Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Разновидности жанров журналистики. 5
Информационные жанры журналистики 6
Аналитические жанры журналистики. 10
Художественно-публицистические жанры. 17
Глава 2 Дополнительные сведения о жанрах журналистики. 23
Жанровые признаки 23
Факторы, определяющие выбора жанра. 24
Межжанровый синтез. 26
Заключение. 28
Список используемой литературы: 30
Приложение 1. 31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 70.75 Кб (Скачать)

Корреспонденция.  Это материал, в центре которого конкретная социальная ситуация, то есть система фактов, объединенных хорошо прослеживаемыми причинно-следственными связями, или — группа фактов, связанных единством времени, места, героя, проблемы. От заметки она отличается более детальным и более широким освещением вопроса. Так выясняются специфические жанровые признаки корреспонденции:

•  отдельная  ситуация в ее проблемном целом как  предмет исследования;

• выявление  закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;

• факт как  основа текста, как повод для его  интерпретации; соединение лично наблюдаемых  журналистом фактов с фактами "вторичного" использования;

• авторское  рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;

• явно или  неявно функционирующая цепочка: тезис  — аргументация — демонстрация — вывод.

Принципиальная  задача автора корреспонденции —  на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы. Конструктивное начало обязательно присутствует в корреспонденции.

Некролог. Это  извещение о смерти и краткая  информация об умершем. Иногда в некрологе говорится и о причине смерти.

Аналитические жанры журналистики.

 

Комментарий. Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики — одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее — с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию "интенсивной журналистики" получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика "Факт и комментарий" становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра?

• Комментарий  — это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может — факт, уже  обнародованный ранее. Важна здесь  не быстрота передачи сообщения, а точка  зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с  аудиторией;

• стержневой доминантой жанра выступает рассуждение  по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой — предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы;

• в комментарии  главное — прогностическая оценка факта или события, Важно подчеркнуть, что данный прогноз — лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством — следить за движением мысли публициста всегда любопытно;

• целостность  текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

Близкую по задачам проблему воздействия на аудиторию решает и колонка. Следует отметить, что у современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник — фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка, разумеется, носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Какое-то время авторами колонки в "Известиях" выступали, в частности, писатель Михаил Жванецкий, политик Борис Федоров.

В чем жанровый смысл колонки? Во-первых, автор выступает  в качестве героя-повествователя или  персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе (о нём поговорим дальше). Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее (или — происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Колумист не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию — он выступает по отношению к ним оппонентом. В-третьих, поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения — смысловое ядро колонки.

Колонка —  это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере — на понимание). Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Итак, комментарий — жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению. Колонка — монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности.

Отличие рецензии от других жанров в том, что предметом  анализа в ней является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях — искусства, науки, публицистики и т. п. Поэтому автор  всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан  в обозреваемом произведении. Главные  задачи рецензента — ориентация аудитории  в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений. Основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвящённому. Чем большим запасом специальных знаний обладает рецензент, тем больше у него шансов подготовить профессиональную рецензию.

В.Г. Белинский  писал: «Каждое произведение искусства  непременно должно рассматриваться  в отношении к эпохе, к исторической современности и в отношении  художника к обществу; рассмотрение его жизни, характера тоже может  служить часто уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики».

Рецензия  — жанр просветительский. Знакомство с эстетическим разнообразием мира возможно и без посредства критика-рецензента. Но опытный проводник на этом пути — гарантия того, что у художника не прервется связь с аудиторией.

Статья. Если в корреспонденции публицист  анализирует конкретную социальную ситуацию, опираясь на лично наблюдаемые (или — самостоятельно обнаруженные) факты действительности, то в статье обобщение носит более широкий  характер. Здесь дается всесторонний анализ явлений, процессов и проблем. Опираясь на факты социального бытия, публицист рассматривает закономерности эволюции действительности в различных  ее проявлениях — политических, экономических, нравственных, культурологических и т. д. При этом публицист не просто иллюстрирует мысль примерами из жизни (как иногда принято думать), а кладет факт в основание своего исследования. Как правило, в статье автор оперирует группами фактов, создающих определенную социальную ситуацию, т. е. круг проблем, объединенных единым процессом.

Поскольку статья — это всегда развернутый поиск  закономерностей, структурно она представляет собой цепь умозаключений (от частного к общему или от общего к частному). Это определяет и композицию повествования, и место факта в тексте. Сегодня вряд ли можно говорить о том, что факт в статье занимает подчиненное место, лишь иллюстрируя определенные теоретические положения, выдвигаемые автором. Современная статья активно вбирает в себя элементы других жанров — репортажа, очерка, корреспонденции, интервью. Она становится более эмоциональной по тону, более личностной, хотя, разумеется, развитие мысли остается основой ее структуры.

Каковы жанровые признаки статьи?

• Масштабное расширение границ повествования —  пространственно-временные пределы  текста определяются масштабностью фактов и их разнообразием (глобализация обсуждаемых проблем);

• факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из различных источников — личных наблюдений, встреч, обработки документов, выступлений СМИ, писем в редакцию и т. д.;

• структура  текста статьи — это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся  на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами;

• определенная объективация письма: текст чаще всего  выдержан в интонациях строго научной  лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда — обращение  публициста к логически-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок.

Публицистическое  обозрение — один из старейших  газетно-журнальных жанров (достаточно вспомнить знаменитые литературные, экономические, социально-нравственные обозрения Бестужева-Марлинского, Белинского, Минаева, Шелгунова, Благосветлова, Салтыкова-Щедрина). Отдавая приоритет оперативности другим жанрам, обозрение представляет собой текст, фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период (ежедневное международное обозрение, помесячное театральное обозрение или, например, "Теленеделя" в "Известиях и т. д.). По своим признакам обозрение — специфический жанр, близкий и к корреспонденции, и к статье, и к комментарию. С корреспонденцией его сближает опора на факты действительности, со статьей — движение мысли, с комментарием — очевидное личностное начало, господство персонифицированной точки зрения. Но эти же факторы и разводят обозрение с близкими ему формами журналистского творчества. Если в корреспонденции публицист оперирует группой фактов, объединенных одной, относительно неширокой темой, то в обозрении могут быть использованы разнообразные данные, позволяющие сделать повествование многотемным. Многотемье приводит к тому, что композиция текста приобретает "цепочечно-эпизодический" характер: мысль автора движется от описания и анализа одного эпизода к другому.

В чем специфика  обозрения как жанра? Прежде всего, его предметную основу составляет не механический конгломерат разрозненных сведений, а совокупность социальных фактов в форме панорамы жизни  всего общества или определенной его сферы. Каждый из них рассматривается  не изолированно, а как элемент  более обширного целого. При этом главное значение имеют не рассуждения автора, а события, явления, процессы в их сущностном выражении. Панорамность изображения достигается тем, что журналист предлагает, с одной стороны, максимально широкий охват действительности, а с другой (по аналогии с панорамой как произведением живописи) — различную глубину изображения: крупный план, средний, общий. Крупный план — это лично наблюдаемые автором факты, воспроизводимые в отдельных эпизодах, картинках, репликах. Средний план — описание возникшей социальной ситуации, процессов и явлений. Общий план — установление взаимосвязи между отдельными тактами, создание целостной картины действительности в ее противоречиях, выявление общих закономерностей развития социального мира, создание собственно панорамы событий.

Письмо (вариант  названия — открытое письмо) не следует путать с почтой, приходящей в редакцию от аудитории. Как специфический жанр периодики оно встречается нечасто, его появление, как правило, бывает вызвано остротой проблем, требующих немедленного разрешения. В этом смысле о письме надо говорить как о жанре оперативно-исследовательском, хотя его формальная оперативность заметно ослаблена тем, что излагаемые в нем факты чаще всего уже стали достоянием гласности. В то же время письмо — остропублицистический жанр, ибо предлагает аудитории личностно окрашенную точку зрения, требующую ответной реакции. Ядром текста служит проблема, требующая немедленного разрешения.

Анкета –  жанр, как метод, пришёл из социологии. Это публикации, сделанные на основе обработки данных анкетирования,  что превратилось в особый жанр.

Рейтинг –  Цель такой публикации в том, чтобы осуществить определённую «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку.

Мониторинг  – это определённое «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся  «замер» одних и тех же параметров в определённой сфере деятельности. При этом используют статистику (например, подсчитывают, сколько раз на страницах одной газеты появился тот или иной политик в течение определённого времени).

Журналистское расследование. Предметом его становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель его определить корни, причины происходящего, обнаружить скрытые пружины, приведшие  в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат.

Обзор СМИ. Исторически  исходной формой обзоров СМИ был  обзор печати. Этот жанр возник в  связи с расширением круга  газет и журналов. Но первый обзор  появился в 1676 году в Германии. Это была книга Агасфера Фрича «Обозрение (или описание) новостей, которые именуются «Новые газеты» и содержащейся в них пользы и бесполезности».

Пресс-релиз  – это реклама в одежде журналистского материала. Так называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или  отдельной личности, например, кандидата  в депутаты. От них, собственно, и  поступают такие пресс-релизы в  СМИ. Полученный в редакции пресс-релиз  не обязательно будет опубликован, а может быть использован в  качестве информации для ориентации редакции. Характерная черта пресс-релиза – это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней  действовать определённым образом.

Художественно-публицистические жанры.

 

Жанровую  природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал — социологического (научного), публицистического и  художественного.

Информация о работе Жанры журналистики в печатных СМИ города Нижневартовска