Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Разновидности жанров журналистики. 5
Информационные жанры журналистики 6
Аналитические жанры журналистики. 10
Художественно-публицистические жанры. 17
Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики. 23
Жанровые признаки 23
Факторы, определяющие выбора жанра. 24
Межжанровый синтез. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы: 30
Приложение 1. 31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 70.75 Кб (Скачать)

Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк — аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.

Публицистическое  начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события — исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов.

Художественное  начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью  образного мышления, при котором  картины, ситуации, явления и характеры  социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации — собирательная  и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного  типа социального поведения, характера  или явления. Во втором — в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов.

Следует подчеркнуть, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного своей "выпрямленностью". Авторская задача в нем просматривается ясно и определенно: не случайно о художественно-публицистических образах говорят, что они обладают (а не страдают) определенной однобокостью изображения. Герой в очерке всегда категориален. Сохраняя свою индивидуальную неповторимость, он в то же время выполняет служебную функцию — отражает проблему, решаемую автором.

"Я"  в очерке — это сам публицист,  его точка зрения на происходящее, его оценки и выводы. Автор-демиург  (как лицо, наделенное высшей властью) ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события. Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста — его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию.

Актуальная  социально-нравственная проблема раскрывается в очерке в форме типических социальных ситуаций, характеров и взаимоотношений. Это предопределяет существование  трех основных типов документальных очерков — проблемных, портретных и очерков нравов (своеобразной разновидностью жанра принято считать еще  путевой очерк). Предмет исследования в них — человек и проблема (конкретная жизненная ситуация, требующая своего разрешения). Очерк — публицистический жанр, в образной форме, исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.

Фельетон  от французского слова «feuille» - лист, листок. Листком называли приложение к газете, которое размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь помещались не только фельетоны, но и отчёты, рецензии, обзоры. По своим природообразующим элементам фельетон близок к очерку. Он тоже синкретичен, в нем также нерасчленимы три начала — публицистическое, сатирическое и художественное. Главное отличие фельетона от очерка — его сатирическое начало, определяющее природу жанра. Его сущность заключена в комическом иносказании, которому подчинено в фельетоне всё и которое объединяет все три стихии жанра. Что составляет предметную основу фельетона? Отрицательные факты действительности, комическая природа которых очевидна для сатирика.

Справедливо сказано: нет фактов фельетонных  и нефельетонных — есть их фельетонная обработка, то есть выявление комической сути "испорченной действительности" (Гегель). Чтобы вскрыть эту суть, публицист прибегает к специфическому анализу фактов. Основу метода составляет комическое заострение — преувеличение или преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве этих средств в фельетоне выступают гротеск, гипербола, пародирование, окарикатурирование (преувеличивающее заострение) и литота (преуменьшающее заострение). Благодаря им выявляется содержание комического парадокса — противоречие отрицательного факта общепринятому мнению и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. Комизм заключается в том, что силы, выражающие данное противоречие, своей отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен, предъявляя права на роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает публицист-сатирик, показывая всю несостоятельность объекта насмешки, стремящегося постоянно выдавать желаемое за действительность. Прибегая к иносказанию, фельетонист использует его для создания сатирического образа.

Между тем  фельетонное повествование — это всегда особый код, который предстоит разгадать читателю или зрителю. Эзопов язык, к помощи которого прибегает сатирик, это не просто прием повествования, а типологический признак жанра. В основе приема лежит сознательное нарушение не только лексико-стилистических норм языка, но и – что более принципиально — нарушение внешнего правдоподобия в изображении предмета или явления, нарочитое смещение пропорций описываемого факта. Если в очерке домысел возможен, но не обязателен, то в фельетоне без гиперболизации, без доведения ситуации до крайности, иногда до абсурда не обойтись. В домысле отражается умение сатирика-публициста — без указующего перста, без назидания создать необходимый сатирический образ.

Разновидностью  фельетона является памфлет —  жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. Объект насмешки в памфлете — концепция, система взглядов идейного оппонента. Слово «памфлет» произошло от греческого «pamm fhlego» - всё воспламеняю. Это понятие имеет мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов.

Эссе. "Содержание моей книги — я сам", — написал  М. Монтень в своих знаменитых "Опытах". Так родился жанр эссе, в основе которого лежит постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора. Жанроопределяющим элементом эссе является, таким образом, процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности. Эссе соединяет бытийное и личностное: жизнь вокруг нас — это одновременно и наш внутренний мир. И наоборот: спектр чувствований публициста — это отражение чувствований, рождаемых внешним миром. Поэтому в центре эссе находится не среда, увиденная глазами субъекта высказывания, а сам субъект как центр мироздания. Человек в его отношениях с действительностью — предметная основа текста.

Как достигается  эта цель? Эссе — это не просто персонификация повествования, это максимальное раскрытие личностного начала в тексте, создание психологически достоверного образа повествователя. Если в фельетоне автор, принимая огонь на себя, демонстрируя свое "я", в то же время дает понять читателю, что "я" — это всего лишь маска, образ, создаваемый для активизации работы мысли аудитории, то эссе — жанр, в котором самораскрытие и самоопределение индивидуальности служит принципиальной основой повествования. С помощью системы разнообразных ассоциации — логических, эмоциональных и др. автор предлагает самоанализ личности, познающей окружающий мир и самое себя. Так субъект исследования становится его объектом. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния — важнейшее качество эссеистского текста.

Описание "индивидуально-сознательного" не имеет самостоятельной ценности; важно описание своих чувств и переживаний, возникающих при соприкосновении с таинствами окружающего мира. Так раздвигаются границы повествования: конкретная узкая тема развертывается в широкий план параллелей и аналогий, усложняя, обогащая тем самым контекст разговора автора с аудиторией. Отсюда и свободная форма эссе, допускающая перетекание друг в друга элементов репортажа, очерка, статьи, комментария, письма, дневника, новеллы. Отсюда и возникновение образа повествователя, дистанционно близкого биографическому автору, но, тем не менее, вполне автономной фигуры. Все это позволяет охарактеризовать эссе как публицистический жанр, выявляющий закономерности бытия человека через изображение процесса восприятия мира.

Пародия –  это, очевидно, самый древний жанр искусства. На Руси популярными были скоморохи, лихо пародировавшие известных личностей. Считалось, что без пародии нет театра.

 

 

Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики.

Жанровые признаки

 

Для каждого  жанра характерны свои признаки, однако жанровые признаки общего характера  являются объединяющим компонентом  для каждого из них. К основным жанровым признакам относятся:

 

1. Тема произведения.

 

Данный жанровый признак определяет сущность отображаемой действительности, ее внутреннее содержание, ее смысл и значение.

 

2. Композиционная  организация материала.

 

Определяет, каким образом сочетаются элементы описания, по каким принципам строится произведение, какие критерии лежат  в основе отбора материала.

 

3. Мера типизации.

 

Определяет, насколько обобщенно воплощается  произведение в деятельность, насколько  широкий круг явлений и событий  оно охватывает, насколько общим  или частным является изложение.

 

Известный исследователь  телевизионной журналистики Э.Багиров так определял ролевое распределение в средствах массовой информации, исходя именно из меры типизации, способности к обобщению, присущей каждому из них: "Радио позволяет узнать, ЧТО произошло, телевидение позволяет увидеть, КАК это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать, ПОЧЕМУ это произошло".

 

4. Изобразительные  и выразительные средства. Это  средства, позволяющие найти адекватную  форму действительности (цвет, свет, ритм, темп, стиль, звук).

 

Для каждого  жанра исторически сложился свой характерный комплекс проявления жанровых признаков, который, установившись, уже, как правило, не меняется. Сложившиеся  жанры - явление крайне устойчивое, не склонное к изменениям без особых на то причин. Для адекватного изображения  явления, события, факта существует несколько возможных способов. Но точный и правильный выбор жанра  во многом определяет, будет ли донесено до читателя, зрителя верное о нем представление.

Факторы, определяющие выбора жанра.

 

1. Характер  отображаемого объекта.

 

Журналистика  сталкивается с огромным разнообразием  фактов, событий и объектов из самых  отдаленных и многообразных областей деятельности. Совершенно очевидно, что  выбор того или иного жанра, который  наиболее адекватен в конкретном случае, связан с характером этого  явления или объекта с его  особыми характеристиками как внешнего (масштаб, скоротечность и т.п.) так  и внутреннего (социальные особенности, актуальность, взаимосвязь с другими  явлениями и т.д.) порядков. Легко  понять, что при отображении стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации и, например, долговременного социального явления  следует исходить из выбора разных жанров - репортажа или информации в первом случае и, быть может, аналитической  статьи во втором.

 

2. Позиция  автора.

Позиция автора определяется его мировоззрением, знаниями, системой нравственных, моральных, социальных оценок, особенностей личности, пристрастий  и антипатий (которые формально  для журналистики не должны оказывать  существенного влияния на результат, но, тем не менее, опосредовано, включены в творческий процесс). Позиция автора определяет хотя бы такие факторы как острота материала, степень его детализации, аналитичности, художественности и т.п. Автор, глубоко погруженный в тему материала, высококомпетентный в данной области изберет иной подход, нежели репортер, получивший задание "с колес", автор, способный к образному видению, очевидно, предпочтет очерк короткой заметке, к анализу - соответствующий ситуации жанр публицистики. Однако не следует полагать, что данный критерий является всесторонне определяющим и самодостаточным, так как личность автора, внося определенного рода субъективный фактор, тем не менее, остается в рамках профессиональных требований. В данном случае речь идет в первую очередь о комплексной оценке целесообразности выбора того или иного жанра, а не подмене одного критерия другим.

 

3. Конечная цель.

 

Немаловажную  роль в прагматическом аспекте при  выборе жанра играет точное осознание  конечной цели произведения. Она обусловливает  не только выбор жанра, но и определяет его направленность и очень часто  мало зависит от воли автора, которому приходится учитывать многие вещи - формат издания для которого готовится  произведение, традиции, место произведения в структуре общего выпуска и  т.д. Более отдаленные и неочевидные  для аудитории цели во многом находятся  в компетенции редактора, дающего  задание или, в случае с наиболее опытными журналистами-комментаторами исходят из контекста его стилистики и позиции в общем смысле. Понимание того, какого результата необходимо достигнуть - основополагающее требование к профессиональному журналисту.

Информация о работе Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска