Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
В 1832 г. из университета исключают
Белинского за антикрепостническую
драму «Дмитрий Калинин». После исключения
из университета Белинский посещал
кружок Н.В. Станкевича, который объединил
молодежь, серьезно интересовавшуюся
философско-эстетическими
Одновременно с кружком
Станкевича в университете существовал
кружок Герцена и Огарева. Оба
кружка, по словам Герцена, объединяло
«глубокое чувство отчуждения от
официальной России» (IX, 36). Но кружок
Герцена и Огарева отличался
от кружка Станкевича ярко выраженным
политическим направлением. «Тридцать
лет тому назад Россия будущего существовала
исключительно между
В период между декабристами
и началом журналистской
Белинский был центральной
фигурой русской журналистики 1830–1840-х
годов. Несколько лет он сотрудничал
в журнале «Телескоп» и газете
«Молва», издававшихся Н.И. Надеждиным,
и в журнале «Московский
В то время, когда в Москве
действовали Полевой и
В 1834 г. реакционная петербургская
журналистика получила сильное подкрепление:
стал выходить журнал «Библиотека для
чтения» редактируемый О.И. Сенковским.
Таким образом, к середине 1830-х
годов в Петербурге создается
реакционный «журнальный
Освежающую струю в петербургскую журналистику вносили издания связанные с именем Пушкина, – «Литературная газета» и журнал «Современник» (1836). Но Пушкину и его группе очень трудно было бороться с реакционными изданиями: «Литературная газета», в силу цензурных постановлений, ограничивалась кругом литературно-эстетических проблем, а «Современник», разрешенный как литературный сборник, выходил только четыре раза в год. И все же им удалось нанести сильный удар по реакционной журналистике. Осенью 1839 г. в Петербург переезжает Белинский. Он становится ведущим сотрудником и фактическим редактором журнала Краевского «Отечественные записки». С этого времени петербургская журналистика вновь получает руководящую роль в периодической печати России.
В условиях жесточайшего цензурного
гнета 1830-х годов небывало возросло
значение литературной критики для
воспитания современников в духе
передовых общественных идей. Чернышевский
указывал в «Очерках гоголевского периода
русской литературы», что в журналистике
этого времени «эстетические
вопросы были... по преимуществу только
полем битвы, а предметом борьбы
было влияние вообще на умственную
жизнь» [23]. С каждым годом литературная
критика приобретала все
Усиление интереса к литературной критике со стороны читателей в свою очередь свидетельствовало об их духовном росте. Если в 1834 г. в «Литературных мечтаниях» Белинский отмечал, что в 1820–1830-е годы «жизнь журнала» составляют повести, рецензии и картинки мод, то в начале 1840 г. он уже заявлял, что теперь «ни один журнал или газета не может существовать без отдела критики и библиографии; эти страницы разрезываются и пробегаются нетерпеливыми читателями даже прежде повестей». Все это, по мнению критика, убеждает в том, что «в нашей литературе настает эпоха сознания» (IV, 21). В подготовке этой «эпохи сознания» главная роль принадлежала статьям и рецензиям самого Белинского.
Билет №4
1. Журналистская деятельность А. С. Пушкина.
При жизни поэта в периодике было опубликовано более пятидесяти его выступлений и столько же осталось в рукописи. Это статьи и заметки по истории и теории литературы, литературным жанрам и литературному языку и т.д., статьи, рецензии и библиографические отзывы, посвященные творчеству (или отдельным произведениям) русских и зарубежных писателей, обзоры современных альманахов, характеристики отдельных журналистов и критиков, публицистические статьи, информационные и редакционные газетные и журнальные заметки, разнообразные полемические выступления: памфлеты, сатирические сценки, диалоги, портреты-пародии, анекдоты, иронические ответы («реплики», в современной терминологии), остроумные замечания и др.
Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика.
В общетеоретических и
литературно-критических
Предшественником Белинского Пушкин был и в жанре полемики. В статьях, заметках и письмах Пушкина содержатся его многочисленные высказывания о методах и приемах полемики. Поэт был непримиримым противником «вежливости» и «доброты» в критических и полемических спорах, он требовал умной, дельной и в то же время живой, острой полемики. Настоящий полемист, по мнению Пушкина, «заставляет мыслить и смеяться».
Пушкин наметил некоторые
стилистические принципы полемической
статьи, которые потом были развиты
и блестяще реализованы Белинским,
Герценом, революционно-демократической
журналистикой 1860-х годов. Главные
из них – это стилизация, пародирование
особенностей речи и стиля оппонента
(в одной из заметок Пушкин утверждал,
что пародия «требует редкой гибкости
слога, хороший пародист обладает всеми
слогами»), разоблачение противника путем
пародийной «защиты» его мыслей и
поступков, создание вымышленных образов
(масок) в целях маскировки своих
позиций. Полной дискредитации противника
служило также остроумное обыгрывание
неудачных выражений в
Самый тип статьи, созданной Пушкиным, был обусловлен особенностями его художественного метода и тем читателем, к которому он обращался со своими журнальными и газетными выступлениями.
Пушкин явно тяготел к малым формам литературной критики и публицистики. За исключением памфлетов, статьи Пушкина, как правило, невелики по размеру: от пяти страниц журнального текста до нескольких фраз. Это скорее даже не статьи, а миниатюрные заметки.
В наброске статьи «О прозе» (1822) Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Этот лаконизм пушкинского стиля в одинаковой мере характерен как для его художественных произведений, так и для статей.
Из собственно публицистических
произведений Пушкина, оставшихся в
рукописи, очень важны его две
статьи о Радищеве. Судьба писателя-революционера
всегда глубоко волновала Пушкина,
но наиболее пристальное внимание к
Радищеву и его книге «Путешествие
из Петербурга в Москву» совпало
по времени с работой над «
В конце 1833 г. Пушкин начал работать над большим публицистическим сочинением «Путешествие из Москвы в Петербург», которым намеревался добиться снятия запрета с имени Радищева и напомнить читателям некоторые мысли его книги. Пушкин готовил свое сочинение к печати, однако невозможность опубликования помешала его закончить.
«Путешествие из Москвы в
Петербург» полно иносказаний и
намеков политического
Отношение Пушкина к Радищеву
было довольно сложным. Он полностью
принимал критику Радищевым
Статью «Александр Радищев» Пушкин собирался опубликовать в третьем томе «Современника». И хотя Пушкин ослабил ее остроту по сравнению со своей первой статьей, цензура ее не пропустила, находя «неудобным и совершенно излишним возобновлять память о писателе и книге, совершенно забытых и достойных забвения». Здесь Пушкин говорит о Радищеве как о человеке «с духом необыкновенным», который дерзнул «вооружиться противу общего порядка, противу самодержавия, противу Екатерины», и действовал «с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию».
Обычно журнальную биографию Пушкина начинают с его участия в «Литературной газете» (1830) – и делают это неправильно. В «Литературную газету» Пушкин пришел, имея опыт журнальной работы как критик, рецензент и острый полемист.
Первое выступление Пушкина-
В 1825 г. Вяземский привлекает
Пушкина к сотрудничеству в «Московском
телеграфе» Н.А. Полевого; здесь Пушкин
напечатал несколько своих
Когда осенью 1826 г. Пушкин получил разрешение приехать в Москву, он узнал о готовящемся выходе журнала «Московский вестник». Со многими сотрудниками будущего журнала, с его издателем М.П. Погодиным Пушкин был хорошо знаком, и ему казалось, что он сумеет подчинить их своему влиянию. «Может быть, не Погодин, а я буду хозяин нового журнала», – сообщает Пушкин в письме к Вяземскому 9 ноября 1826 г. Начав в 1827 г. сотрудничать в «Московском вестнике» Погодина, Пушкин, однако, скоро убедился, что ему не удастся руководить журналом. Несмотря на это, он продолжал давать Погодину советы, какими средствами улучшить журнал, расширить его воздействие на читателей. К словам Пушкина в «Московском вестнике» не прислушивались, и он отошел от редакции.
В 1825–1830 гг. Пушкин сотрудничал
в альманахе А.А. Дельвига «Северные
цветы», сначала как поэт, а после
1827 г. как критик и полемист. Этот
альманах по художественным достоинствам
и по составу сотрудников был
лучшим литературным сборником последекабристской
поры; выходил он в Петербурге по
одной книжке в год и до появления
«Литературной газеты» являлся
единственным более или менее
влиятельным петербургским