Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Введение. 3
Глава 1. Разновидности жанров журналистики. 5
Информационные жанры журналистики 6
Аналитические жанры журналистики. 10
Художественно-публицистические жанры. 17
Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики. 23
Жанровые признаки 23
Факторы, определяющие выбора жанра. 24
Межжанровый синтез. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы: 30
Приложение 1. 31
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра филологии и массовых коммуникаций
Швецова Галина Леонидовна
Жанры журналистики
Курсовая работа по русскому языку
студентки 3 курса гуманитарного факультета
(отделение журналистики)
Научный руководитель
кандидат филологических наук
доцент Л.Н.Ротова
Нижневартовск
2011
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Разновидности жанров журналистики. 5
Информационные жанры журналистики 6
Аналитические жанры журналистики. 10
Художественно-публицистические жанры. 17
Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики. 23
Жанровые признаки 23
Факторы, определяющие выбора жанра. 24
Межжанровый синтез. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы: 30
Приложение 1. 31
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Нередко приходится
слышать мнение о том, что для
журналиста главное – создать
интересный материал, а какого он жанра,
не имеет абсолютно никакого значения.
Существует и другое суждение: разговор
о жанрах журналистики не заслуживает
внимания, так как содержание понятия
«жанр» непрерывно изменяется и усложняется,
а сама теория жанров в целом разработана
недостаточно. Это якобы подтверждается
тем, что разные исследователи предлагают
свой «набор» жанров. Согласиться
с подобными утверждениями
Во-первых, тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как «жанр», существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумывается над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью). Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.
Объединение
это может быть произведено
разными исследователями (или
практиками) на самых разных основаниях,
в зависимости от того, что
каждый из них считает
А во-вторых, точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал об авиации». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите очерк о летчике-испытателе». В последнем случае журналист, наверное, лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.
Формирование
представлений о жанровых особенностях
журналистики имеет весомую практическую
значимость, так как оно дает возможность
(прежде всего начинающему журналисту)
осознанно ориентировать себя в
той или иной познавательной ситуации
на создание вполне конкретного типа
текста, в наибольшей мере «приспособленного»
для адекватного освещения
Целью данной работы является сбор и анализ информации касающейся жанров журналистики их функция, особенностях, взаимосвязи, истории развития и области применения. и последующие анализ и структуризация полученной информации. В дальнейшем ее смогут использовать студенты обучающееся по специальности журналистика и связь с общественностью для подготовки к практическим занятиям по жанрам журналистики, так как на данный момент литературы по данному вопросу не хватает.
Одним из ключевых понятий в журналистике, как и любом виде творческой литературной деятельности, является понятие жанра (от фр. "Genre" - вид). Журналистика имеет несколько отличную от литературоведения типизацию жанров, что объясняется теми специфическими задачами, которые журналистика решает в процессе своего функционирования и особенностями ее исторического развития. Следует понимать, что исходя корнями из литературного творчества, журналистика, тем не менее, всегда стояла особняком от беллетристики и критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление параллельно.
Понятие жанра используется в основном в двух значениях:
1.Для указания рода литературы - в широком смысле (драма, лирика, поэзия);
2. Для обозначения родовых
Жанр в общем смысле это тип, особая форма отображения реальной действительности, имеющий характерные для нее особенности. Жанры никогда не были изобретены, они возникли в ходе утилитарно - исторического литературного процесса как самостоятельное явление.
Исторически сложилась также система
жанров, обусловленная теми реальными
и объективными процессами и явлениями,
которые лежат в основе форм и
способов отображения действительности.
Писатель К. Федин писал по поводу
жанров: "Всякое содержание может
быть выражено единственным в присущей
ему форме. Следовательно, содержание
и есть то основное, что становится
основой для выделения
Жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. приложение 1).
Информационные жанры журналистики:
Новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
• оперативность;
• актуальность;
• фактическая точность;
• понятность для аудитории сути сообщения;
• краткость информации.
Всем этим требованиям соответствует жанр заметка. Она несёт в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что они есть) объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин в заметке называется лидом. Лид — фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями — цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации.
Заметка может иметь фактологическую информацию, основанную на достоверной информации, а может быть вероятностного характера, когда включает в себя предположение или ряд предположений о будущем (прогноз) или прошлом (гипотеза). В случае наличия многих предположений по одному вопросу, то каждое из них является версией.
Заметка может иметь жанровые разновидности:
Событийная (это основной поток заметок), описывающая факты, явления, всё происходящее;
Анонс, где даётся превентивная информация о предстоящих мероприятиях (постановки, кинофильмы, фестивали и др.);
Аннотация, информирующая о состоявшемся явлении;
Мини-рецензия – это оценочная заметка о книге, кинофильме, пьесе и др.
Блиц-портрет, дающий краткие первичные сведения о человеке для получения первого представления;
Мини-обозрение кратко описывает совокупность событий, явлений, действий;
Мини-история
часто публикуется под
Мини-совет обычно даёт краткие рекомендации рыболовам, садоводам, домохозяйкам и т.д.
Репортаж — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Само понятие возникло в первой половине XIX в. и произошло от латинского слова “reportare”- передавать, сообщать. Первоначально это были публикации о судебных заседаниях, парламентских дебатах и т.п. Позднее эти материалы стали называться отчётами, а репортаж превратился в любимый жанр журналистов. «Королём репортёров» называли у нас в стране, как его ласково называли, дядюшку Гиляя, то есть В.А. Гиляровского, автора многочисленных рассказов о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле и др.
Стержнеобразующий жанровый элемент репортажа – это отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Эффект присутствия — не имитационный прием, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдаемое.
События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а
воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события.
Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда — прямо, иногда — косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста с взглядом его собеседника.
Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. В основе текста лежит высказывание собеседника — его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить
и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие (экспресс-интервью, микро-интервью). Но это может быть и развернутый монолог — ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события.
Блиц-опрос. В отличие от интервью, где один человек отвечает на много вопросов, в блиц-опросе один и тот же вопрос задаётся многим людям для получения общей картины отношения общества к затрагиваемой теме.
Вопрос-ответ. Типичный жанр для семейного чтения. В нём соединяется вопрос читателя и ответ на него журналиста или специалиста в интересующей области.
Некогда отчёт относили к сугубо информационным материалам. Сегодня некоторые специалисты включают его в число жанров аналитических. Учебники прежних лет предметную сторону отчета видели в действии, выраженном в слове: текст писал журналист, побывавший на сессии совета, на собрании, на конференции. При этом допускалось, что описание события во всей его полноте возможно не только в строго последовательной, хронологической форме, но и в форме "комплектации" отдельных смысловых узлов (тематический и аналитический отчет). Однако главной жанровосодержащей приметой отчёта полагалось строго документальное изложение происходящего.
Сегодня отчёт, заметно теснимый другими жанрами, старается сохранить свое место в прессе, широко используя элементы корреспонденции (картинки с натуры), репортажа (эффект присутствия), статьи (система рассуждений автора), комментария (описание факта с последующим его анализом). Расширилась и предметная основа отчета — "Спорт-экспресс" публикует отчёты о матчах, турнирах, соревнованиях; в "Известиях" нередки отчёты, связанные с проведением общероссийских акций (например, кампании за возвращение дезертиров в свои части);
Информация о работе Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска