Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Введение. 3
Глава 1. Разновидности жанров журналистики. 5
Информационные жанры журналистики 6
Аналитические жанры журналистики. 10
Художественно-публицистические жанры. 17
Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики. 23
Жанровые признаки 23
Факторы, определяющие выбора жанра. 24
Межжанровый синтез. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы: 30
Приложение 1. 31
Корреспонденция. Это материал, в центре которого конкретная социальная ситуация, то есть система фактов, объединенных хорошо прослеживаемыми причинно-следственными связями, или — группа фактов, связанных единством времени, места, героя, проблемы. От заметки она отличается более детальным и более широким освещением вопроса. Так выясняются специфические жанровые признаки корреспонденции:
• отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
• выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;
• факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами "вторичного" использования;
• авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
• явно или неявно функционирующая цепочка: тезис — аргументация — демонстрация — вывод.
Принципиальная
задача автора корреспонденции —
на основе фактов, имеющих точный адрес,
выявить тенденции их развития, предложить
способы решения возникшей
Некролог. Это извещение о смерти и краткая информация об умершем. Иногда в некрологе говорится и о причине смерти.
Комментарий. Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики — одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее — с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию "интенсивной журналистики" получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика "Факт и комментарий" становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра?
• Комментарий — это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может — факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией;
• стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой — предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы;
• в комментарии
главное — прогностическая
• целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.
Близкую по задачам проблему воздействия на аудиторию решает и колонка. Следует отметить, что у современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник — фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка, разумеется, носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Какое-то время авторами колонки в "Известиях" выступали, в частности, писатель Михаил Жванецкий, политик Борис Федоров.
В чем жанровый смысл колонки? Во-первых, автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе (о нём поговорим дальше). Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее (или — происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Колумист не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию — он выступает по отношению к ним оппонентом. В-третьих, поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения — смысловое ядро колонки.
Колонка — это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере — на понимание). Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Итак, комментарий — жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению. Колонка — монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности.
Отличие рецензии от других жанров в том, что предметом анализа в ней является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях — искусства, науки, публицистики и т. п. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении. Главные задачи рецензента — ориентация аудитории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений. Основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвящённому. Чем большим запасом специальных знаний обладает рецензент, тем больше у него шансов подготовить профессиональную рецензию.
В.Г. Белинский писал: «Каждое произведение искусства непременно должно рассматриваться в отношении к эпохе, к исторической современности и в отношении художника к обществу; рассмотрение его жизни, характера тоже может служить часто уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики».
Рецензия — жанр просветительский. Знакомство с эстетическим разнообразием мира возможно и без посредства критика-рецензента. Но опытный проводник на этом пути — гарантия того, что у художника не прервется связь с аудиторией.
Статья. Если
в корреспонденции публицист
анализирует конкретную социальную
ситуацию, опираясь на лично наблюдаемые
(или — самостоятельно обнаруженные)
факты действительности, то в статье
обобщение носит более широкий
характер. Здесь дается всесторонний
анализ явлений, процессов и проблем.
Опираясь на факты социального бытия,
публицист рассматривает
Поскольку статья — это всегда развернутый поиск закономерностей, структурно она представляет собой цепь умозаключений (от частного к общему или от общего к частному). Это определяет и композицию повествования, и место факта в тексте. Сегодня вряд ли можно говорить о том, что факт в статье занимает подчиненное место, лишь иллюстрируя определенные теоретические положения, выдвигаемые автором. Современная статья активно вбирает в себя элементы других жанров — репортажа, очерка, корреспонденции, интервью. Она становится более эмоциональной по тону, более личностной, хотя, разумеется, развитие мысли остается основой ее структуры.
Каковы жанровые признаки статьи?
• Масштабное
расширение границ повествования —
пространственно-временные
• факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из различных источников — личных наблюдений, встреч, обработки документов, выступлений СМИ, писем в редакцию и т. д.;
• структура
текста статьи — это комплекс положений,
рассуждений, суждений и умозаключений,
то есть система доказательств, опирающихся
на выявление причинно-
• определенная
объективация письма: текст чаще всего
выдержан в интонациях строго научной
лексики, публицист оперирует образами-
Публицистическое обозрение — один из старейших газетно-журнальных жанров (достаточно вспомнить знаменитые литературные, экономические, социально-нравственные обозрения Бестужева-Марлинского, Белинского, Минаева, Шелгунова, Благосветлова, Салтыкова-Щедрина). Отдавая приоритет оперативности другим жанрам, обозрение представляет собой текст, фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период (ежедневное международное обозрение, помесячное театральное обозрение или, например, "Теленеделя" в "Известиях и т. д.). По своим признакам обозрение — специфический жанр, близкий и к корреспонденции, и к статье, и к комментарию. С корреспонденцией его сближает опора на факты действительности, со статьей — движение мысли, с комментарием — очевидное личностное начало, господство персонифицированной точки зрения. Но эти же факторы и разводят обозрение с близкими ему формами журналистского творчества. Если в корреспонденции публицист оперирует группой фактов, объединенных одной, относительно неширокой темой, то в обозрении могут быть использованы разнообразные данные, позволяющие сделать повествование многотемным. Многотемье приводит к тому, что композиция текста приобретает "цепочечно-эпизодический" характер: мысль автора движется от описания и анализа одного эпизода к другому.
В чем специфика обозрения как жанра? Прежде всего, его предметную основу составляет не механический конгломерат разрозненных сведений, а совокупность социальных фактов в форме панорамы жизни всего общества или определенной его сферы. Каждый из них рассматривается не изолированно, а как элемент более обширного целого. При этом главное значение имеют не рассуждения автора, а события, явления, процессы в их сущностном выражении. Панорамность изображения достигается тем, что журналист предлагает, с одной стороны, максимально широкий охват действительности, а с другой (по аналогии с панорамой как произведением живописи) — различную глубину изображения: крупный план, средний, общий. Крупный план — это лично наблюдаемые автором факты, воспроизводимые в отдельных эпизодах, картинках, репликах. Средний план — описание возникшей социальной ситуации, процессов и явлений. Общий план — установление взаимосвязи между отдельными тактами, создание целостной картины действительности в ее противоречиях, выявление общих закономерностей развития социального мира, создание собственно панорамы событий.
Письмо (вариант названия — открытое письмо) не следует путать с почтой, приходящей в редакцию от аудитории. Как специфический жанр периодики оно встречается нечасто, его появление, как правило, бывает вызвано остротой проблем, требующих немедленного разрешения. В этом смысле о письме надо говорить как о жанре оперативно-исследовательском, хотя его формальная оперативность заметно ослаблена тем, что излагаемые в нем факты чаще всего уже стали достоянием гласности. В то же время письмо — остропублицистический жанр, ибо предлагает аудитории личностно окрашенную точку зрения, требующую ответной реакции. Ядром текста служит проблема, требующая немедленного разрешения.
Анкета – жанр, как метод, пришёл из социологии. Это публикации, сделанные на основе обработки данных анкетирования, что превратилось в особый жанр.
Рейтинг – Цель такой публикации в том, чтобы осуществить определённую «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку.
Мониторинг – это определённое «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определённой сфере деятельности. При этом используют статистику (например, подсчитывают, сколько раз на страницах одной газеты появился тот или иной политик в течение определённого времени).
Журналистское расследование. Предметом его становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель его определить корни, причины происходящего, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат.
Обзор СМИ. Исторически исходной формой обзоров СМИ был обзор печати. Этот жанр возник в связи с расширением круга газет и журналов. Но первый обзор появился в 1676 году в Германии. Это была книга Агасфера Фрича «Обозрение (или описание) новостей, которые именуются «Новые газеты» и содержащейся в них пользы и бесполезности».
Пресс-релиз – это реклама в одежде журналистского материала. Так называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например, кандидата в депутаты. От них, собственно, и поступают такие пресс-релизы в СМИ. Полученный в редакции пресс-релиз не обязательно будет опубликован, а может быть использован в качестве информации для ориентации редакции. Характерная черта пресс-релиза – это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определённым образом.
Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал — социологического (научного), публицистического и художественного.
Информация о работе Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска