Военная публицистика И. Г. Эренбурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В заметке, предпосланной собранию сочинений 1952-1955 годов, Эренбург говорил, что общая тема его многих произведений – защита «человеческих ценностей от того затемнения, которым угрожают культуре люди, проповедующие ненависть, расовое и национальное чванство, культ грубой силы». Фашизм и война угрожают не только культуре, они угрожают существованию всего человечества, и антифашистская публицистика писателя, верно служит всем, кому дорог мир на земле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. И. Г. Эренбург: страницы жизни и творчества………………………………4
1. 1. Становление этических и политических взглядов будущего писателя и публициста………………………………………………………………………………….4
1.2. Начало журналистской деятельности И. Г. Эренбурга……………………………...8
ГЛАВА 2. На большой войне……………………………………………………….……16
2. 1. Публикации И. Г. Эренбурга в советской печати в период с 1941 по 1945 гг…..16
2. 2. Письма с фронта как главный источник достоверности военной публицистики И. Г. Эренбурга……………………………………………………………...…………….32
2. 3. Военные публицистические выступления И. Г. Эренбурга в зарубежной прессе………………………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………38

Работа содержит 1 файл

военная публицистика эринбурга.docx

— 93.47 Кб (Скачать)
 

     ГОУВПО  « МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     имени Н. П. ОГАРЕВА» 

     Факультет филологический

     Кафедра современной журналистики и общественного  мнения 

     Курсовая  работа

 

     Военная публицистика И. Г. Эренбурга 

     Студент 4 курса  408 группы

     «  20  »      мая      2010 г.                     Супонькина Е.А._____________ 

     Научный руководитель

     доктор филологических наук, профессор

     Потапов П. Ф._____________                        «____»_________________2010 г. 
 

     САРАНСК 2010

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. И. Г. Эренбург: страницы жизни и творчества………………………………4

1. 1. Становление этических и политических взглядов будущего писателя и публициста………………………………………………………………………………….4

1.2. Начало журналистской деятельности И. Г. Эренбурга……………………………...8

ГЛАВА 2. На большой  войне……………………………………………………….……16

2. 1. Публикации  И. Г. Эренбурга в советской  печати в период с 1941 по 1945 гг…..16

2. 2. Письма  с фронта как главный источник  достоверности военной публицистики  И. Г. Эренбурга……………………………………………………………...…………….32

2. 3. Военные  публицистические выступления И.  Г. Эренбурга в зарубежной   прессе………………………………………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………………...37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………38

        
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Илья  Эренбург – писатель и публицист, своеобразный поэт, видный общественный деятель. Его жизнь тесно связана  с крупными событиями XX-го столетия. Это было время, насыщенное событиями большого исторического значения. Пафос этих больших событий отражен в книгах писателя. Перу Эренбурга принадлежат романы и повести, стихи и рассказы. Военная  публицистика – еще одна из сторон творчества писателя, тесно связанная с другими.

       Здесь речь пойдет о публицистики Илье Эренбурга, о его борьбе против войны и фашизма, против того национального строя, который порождает война и приводит фашизм к власти.

     В заметке, предпосланной собранию сочинений 1952-1955 годов, Эренбург говорил, что общая  тема его многих произведений –  защита «человеческих ценностей от того затемнения, которым угрожают культуре люди, проповедующие ненависть, расовое и национальное чванство, культ грубой силы». Фашизм и война угрожают не только культуре, они угрожают существованию всего человечества, и антифашистская публицистика писателя, верно служит всем, кому дорог мир на земле.

     Публицистическая  деятельность Ильи Эренбурга получила общественное признание у нас  в стране и за рубежом. Эренбург удостоен международной Ленинской премии за укрепление мира и дружбы между  народами, он был избран депутатом  советского парламента, являлся членом президиума Всемирного Совета Мира.

     Все это уже история. Но опыт выдающегося советского публициста – это не только достояние истории литературы: он поучителен и для практики тех, кто сегодня лишь начинает работу в области публицистики. 
 

ГЛАВА 1. И. Г. Эренбург: страницы жизни и творчества

     1. 1. Становление этических и политических взглядов будущего писателя и публициста

     Военная глава творчества Эренбурга –  не просто один из этапов его литературной работы, а особый период. Но Илья Эренбург потому и стал выдающимся публицистом  войны, что его подготовила к  этому вся прошлая жизнь.

       Илья Григорьевич Эренбург родился в 1891 году в Киеве в благополучной еврейской семье. Ему было пять лет, когда семья переехала в Москву. Отец директорствовал на пивоваренном заводе в Хамовниках. На примере отца Илья Эренбург понял, как хозяин может прогнать неугодного ему работника (даже директора), на собственном – сколько нужно преодолеть трудностей, чтобы чувствовать себя ровней с друзьями – русскими мальчишками. «Я блестяще выдержал экзамен в подготовительный класс, потом в первый: знал, что существует «процентная норма» и что меня примут только в том случае, если у меня будут одни пятерки»1.

     Общественные  интересы у Ильи Эренбурга пробудились  рано. В его архиве сохранился экземпляр журнала «Первый луч», издаваемый учениками 1-ой Московской гимназии. Это было печатное издание со стихами, очерками, статьями, заметками. Авторы писали об отношениях между учителями и учащимися, о гимназических библиотеках, об унижении достоинства девочек в женских гимназиях. Впервые на страницах этого журнала в самом начале века появилась набранная типографскими литерами фамилия будущего писателя. Журнал сообщал: «Адрес редакции: Остоженка, Савеловский переулок, дом Варваринского общества, квартира № 81, И. Г. Эренбург».

     Казалось, как могла война на Дальнем Востоке затронуть душу тринадцатилетнего мальчика из обеспеченной семьи? «… в ту осень политика впервые постучалась в мою жизнь. Я начал читать газеты. Японцы били наших. Это было горько, но мы понимали, что беда в самодержавии»2. Эренбургу шел четырнадцатый год. Но возраст определился эпохой. «Кончалась пора детства – наступал Пятый год»3. Революция прокатилась по всей стране. В Петербурге и Москве происходили главные события. Он еще гимназист, но школьная наука больше не прельщает Илью Эренбурга. Он громко пел вместе со студентами, рабочими, ставшими песнями войны, «Марсельезу» и «Варшавянку». Вместе с ними строил баррикады возле Кудринской площади.

     В 1906 году в большевистские организации  Москвы вошли двое совсем молодых  людей, узнавшие  о существовании друг друга лет через десять. Но в эти годы в их биографиях оказалось много общего. «Меня ж из пятого вышибли класса, пошли швырять в Московские тюрьмы», - писал Маяковский. Эренбурга «швырнули в тюрьму» чуть позже. Но еще числясь в гимназии, он выполнял задания партии, боялся, что товарищи могут догадаться о его возрасте». 4 В этот год  деятельность Эренбурга становится наиболее заметной – формируется временная организационная комиссия с планированием далее баллотироваться в члены комитета. Члены организации имели партийные клички, чаще всего это были имена вымышленные. Хотя не всегда: Эренбург остался Ильей. Старший гимназический товарищ Николай Бухарин был Владимиром. Весной 1907 года состоялся Всероссийский съезд учащихся социал-демократов. Эренбург был избран в редколлегию печатного органа, в котором и появилась первая статья будущего публициста – «Два года единой партии».  Об этой статье, о первом обыске (в ночь на первое ноября 1907 года), о пяти месяцах проведенных в Мясницкой и Сущевской тюрьмах, о некоторых подробностях тогдашней работы Эренбург написал: «В подполье я делал все: писал прокламации и варил в противне желатин – листовки распространяли на гектографе, - искал связи и записывал адреса, чтобы при аресте успеть их проглотить, в рабочих кружках до хрипоты спорил с меньшевиками и старался, как мог, соблюдать правила конспирации»5.

     Когда Эренбург сидел в тюрьме, организация распалась: удары, обрушившиеся на нее, были слишком сильны. Он вышел из тюрьмы летом 1908 году, но еще находился под надзором полиции (отец внес залог до суда). Чтобы избежать нового ареста, он решил уехать за границу. Эренбург ехал в Париж (а не в Германию, как хотели родители). Там жили многие русские политические эмигранты, там жил Ленин. Через полтора месяца Эренбургу исполнялось восемнадцать лет.

     В декабре 1908 году Эренбург впервые увидел Париж. Он разыскал русские партийные библиотеки, сошелся со многими эмигрантами, начал посещать лекции и собрания, проходившие чаще всего в многочисленных кафе. На одном из таких собраний в кафе на авеню д´Орман Эренбург услышал выступления В. И. Ленина, статьи которого он читал еще в Москве. Ленин разговорился с юношей, только приехавшим из России, и пригласил его в гости в свою квартиру, снятую на улице Бонье. В те же зимние месяцы 1909 года бывал Эренбург в качестве вольнослушателя на лекциях в Высшей школе социальных наук, где по широким вопросам этики и культуры выступали такие литераторы, как А. Луначарский и А. Коллонтай.

     Расширялся круг знакомств Эренбурга. Он познакомился со студенткой медицинского факультета Сорбонны Е. Полонской, активной участницей революционного движения. Будущая поэтесса открыла Эренбургу мир поэзии. Еще год назад, в России, он и слышать не хотел о стихах – они ему казались делом несерьезным, забавой. И вот весной 1909 года он начинает писать стихи и переводить французских поэтов разных поколений. «Маленькие сборнички стихов, изданные небольшими даже для того времени тиражами, сейчас имеются лишь в самых крупных хранилищах и у собирателей-энтузиастов: «Стихи», Париж, 1910; «Я живу», Санкт-Петербург, MCMXI; “Одуванчики», Париж, 1912; «Будни», Париж, 1913…»6.

     В Петербурге, Москве, Киеве и даже Иркутске у него были адресаты, которым Илья Эренбург сообщал о своей жизни и посылал стихи. В 1910-12 годах десятки стихотворений молодого поэта можно было прочитать в «Северных зорях» и «Кривом зеркале», «Московской газете» и «Студенческой жизни», «Голосе Сибири» и «Всеобщем журнале», «Киевской мысли» и «Утре России». Его заметили и о нем писали В. Брюсов. М. Волошин, Н. Гумилев, В. Короленко и еще многие поэты и критики. Одобряли, осуждали, наставляли.

     В двадцать три года Эренбург был известен в художественных кругах Парижа. Но ему становилось тесно и в поэзии, и в Париже. После Бельгии и Италии он отправился в Голландию. Когда вернулся в Париж, пережил возбуждение первых военных недель, «патриотизм» (Франция была союзницей России). Эренбург хотел отправиться на фронт добровольцем, но был признан негодным – полуголодная жизнь «свободного художника» не способствовала расцвету здоровья. В «Книге для взрослых» писатель дал автопортрет: «1915 . Мне 24 года, на вид дают 35. Рваные башмаки, на штанах бахрома. Копна волос. Ем чрезвычайно редко. Заболел неврастенией, но болезнью своею доволен. Ненавижу красоту. В стихах перешел на прозаизмы и на истерику, в жизни запутался»7. Немногочисленных стихов этого периода нет в русских журналах того времени. Не из-за сложности пересылки корреспонденции: журналы и газеты выражали иные настроения. Они не хотели видеть в солдатах вчерашних детей, которых гнали на бессмысленную бойню. А Эренбург, напротив, писал о настоящей войне без прикрас («В детской», «На закате» и т. д.) 

     1.2. Начало журналистской деятельности И. Г. Эренбурга

     На  путь журналистики Эренбург вступил  осенью 1915 года8. 18 ноября 1915 года, на второй полосе «Утра России» с подзаголовком «письмо из Парижа» была опубликована под инициалами И. Э. первая корреспонденция Эренбурга – «День всех усопших». Он делился наблюдениями, рисовал сценки из жизни Франции. Тут и рассказ о дне поминовения, когда тысячи людей отдают дань погибшим, и разговоры с ранеными, и заметки о посещении Дома для сирот войны или испанского кафе, мысли о войне, стремление передать, что люди думают и переживают.

     Сотрудничество  в «Утре России» вскоре оборвалось: редакция весьма вольно обращалась с  материалами молодого журналиста и  не увидела его возможностей. Он стал печататься в петроградских  «Биржевых ведомостях», куда его  рекомендовал друг, художник и поэт Максимилиан Волошин. Корреспонденции, опубликованные здесь в 1916-17  годах, стали основой будущей книги Эренбурга «Лик войны».

     Журналист намного расширил круг своих собеседников, знакомых. Раньше это были главным  образом люди искусства, теперь –  крестьяне, рабочие, солдаты. Он побывал  в госпиталях, окопах, военных поездах, увидел человеческие страдания. Корреспонденции  Эренбурга калечились русской цензурой – в разных местах видны белые  пятна.

     В корреспонденции «Лик войны» рассказано о выставке фронтовых фотографий. Механистичность войны, подчиненность  человека дьявольским орудиям убийства – вот что, прежде всего видит Эренбург в фотографиях подлинного лика современной войны. Тут угадываются строки первого романа Эренбурга – «Хулио Хуренито» (1921) и уже обозначена тема второго – «Трест Д. Е.»

     Корреспонденцию «Париж – Петроград» (1917) не пришлось посылать по почте: она была написана на родине и 21 июля опубликована в утреннем выпуске «Биржевых ведомостей». Домой русского поэта позвала  русская революция. Февральская. О том, что переживал в первый месяц после возвращения Эренбург, можно понять по его тогдашним стихам и статьям. В них он обрушивается на русских поэтов, увидевших в мировой войне святое и величавое дело. Эренбург выражает неприятие революционной поэзии, неприятие поэтов, идущих с революцией – А. Блока («Двенадцать»), В. Маяковского («Война и мир»), Каменского («Стенька Разин»). Статьи, посвященные данной теме – «Стилистическая ошибка», «Карл Маркс в Туле» - публикует недолго прожившая газета «Возрождение», мечтавшая о единой и демократической России без большевиков.

Информация о работе Военная публицистика И. Г. Эренбурга