Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

Экзамен Дякина.docx

— 505.69 Кб (Скачать)

Билет №1

1.Особенности  развития журналистики в России  первой четверти 19 века.

Общая характеристика журналистики XIX в. Новый век ознаменовался  обновлением и оживлением жизни  общества в связи с убийством  деспотичного Павла I и восшествием  на престол Александра I. Общество заговорило о либеральных переменах, конституции, о твердости законов. Заметным стало  и более терпимое отношение к  прессе. Заметно выросло число  журналов и альманахов, появились  и новые газеты, в том числе  и провинциальные. В Петербурге появилось 47 новых изданий, в Москве – 84, в  провинции – 3. Однако большинство  газет и журналов не отличались долговечностью – выходили около одного-двух лет. Исключением можно считать “Вестник Европы”, который издавался без  малого 30 лет. Журналистика по-прежнему еще является своеобразным “хобби”  дворянских интеллектуалов, а не профессией, дающей средства к существованию. Журналистский  труд все еще не оплачивается. Это  препятствует развитию журналистики. Важным фактом совершенствования структуры  российской печати стало появление  отраслевой печати – изданий, освещающих административную, экономическую, научно-техническую  деятельность. Не менее существенно  и создание специализированных –  тематических – изданий: музыкальных, театральных, педагогических, женских, детских, библиографических и других. Растет и число выходящих газет. В первые годы XIX в. к двум официальным  государственным газетам прибавилась  еще одна – ведомственная “Северная  почта” (1809-1819), орган почтового департамента Министерства внутренних дел. Ощущает  потребность в газетах и провинция. “Северная почта” имеет хорошие  связи с губерниями, получает оттуда информацию, публикует сельскохозяйственные материалы, рассчитанные на предпринимателей. Совершенствуется и техника иллюстрирования  изданий. В 1816 г. создается первая русская  литография, которая за 7 лет своего существования выпустила более 30 тысяч литографий. Несмотря на увеличение спроса на газеты главным типом периодического издания в России остается журнал, только уже не литературный или сатирический, а энциклопедический. Он содержит многообразную  информацию, не касается впрямую политических вопросов, но дает представление о  важнейших событиях и процессах  современности. Особенностью развития журналистики этого периода надо считать ее подцензурность, запрет на открытое обсуждение политических вопросов и важнейших проблем  внутренней жизни. Поэтому настоящие  информационные журналистские жанры  все еще существуют лишь в зачаточном состоянии. Главными остаются литературные жанры – литературная критика, исторические и литературоведческие статьи, библиографические  обзоры. Но постепенно начинают играть все более заметную роль публицистические жанры – очерки, обозрения, статьи. “Толстый” журнал продолжает удерживать свои позиции в дворянской усадьбе  и литературном салоне. К нему прибавляется еще и альманах – тематическое периодическое издание, выходящее  один или два раза в год. В нем  собраны разнообразные литературные, публицистические и научно-познавательные произведения на какую-то тему. Большая  часть изданий все еще адресована лишь дворянской – образованной –  части общества. Массовые издания  появятся лишь в середине века. Наиболее заметным периодическим изданием начала века был журнал “Вестник Европы”, который первые два года из почти  тридцати лет издания редактировал Н.М.Карамзин.

Периодические издания 1800-1825 гг. Особенностью издания газет этого  времени является наличие государственных, арендных и частных изданий. Нередко  из-за финансовых и профессиональных трудностей газеты сдавались в аренду частным лицам. Например, в разные периоды в аренду отдавали “Санкт-Петербургские  ведомости” и “Московские ведомости”. Так же поступали с журналами. Поэтому мы встречаем разные по содержанию издания с одними и теми же названиями, например, “Современник” или “Отечественные записки”. В этом веке стали четко  дифференцировать понятия “газета” и “журнал”, причем термин “газета” впервые используется в заглавии газеты в начале второй декады века.

Газетная периодика: главная  особенность – отсутствие общественно-политических газет. Кроме того, издание газет  было делом убыточным. Подписчиков  было мало. Поэтому большинство газет  стремилось официально и полуофициально выходить при каких-нибудь ведомствах и на их средства. Издание частных  газет было рискованным делом. И  лишь немногим приносило доходы. Например “Северная пчела” была доходной, но как показала история, ее издатели тесно  сотрудничали с Третьим отделением и получали от него деньги за “верную  службу”.

 

Билет №2

1.Отечественная  война 1812  года и журналистика. Издания декабристов. 

Отечественная война 1812 г. на многие годы определила экономическое, политическое и культурное развитие нашей страны. Вторжение армии  Наполеона привело к небывалому подъему патриотического чувства  всех народов России. Война, способствуя  росту национального сознания, помогла  также развитию свободомыслия в  стране. Декабристы говорили, что истоки их революционного мировоззрения восходят к событиям этого времени.

Идеи патриотизма и  народности, порожденные войной 1812 г., были ведущими в русской общественной мысли и журналистике как в 1812–1815 гг., так и в последующую пору – в пору вызревания дворянской революционности, причем в русской  периодике сразу наметились две  линии в трактовке этих идей.

В «Санкт-Петербургских ведомостях», «Московских ведомостях» и «Северной  почте», в «Чтении в Беседе любителей  русского слова» Шишкова и «Русском вестнике» Сергея Глинки господствовали официальный патриотизм и правительственная  народность. К этой группе во многом примыкали «Вестник Европы» Каченовского и созданная в 1813 г. в Петербурге военная газета «Русский инвалид». Иную позицию занимал журнал Н.И. Греча «Сын отечества», здесь вопросы  патриотизма и народности решались в духе гражданского свободомыслия.

В «Русском вестнике» помещалась информация с театра военных действий, печатались статьи, рассуждения и  заметки на военную тему, очерки, зарисовки, патриотические стихотворения. Война 1812 г. рассматривалась как  защита православной церкви, престола, помещичьего землевладения. Постоянным сотрудником этого журнала был  граф Растопчин. Он составлял свои ура-патриотические «афишки», которые выпускал отдельными листками или печатал в журнале  С. Глинки. «Афишки» писались в форме  обращения к солдату и ополченцу. Они отличались грубой подделкой  под речь простого народа, под его  мировосприятие и были пронизаны  безудержным национализмом и  шовинизмом. Растопчин призывал солдат сражаться не щадя жизни для того, чтобы «государю угодить», уговаривал их «иметь послушание, усердие и  веру к словам начальников».

Близко к «Русскому  вестнику» в это время стоял  и другой московский журнал – «Вестник Европы». Вопрос о характере войны  им также трактовался в духе самодержавия и православия. К истинным «сынам отечества», защитникам России, причислялись только царь и дворянство.

При всем сходстве позиций  этих изданий между ними была, однако, и разница: в «Вестнике Европы»  нет грубого шовинизма и назойливой хвастливости, правительственная линия  проводилась более тонко. Кроме  того, в журнале сотрудничали лучшие литературные силы; на его страницах  впервые были напечатаны такие замечательные  произведения, как «Слава» Державина (№17), «Певец во стане русских воинов»  Жуковского (№22). В остальном «Вестник Европы» мало чем отличался от журнала Глинки: в нем настоятельно доказывается, что русский народ  «верностью к царям издревле славный» (№14, «Песнь отечеству на победы над  французами»), что крепостные рабы –  истинные друзья своих господ и т.п.

Других взглядов на войну 1812 г., на идеи патриотизма и народности держался журнал «Сын отечества», который  начал издаваться в Петербурге в  октябре 1812 г. Это был второй, после  «Вестника Европы», многолетний  русский журнал, он выходил, с некоторыми перерывами, до 1852 г.

Редактор-издатель его, учитель  словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Н.И. Греч, смог приступить к выпуску  журнала только после того, как  сам царь «пожаловал» ему тысячу рублей на первоначальные расходы: правительство  считало необходимым создать  еще один полуофициальный общественно-политический орган, теперь уже в Петербурге. Однако ставка царя на «Сына отечества» ожидаемого выигрыша не принесла: журнал Греча  оказался недостаточно благонамеренным.

«Сын отечества» имел на титуле подзаголовок «исторический  и политический журнал». Постоянный литературный отдел вначале отсутствовал, он появился только в 1814 г., но художественные произведения, главным образом стихи, печатались в большом количестве и были посвящены преимущественно  современной военной и политической теме; лучшие из них – патриотические басни Крылова: «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица» и  др.

«Сын отечества» выходил  еженедельно, по четвергам; в каждом номере было по 40–50 страниц.

Политическое направление  журнала не отличалось строгим единством. С самого начала в нем образовались линия умеренно-либеральная и  линия гражданского патриотизма. На умеренно-либеральных позициях стоял  сам Греч, который до 1825 г. не был  активным защитником правительственной  идеологии и «квасного» патриотизма, хоть и писал о том, что русский  национальный характер состоит «в вере, в верности к государям» (1813, №18). Все же не эти статьи определяли лицо издания. «Сын отечества» стал самым  передовым журналом в годы Отечественной  войны благодаря тем материалам, в которых проявлялось гражданское  свободомыслие, содержались элементы будущей дворянской революционности. Остро ощущая потребности своего времени, Греч понимал, что только такие  материалы могут дать успех «Сыну  отечества», нейтрализовать влияние  на современников «Вестника Европы»  и «Русского вестника». Поэтому  Греч предоставляет страницы своего журнала передовым писателям  и публицистам – бывшим участникам Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (А. Востокову, И. Кованько), будущим декабристам и лицам, близким к ним (Ф. Глинке, А. Куницыну и др.).

Гражданское свободомыслие  проявлялось «Сыном отечества» прежде всего в освещении характера  кампании 1812 г. Эта война понимается как освободительная, как борьба за национальную независимость родины, отечества – отсюда и название журнала, – а не за веру, царя, и  помещиков. В некоторых наиболее острых статьях требование национальной свободы выступало требованием  свободы политической. Такая постановка вопроса о свободе позже будет  близка декабристам; на ней построены, в частности, многие «Думы» Рылеева.

В этом смысле показательна статья «Послание к русским», напечатанная в №5 «Сына отечества» за 1812 г. Автор  ее, молодой профессор политических и нравственных наук Царскосельского  лицея А.П. Куницын, один из передовых  людей своего времени, ученый и публицист, талантливый педагог, пользовался  большим уважением и любовью  среди молодежи; Пушкин писал о  нем: «Он создал нас, он воспитал наш  пламень...». Куницын преподавал затем  в Петербургском университете, но в 1821 г. был уволен за либеральный  образ мыслей, а его книга «Право естественное» подверглась сожжению.

Публицистический пафос  «Послания к русским», смысловая  и эмоциональная емкость многих слов и выражений позволили современникам  видеть в статье даже больше того, что  в ней было. Куницын доказывает, что война России с Францией справедливая, так как ведется за сохранение национальной независимости страны. Поход на Россию затеян не в интересах  французского народа, это авантюра Наполеона. Наполеон характеризуется  как тиран, разрушитель свободы  национальной (в отношении к завоеванным  народам) и политической (в отношении к самому французскому народу). Французы не могут победить, так как они «проливают кровь свою за дело их тирана»; победят русские, потому что они борются за свободу отечества.

Статья Куницына содержит призыв к согражданам быть мужественными, смело отстаивать независимость  и свободу родины, даже если ради этого придется погибнуть. «Умрем свободными в свободном отечестве», – восклицал  он. И хотел того Куницын или  нет, но эти слова воспринимались передовыми читателями как призыв к  борьбе за свободу не только национальную, но и политическую, против своего «внутреннего»  тирана – Александра I.

Отличительной особенностью «Сына отечества» на фоне других органов  печати является глубокое уважение к  простому народу, к русским ратникам. В отделе «Смесь» из номера в номер  печатались небольшие, на десять-двадцать строк, заметки и зарисовки, изображавшие военные будни. Герой этих материалов – рядовой солдат, храбрый, выносливый, находчивый, готовый жертвовать собой  в борьбе за свободу родины. Он жизнерадостен, любит шутку, острое слово, веселую  задорную песню. В «Смеси» рассказывалось также о мужественном поведении  крестьян на территории, временно занятой  врагом. «Сын отечества» печатал солдатские и народные песни. Некоторые из них  затем становились достоянием фольклора.

Следует указать, что журнал не отгораживается от «крамольного»  Запада, в нем нет огульного  охаивания всего нерусского. Зарубежный материал отбирается с учетом главной  задачи журнала: осуждение тирании  и прославление борьбы за свободу. Ряд  переводных и оригинальных статей был  посвящен национально-освободительному и политическому движению в Испании, Италии, Швеции, Нидерландах. Таковы статьи о борьбе испанского народа против армии Наполеона – «Осада Сарагосы» (№7, 9, 11, 12) и «Гражданский катехизис» (№2) , статья профессора западной истории  Царскосельского лицея И.К. Кайданова  «Освобождение Швеции от тиранства  Христиана II, короля датского» (№10), перевод  «Вступления в историю освобождения Соединенных Нидерландов» Шиллера (№3) и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"