Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Пушкин был не только издателем-редактором, но и основным сотрудником «Современника». Печатая свои художественные произведения, он одновременно выступал в журнале как критик, рецензент, библиограф, публицист и полемист. В 1836 г. Пушкин поместил в «Современнике» около двадцати статей, рецензий и заметок и около десяти заготовил для следующих томов; многие из них выходили за пределы чисто литературных вопросов.
Для определения журнальной
позиции Пушкина очень важна
его статья «Письмо к издателю»,
опубликованная в третьем томе «Современника»
в связи со статьей Гоголя «О движении
журнальной литературы в 1834 и 1835 году»,
напечатанной в первом томе. Гоголь
подчеркнул огромную роль журналистики
в формировании общественного мнения,
в развитии научных и эстетических
идей. Главное внимание он уделил «Библиотеке
для чтения», а другие периодические
издания оценивал в зависимости
от того, ведут или не ведут они
борьбу с журналом Сенковского, подводя
читателя к мысли, что основная задача
«Современника» – борьба за подписчиков
с преуспевающей «Библиотекой».
Пушкин же, задумавший издавать журнал
в широком общественно-
«Современник» пользовался
успехом преимущественно у
Пушкину приходилось издавать журнал в очень тяжелых цензурных условиях. Давали себя знать и внутриредакционные противоречия, которые наметились к осени 1836 г.; активные сотрудники «Современника» Вяземский, Краевский и Одоевский не разделяли многих убеждений Пушкина и пытались, вопреки его желанию, превратить «Современник» в спокойное научно-литературное, по духу своему благонамеренное аристократическое издание. Не случайно Белинский в своей статье «Вторая книжка «Современника» с огорчением отмечал, что в журнале Пушкина начинает действовать «какой-то «светский» круг литераторов».
Пушкин решил пойти
на разрыв со своими друзьями и пригласить
в журнал Белинского, чему они противились.
В течение сентября – октября
1836 г. он вел переговоры через Нащокина
и Щепкина. Белинский, лишенный журнальной
трибуны после закрытия «Телескопа»,
с жаром принял это предложение.
Трагическая гибель Пушкина сделала
невозможным тогда участие
Плетневу не удалось вернуть
«Современнику» былую славу, даже несмотря
на то, что с 1843 г. журнал стал выходить
ежемесячно. В 1837–1846 гг. «Современник»
был скучным изданием академического
типа, без критики и полемики;
он держался лишь публикацией произведений
Пушкина, не напечатанных при жизни
поэта. С 1847 г. начинается новый период
в истории «Современника», объединившего
на своих страницах самых
Билет №5
1. «Московский
телеграф» Н. А. Полевого —
первый энциклопедический
Журнал «Московский телеграф»,
издававшийся Николаем Алексеевичем Полевым,
представил собой новое и очень
значительное явление русской журналистики
и культуры. «Московский телеграф»
был создан как журнал энциклопедический,
рассчитанный в равной мере как на
образованного, так и на широкого
читателя. Это было общественно-научно-
Современники сразу приняли новый журнал: уже в первый год он разошелся тиражом 1500 экземпляров, затем тираж увеличился почти вдвое. Успех «Московского телеграфа» во многом определялся способностями Полевого как издателя и редактора. Белинский считал, что Полевой «рожден на то, чтоб быть журналистом, и был им по призванию, а не по случаю» (IX, 682). «Он родился быть журналистом, летописцем успехов, открытий, политической и ученой борьбы», – писал о Полевом Герцен (VIII, 163).
Истинный журналист, Полевой
чутко улавливал запросы
Заботясь о воспитании всех слоев общества, Полевой адресовал свой журнал преимущественно «среднему» читателю. Цель журнала, по его мнению, – «споспешествовать к усилению деятельности просвещения... к сближению средних сословий с европейской образованностью» (1825, №2).
Показательно, что Полевой ввел в русский язык слово «журналистика». Ему же принадлежит первая попытка изложить историю русской журналистики в связи с «общественными потребностями» – он сделал это в статье «Обозрение русских газет и журналов с самого начала их до 1828 года» (1827, №22–24).
В «Московском телеграфе»
были следующие постоянные отделы:
«Науки и искусства», «Словесность»,
«Критика», «Библиография» (он назывался
в журнале «Современная русская
литература»), «Известия и смесь».
Последовательность отделов в номере
иногда менялась. В конце книжки
помещалось описание новых мод с
приложением гравированной
Отдел «Науки и искусства» занимал в журнале центральное место по обилию и разнообразию статей. История, археология, статистика, естественные и точные науки, философия, эстетика, политическая экономия, языкознание, описание путешествий, просвещение, воспитание, экономические и технические вопросы находили отражение в этом отделе, где сотрудничали многие известные ученые и печатались переводы из иностранных журналов и сочинений. Центральными все же были статьи по истории и географии, потому что в условиях жесточайшей цензуры они давали возможность как-то касаться вопросов современной политики, если не российской, то хотя бы европейской.
В этом же отделе можно было также встретить статьи по теории и истории литературы, популяризирующие романтическое направление. Поскольку проблема народности, точнее национальности, была одной из главных в эстетике романтизма, «Московский телеграф», который, по выражению Белинского, «был журналом, как бы издававшимся для романтизма» (VII, 144), постоянно помещал произведения народной поэзии и статьи по народному творчеству: «Две песни скандинавских витязей» (1825, №7), «Историческое обозрение мифологии северных народов Европы» (1827, №7, 8, 9), «Догадки об истории русских сказок» H.M. Макарова (1830, №22), «Свадебные обряды крестьян в Саратовской губернии» А. Леопольдова (1830, №23) и др.
Лучше, чем в каком-либо другом журнале той поры, в «Московском телеграфе» был поставлен отдел критики и примыкавший к нему отдел библиографии. В них, кроме литературно-критических, печатались статьи и заметки по различным вопросам наук, искусств и практических знаний. Полевой придавал большое значение библиографии, видя в ней важное средство помочь читателю следить за умственным движением своего времени. Издатель и его сотрудники не ограничивались справкой о выходных данных книги – они знакомили с ее содержанием и выносили свою оценку, т.е. предлагали читателям аннотированную библиографию. В заслугу Полевому как издателю и сотруднику Белинский ставил боевой, активный характер «умной, оригинальной, чуждой предрассудков» критики и библиографии «Московского телеграфа», высказывавшего свои мнения прямо, не смотревшего ни на какие «авторитеты», чуждавшегося «уклончивого тона» (IX, 687, 689).
С конца 1820-х годов в
связи с общим развитием
Интересным нововведением «Московского телеграфа» в 1829 г. было печатание репродукций с картин и скульптур в сопровождении пояснительного текста. Так, русский читатель получил возможность ознакомиться с произведениями Давида, Рафаэля, Сальватора Розы, Пуссена, Гвидо Рени, Греза и других художников. Это тем более важно, что в ту пору журналистика еще не знала иллюстраций: первое иллюстрированное издание в России «Живописное обозрение» начало выходить лишь с 1835 г.
В девятилетней истории «Московского телеграфа» отчетливо намечаются два периода: 1825–1827 гг., когда общественная позиция «Московского телеграфа» и его издателя еще не определилась, и 1828–1834 гг., когда «Московский телеграф» превратился в боевой антидворянский орган.
«Московский телеграф» вошел в историю русской журналистики как издание антидворянское, а Н. Полевой – как защитник прав «среднего состояния» и нарождающейся русской буржуазии. Однако буржуазная ориентация Полевого проявилась не сразу.
Первый период в истории
«Московского телеграфа» прошел под
знаком полемики с изданиями Булгарина
и Греча, которую возглавлял Вяземский.
Булгарин видел в «Московском
телеграфе» не только недостаточно благонамеренный
журнал, но и сильного конкурента для
собственных изданий. В свое время
он предлагал Полевому постоянное сотрудничество
в «Северной пчеле» и даже уговаривал
его выпускать «Московский
К концу 1827 г. Полевой порывает
с Вяземским и группой
Облик «Московского телеграфа» изменяется: если в первые годы журнал носил по преимуществу научно-литературный характер, то теперь ему придается практическое направление, которое выражается в заметном росте внимания к вопросам экономики. Журнал ратует за развитие промышленного производства в России, за сокращение ввоза иностранных товаров, повторяет, что не земледелием и торговлей, а промышленностью определяется сила государства. «Деятельная промышленность и возвышение производителей средних званий есть шаг к прочному благоденствию государства», – доказывает Полевой (1831, №6).
Стремясь придать «Московскому телеграфу» практическую направленность, Полевой в 1829 г. организует при журнале особое «Прибавление», в котором печатается отечественная и зарубежная информация об успехах в промышленности, земледелии, ремеслах, торговле, финансах, о практическом применении современных достижений, сделанных в области точных и естественных наук, например «Краткие основания химии для фабрикантов и заводчиков» (№8, 9), «Всеобщая система мер, употребляемая в механических искусствах» (№10, 11) и т.д.
С 1828 г. «Московский телеграф»
начал уделять большое внимание
вопросам народного просвещения. В
трактовке этих вопросов сказались
сильные и слабые стороны буржуазно-