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как социальное средство общения, а во-вторых, как бизнес живущий по специфическим законам, но по основным показателям ничем не отличающийся от любого другого.

В истории зарубежного, равно  как и отечественного телевидения, прослеживается несколько этапов. Первый этап является экспериментальным, на котором  главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. Второй – этап начала и становления регулярного вещания  на стандартах, близких к сегодняшним, поиск оптимальных организационных форм и распространение телеприемников среди населения. Третий этап характеризуется превращением телевидения в главное средство массовой информации и господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ. Ряд государств вступил в четвертый, современный этап – время «телеизобилия», внедрения спутникового и кабельного ТВ, дробления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора.

Слово «телевидение» ввел в оборот на научной конференции  в Париже петербургский радиоинженер Константин Дмитриевич Перский в 1900 году. Термин же, как и идея, появился задолго до самого телевидения. Получение первого телеизображения относится к 20-м годам прошлого века – в разных странах с разрывом в несколько лет.

Первая модель телевизора Ар-си-эй имела экран 5x9 дюймов (дюйм – 2,5 см), была рассчитана на пять каналов  и стоила 199 долларов, но не имела  звука. Для того чтобы можно было не только смотреть, но и слушать  двигающиеся картинки, телевизор  нужно было подключать к радиоприемнику и настраивать на определенную волну.

Репертуар телестанций США  на тот момент включал передачи трех видов: кинорубрику (обычно фильмы-путешествия и старые голливудские ленты), студийные передачи (концертные номера, скетчи и кулинарные уроки) и внестудийные репортажи с ПТС, занимавшей два громоздких автобуса (спорт, выставки, демонстрация мод). Несколько позднее в репертуаре появилась реклама.

Первая оплаченная реклама  прошла в эфир 1 июля 1941 года. На таблице  настройки на 10 секунд появились  часы марки «Булова». Тогда рекламодателю это обошлось всего в 9 долларов.

После Второй мировой войны  количество телеканалов в США  стало увеличиваться. Во многом благодаря  тому, что появились коммерческие телесети. Также в послевоенные годы, но ближе к 50-м годам стало появляться общеобразовательное телевидение.

На территории Англии развитие телевидения также шло свои путем. «2 ноября 1936 года Би-би-си начала регулярные передачи. Именно эта дата принята  сегодня за начало истории регулярного  телевидения в мире. Передачи шли  по два часа в сутки шесть раз  в неделю по заранее объявленному расписанию»6.

Вторая мировая война  коснулась всех. По этой причине  телевещание практически не развивалось  во время войны. После войны во многих странах зарождалось и  развивалось общественное телевидение. Например, Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи в июне 1946 года показом записи парада победы.

Позднее, в 1955 году появилось  коммерческое телевидение. Коммерческое ТВ существовало как обычное предприятие, стремящееся к извлечению прибыли  путем продажи части своего вещательного времени под рекламу.

«Если на общественное (государственное) вещание зритель может влиять как гражданин и избиратель, то на частное – прежде всего как  потребитель, настроения которого выявляются регулярными опросами. Недостаток коммерческой организации – постоянная зависимость  от рекламодателей, которые ради прибыли готовы потакать даже самым низменным вкусам и желаниям аудитории»7.

Активное развитие и становление  телевидение также проходило  на территории континентальной Европы – в странах Франции, Германии и т.п. Практически везде телеканалы подразделялись на государственные  и коммерческие, все это конечно  обусловлено, в момент появления  телевидения стремлением со стороны  государства как-то монополизировать эту новую возможность, с другой стороны, после войны нужны были средства, и они нашлись в таком  новом слове – реклама. Плюс ко всему, стало развиваться кабельное  телевидение, способное угодить  любому вкусу, но оно, опять же, было платным. Зато каждый гражданин от мала до велика теперь может найти передачу по своему вкусу, что, безусловно, является большим плюсом.

У истоков электронного телевидения  в России стоял уже упомянутый профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг. В 1937 году начались опытные передачи на УКВ в Ленинграде.

Советские пресса, радио  и телевидение официально именовались  «средствами массовой информации и  пропаганды», информационные и развлекательные  передачи воспринимались под углом  их пропагандистского предназначения.

Использование телевидения  с целью «воспитания советских  людей», формирования «нужного» общественного  мнения имело переменный успех. Зрители  скептически относились к подслащенным сообщениям на внутренние темы: рапорты  об успехах сельского хозяйства, например, вызывали недоумение у человека, отстоявшего очередь за продуктами.

Значительные перемены, как в стране, так и на телевидении начались только после 1985 года. Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым использовало СМИ для поиска путей выхода из застоя, для того, чтобы сломить бюрократическое сопротивление реформам, для пропаганды «нового политического мышления». Взятый новым руководством курс на гласность означал постепенное снятие традиционного контроля над словом, переход от монолога и назидательности к дискуссии.

«Августовский путч 1991 года, когда консервативные силы попытались вернуть страну к прежним порядкам и потерпели сокрушительное поражение, привел к окончательному краху КПСС и распаду Советского Союза. Старая структура Гостелерадио была разделена  по республикам. В России на сузившемся информационном пространстве передачи вели две большие государственные  компании. Первоначально предполагалось, что первый канал (в 1992-1995 – «Останкино») будет обслуживать Содружество  Независимых Государств в качестве межгосударственной компании. Но эта идея не осуществилась, и он остался, по существу, программой России, принимаемой в СНГ. Эта ориентация канала до сих пор прослеживается в большом числе сообщений из ближнего зарубежья в новостях, а также в отборе развлекательных передач»8.

В мае 1991 года начал работать телеканал «Россия», принадлежащий  Всероссийской государственной  телерадиокомпании (ВГТРК). В советских  условиях он стал рупором более демократически настроенного российского парламента во главе с Б.Н. Ельциным. Когда КПСС потеряла монополию на государственную власть и между различными политическими силами началась борьба за контроль над средствами массовой информации, главным яблоком раздора стало телевидение.

С 90-х годов различными путями пытались создать в стране независимое, негосударственное телевидение. Тому примером могут служить «ТВ-6 Москва» и «НТВ».

Сегодня российское телевидение  включает в себя достаточно много  каналов, государственных, коммерческих, частных, спутниковых, кабельных и т.п. Безусловно, многие каналы рассчитаны исключительно на массовость потребления, на рекламу, доход с нее. Но тем не менее, нельзя отрицать наличие общеобразовательных программ и каналов, которые все также привлекают зрителя.

Деньги вкладываются –  и окупаются. Пресса должна приносить  собственникам прибыль, будь она  выражена в денежном эквиваленте  или же в общественных настроениях.

 

1.2. Основные виды СМИ

На настоящий момент времени, как упоминалось выше, существует несколько видов СМИ: печатная продукция, электронная, теле – и радио – продукция. Можно условно разделить их на несколько видов:

рекламные издания (печатная продукция сборника объявлений); электронные  СМИ (как правило, это электронная  версия существующего печатного  или телевизионного источника массовой информации – газеты, журнала или  программы, это также может быть новостной блок, законодательный  и т.п.);

- газеты;

журналы (современные журналы  носят очень разнообразный характер – от научно-познавательных до информационно-развлекательных, спектр очень большой, есть также  специализированные журналы, которые  освещают информацию по какой-нибудь узкой  области, интересную для определенной категории читателей – например, компьютерный журнал, журнал о растениях, животных и прочее);

- справочники (справочники как правило содержат в себе информацию справочного характера, являются своего рода каталогом, устроенным тем или иным образом);

- радио (в радиоэфире  можно сегодня услышать в основном  музыкальные произведения, новости,  дискуссии. Хотя, следует отметить, что в последнее время очень распространены аудиокниги, которые ставят в прямом эфире на радиостанциях, что служит образовательной цели, особенно для подрастающего поколения);

- телевидение.

Последний пункт заслуживают  отдельного рассмотрения, ввиду того, что больший процент аудитории  предпочитает телевидение. На то есть различные причины – несомненное  удобство, возможность воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств, отсутствие платы (по крайней мере за основные каналы) и многое другое. Телевидение является источником информации различного рода – коммерческой, политической, культурной, образовательной, развлекательной. Все это вперемешку с рекламой создает мощную основу для манипуляции массовым сознанием.

 

 

Глава 2. Роль СМИ в жизни общества

2.1. СМИ и общественная культура

Культура общества представляет собой совокупность идей, связанных  с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в деятельности сознания, но и в  человеческих взаимоотношениях в обществе, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир  во всем богатстве. Тотальная информатизация сегодня это всепроникающая черта  современной цивилизации. Тезис  «тот, кто владеет информацией, владеет  миром» в информационном обществе становится всё более актуальным. В современную  эпоху глобализации поражения и  победы свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. В подобных условиях роль СМИ  в формировании общественного сознания значительно возрастает. Средства информации в современном мире представляют собой важную часть духовного  производства. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. С отменой цензуры  в стране слово «свобода» стало  одним из самых употребляемых  в философском лексиконе. Все  демократические конституции развитых стран закрепляют понятие свободы, видя в нем основу свободы печати оппозиции, критики, инакомыслия и  прав меньшинства. Очень трудно дать оценку влиянию СМИ на человека, на его мнение сегодня, ведь недооценка влияния средств массовой информации на человека и манипуляция общественным сознанием становятся одной из главных  причин вырождения культурных ценностей  человека и общества, искусства и  науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего  поколения. Необходимо научиться четко оценивать информационную зависимость общества. Для того, чтобы соблюсти гармонию между законом и реальной жизнью, необходимо переместить акцент философского знания и общественного мировоззрения с внешнего на внутренний мир человека, на его высшие социальные и духовные чувства. Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение. Соответственно становятся первоначальным источником информации, прежде всего об окружающем мире. Особенно для младшего поколения. Это следует учитывать при работе над информацией, потому что СМИ сегодня создают значительный пласт культуры в ментальности общества. Недооценка влияния средств массовой информации на жизнь человека и общества становится причиной крушения устоявшейся системы ценностей человека и общества, искусства и науки, нравственности и духовности, образования и воспитания подрастающего поколения. В условиях трансформации российского общества остро встала проблема изменения не только экономической, политической, социальной сфер общества, но и сферы духовной, что во многом обусловлено деятельностью средств массовой информации. Преобладающие в пространстве СМИ информационные технологии сегодня создали особую коммуникативную среду, в рамках которой происходит нивелирование традиционной российской системы ценностей и формирование новой системы по западному образцу.

Информация о работе Журналистика и гражданское общество