Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

1-й блок.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

20. Основы редакционно-издательского маркетинга

Под маркетингом в бизнесе понимают изучение рынка для продвижения товаров и услуг к их потребителям и получение инфы, определяющей изменение процесса пр-ва. Редакционно-издательский маркетинг – это особый вид редакционной деят-ти, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение сущ-я этого издания и на удовлетворение инф-х потребностей его читателей, телезрителей или радиослушателей. У редакционно-издательского маркетинга три основные цели: 1) удовлетворение инф-х потребностей и запросов аудитории периодического издания; 2) создание условий для его продвижения на рынок; 3) обеспечение т.обр-м сущ-я периодического издания и его редакции. Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга и направление связанных с их решением практических мероприятий. К ним относятся: - изучение рынка периодических изданий, на который должна выйти или вышла газета или телепрограмма, в частности изучение конкурентных изданий; - исследование их целевой аудитории;- изучение самой газеты или программы, ее соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории читателей, телезрителей или радиослушателей. Изучение рынка периодических изданий. Это означает установление его потенциальной емкости, хар-ра и размеров спроса на газету, теле-, радиопрограмму или инф-й бюллетень, определение региона их распр-я, возможностей их доставки на рынок сбыта, а также времени выхода на рынок. Изучая рынок, исходят из его сегментации. Под сегментом мы понимаем часть рынка, отличающуюся от других его частей какой-то общей для нее особенностью, общим признаком. Н-р, назначением и характером продукции, кот. выходит на рынок. Или общими для ее потребителей признаками, связанными с их полом, возрастом или профессией. Или же другими общими для потребителей соц-ми и демографическими признаками. На рынке периодических изданий можно выделить множество подобных сегментов. Обширный сегмент составляют газеты, журналы, теле- и радиопрограммы для женщин .Один из быстро расширяющихся сегментов представлен деловой и коммерческой прессой. Спортивная печать, сатирические издания, вечерние газеты, рекламные журналы и программы, газеты, представляющие интересы различных политпартий и движений, нацгазеты — эти и иные виды и типы периодических изданий составляют множество рыночных сегментов.


21. Экономика современных зарубежных сми

Великобритания. Сущ спец антимонопольное зак-во для СМИ; на рынке прессы все сделки компаний, издающих газеты тиражом более чем 500тыс.экз., должны получать одобрение госорганов; выдача новых вещательных лицензий аудиовизуальным компаниям, имеющим более 15% аудитории на своих географических рынках, требует спецрассмотрения антимонопольными органами; запрещается выдавать лицензии на общенациональное вещание газетным компаниям, охватывающим более 20% нацаудитории. Германия. Концентрация СМИ регулируется общим антимон-м зак-вом; для общенац-го ТВ установлено, что вещатель не может занимать доминирующего положения на рынке (доля аудитории не может превышать 30%); вещатели, имеющие более 20% нацаудитории, или программы, доля которых превышает 10%, обязаны предоставлять эфир независимым вещателям для изложения ими своих точек зрения (так называемые «программные окна»). Италия. На СМИ распространяется общее антимон-е зак-во; для общенац-го газетного рынка максимально допустимая доля суммарного тиража – 20%, на региональных рынках одна компания не должна владеть более чем 50% всех газет региона; на общенац-м рынке ТВ в одни руки нельзя выдавать более 20% всех возможных лицензий, при этом ни один вещатель не может сосредоточивать в своих руках более 30% оборота средств нац-го телерынка. Этот же предел установлен для кабельных операторов на местных рынках. Норвегия. Госорганы могут запрещать сделки, которые приведут к сосредоточению в одних руках более трети нацрынка в любом медиасекторе; крупные сделки на местных рынках должны проходить спецэкспертизу. Франция. Юр.лицу не может прямо или косвенно принадлежать более 45% акционерного капитала или голосующих акций нац-х эфирных телеканалов; владельцы газетных компаний не могут контролировать более 30% рынка изданий одного типа; доля аудитории не должна превышать 150млн.чел. для доминирующей радиостанции, 6млн.чел. для местного эфирного телеканала, 8млн.чел. для кабельной сети; сущ ограничения на число ТВ-лицензий для одного юр.лица.

22. Зарубежные теории СМИ

Истор ж-ки сопровожд дискуссиями о сущн-и прессы, ее влиянии на общество, отнош-ии с властными и другими структурами; 2направления: гуманит-демокр-кое, зарод в эпох Просвещ, выступ за своб разума и дух творч-ва, против клерика или светск вмеш-ва в ж-ку, к-рую рассм-ли как ср-во честн познан общ-вом самого себя; свобода печати не может быть безграничной, она д. сочетаться с ответств-ью п-д народом. Это напр-е возн под влиянием идей просв-лей —духовно подг-ших Вел франц рев-ю. Монтескье в «Персидских письмах» и трактате «О духе законов» критик феодализм как форму управлен, несовместим с «естеств правами» человека. чит-ь «Персидских писем» сразу узнавал в литер образе «персидского двора» феода нравы францу высш света, произвол абсол монарх. Вольтер в филос повестях «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и др обруш-ся на феод-монарх устои. Трактаты ЖЖ Руссо «Рассужд о начале и основании нерав-ва между людьми», «Об обществе договоре» идейно вооружили будущ францякобинцев. А энциклопедисты во главе с Дидро изд-ли «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» - источник не только научн знан, но и революц идей эпохи бурж.Просвещен. издатели «Энциклопедии» подверглись преслед-ям со стороны церкви и светской власти. Марксистская теория ж-ки, возн в услов нарастания соц-класс противореч, поддерж тезис о непримир класс борьбе с участ печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с помощью разл, в т ч, и радик средств. В то же вр мир опыт ж-ки привел к возн-ию разл концепц МК. Авторитарная теория – в 16—17вв, но и сегодня практик в отд странах. Она возни из ф-фии абсол власти монархии: печать находится в руках гос-ва или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерж прав-во и служ властям, гос-ву. В связи с этим введена цензура, в печати запрещена критика лиц, находящихся у власти. Либертарианская теория - осн на признан свободы воли, прин в Англии (после 1688 г.), США, друг странах, развив на трудах Мильтона, Локка, Милля, на ф-фии рац-зма и естеств прав чела. печать явл-ся инстр-том контроля за прав-вом и удовл-ния друг нужд общ-ва, призвана информ-ть, развлек, продавать инфу, но, гл обр, «откр-ть правду», но с опр-ных позиций. Газету м. учрежд любой гражданин с эконом. возм-ми и средствами. Она контрол-ся самопроизв-ным процессом уст-ния правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещ клевета, непристойности, измена в военное время. Теория соц ответ-сти - в XX веке в США на основе практики ж-ки, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати 1942 г. Цель печати — информ-ть, развлек, продавать инфу, но, гл обр, перевод конфликт в дискуссию: с этой целью новости след отдел от мнен и редакц статей, должно предост-ся место разл точкам зрен, даваться полн картина разл соц групп общества, разъясн-ся его цели и ценности. Пресса принадл частным лицам, ее исп-ть может всякий, у кого есть что сказать, она контрол-ся мнением общ-ва, д-ями потреб-лей, проф этикой. СМИ берут на себя обяз-ва по соц отв-ти. советской концепц: пресса наход в руках господств партии и гос-ва, органом пропаганды маркс-ленинск учения. Макуэйл в кни «Теор масс комм-ций» к этим 4 теориям прессы + еще две: модель развивающихся стран и модель демократического участия. Книга «4 теории прессы» б.опубл в США в 1956 г., а недавно переведена и издана на рус.язе. Автором главы о сов модели в этой книге был Шрамм. Его подходу противопост классиф-цию брит. учен Уильямса. 4типа: Авторитарной сис-ма СМИ, «осн задачей комм-ции явл-ся передача инструкций, идей и подходов правящей группы». Патерналистская с-ма — это авторит модель, у правящ. группы сохр-ся отв-сть перед общ-ом. Коммерческая больш степ внутр свободы. 4ю возможн модель — демокр-скую (совпадающую с моделью демокр участия Макуэйла), но, как и М-лу, ему не удалось найти реал. примера такой модели СМИ, поэтому это скорее сис-ма принципов, которыми следует руководств-ся. В 70е годы в США выделили 3 напр-ния: расследующая ж-ка- облич.злоуп-ний должн лиц. Прецизионная ж-ка – исп-ть для сбора и обработки инф-ции приемы и методы социологии и других гуман наук. избежать ошибок традиц ж-ки, (оценка на глазок, неумение разглядеть важное соц явлен, стремление освещ сенсации и скандалы, неспособность анализ ситуац в шир истор персп-ве). Нов журнализм — субъект-зм, включение в публ-цию авторск мнен, астроен, элем-тов худ вымысла.

24. Правила регистрации СМИ

Главная цель регистрации – оформление юр-го факта появления СМИ и признания за ним правовых основ СМИ. Заявление рассм-ся в месячный срок. Не требуется регистрации для:1) СМИ от законодательной, судебной, исполнительной властей для создания офиц-х смс; 2) периодики тиражом менее 1000 экземпляров; 3) радио- и ТВ программ, распространяемых по кабельным сетям в рамках одного помещения, предприятия, организации, учреждения, ограниченных 10 абонентами; 4) аудио- и видеопрограмм тиражом не более 10 экземпляров. Отказ в регистрации сми согласно ст. 13 закона РФ «О СМИ» возможен только по следующим основаниям: если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение СМИ; если указанные в заявлении сведения не соответствуют действ-ти; если название, примерная тематика и (или) специализация СМИ представляют злоупотр свободой МИ; если регистрирующим органом ранее зарегистрировано СМИ с теми же названием и формой распространения МИ. Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа в течение месяца. Прекращение деятельности СМИ: по требованию учредителя; судом (по иску органа терр-го отдела или самого Министерства). Основание для прекращения деятельности СМИ в судебном порядке: неоднократные нарушения по статье 4 (злоупотр свободой СМИ). Документы и сведения необходимые для регистрации СМИ: 1.Свид-во о гос регистрации (нотариальная копия); 2.Телефон и фактический адрес редакции; 3.Реквизиты Банковского счета (ксерокопия); 4.Устав - нотариально заверенная копия; 5.Свид-во о перерегистрации (нотариальная копия); 6.Св-во о постановке на учет в ИФНС (нотариальная копия); 7.Учредительный договор или решение о создании (нотариальная копия); 8.Коды Госкомстата (копия); 1. Заявление о регистрации СМИ, в котором должны быть указаны: сведения об учредителе (соучредителях); название СМИ; язык(и); адрес редакции; форма периодического распространения МИ; предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и(или) специализация; предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель яв-ся учредителем, собственником, главредом (редакцией), издателем или распр-лем. Док, удостов.оплату госпошлины за регистрацию СМИ. Доверенность от учредителя(ей) на проведение регистрации СМИ и на получение свид-ва о регистрации СМИ. В случае, если учредителем юр.лица явл-ся физ.лицо - копия паспорта учредителя. Письмо в свободной форме о почтовом адресе учредителя (с индексом), для ведения переписки. Заявление о регистрации СМИ подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента его приема либо получения по почте. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Регистрация СМИ производится территориальными органами Федеральной службы по надзору за соблюдением зак-ва в сфере МК и охране культурного наследия. Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, госорган. Учредителем НЕ может выступать: гражданин, не достигший 18, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деят-ть которых запрещена по закону; гражданин другого гос-ва или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. Заявление о регистрации СМИ возвращается заявителю без рассмотрения, что не явл-ся отказом в регистрации, с указанием основания возврата: если заявление подано в регистрирующий орган, не соотв. терр-рии преимущественного распр-я СМИ, либо если в заявлении не указаны все необходимые сведения; если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий; если не уплачена госпошлина. После устранения нарушений заявление принимается регистрирующим органом к рассмотрению.


25. Свобода массовой информации и ее правовое регулирование

Свобода печати, трансформировавшаяся с развитием новых СК в свободу МИ, по праву считается главным принципом функционирования печати, радио, телевидения в правовом государстве. Она яв-ся обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений полит.плюрализма и культурного многообразия. Свобода МИ явл-ся основополагающим принципом правового регулирования организации и деят-ти СМИ, предполагающим отсутствие ограничений в отношении: а)поиска, получения, производства и распр-я МИ; б) учреждения СМИ, владения, пользования и распоряжения ими; в) изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации техн.устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распр-я продукции СМИ, за исключением ограничений, необходимых в демократическом обществе и установленных ФЗ. Конституция РФ 1993 г. закрепила свободу МИ в части 5 ст.29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: «Гарантируется свобода МИ». Для обеспечения свободы МИ принципиально важно, чтобы законность актов госадминистрации была в сфере контроля независимых судей. Закон о СМИ был едва ли не первым нормативным актом эпохи кардинальной реконструкции российской правовой системы, в котором именно суд стал конечной точкой практически всех используемых здесь юридических алгоритмов. Так, согласно ч. 1 ст. 61 в суд могут быть обжалованы: любые неправомерные действия органа, регистрирующего СМИ; решение комиссии по телерадиовещанию об аннулировании лицензии на вещание; нарушение порядка предоставления запрашиваемой информации; нарушение порядка аккредитации. Ч. 3 ст. 45 Закона о СМИ дополнительно включает в этот перечень случаи отказа в опровержении или ответе либо нарушение порядка их распространения. Гарантии от злоупотребления свободой МИ усматриваются в положениях ч. 2 ст. 29 Конституции РФ: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие соц-ю, расовую, нац-ю или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда соц, расового, нац, религ или яз-го превосходства». Кроме того, Конституция ставит вне закона действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва, создание незаконных вооруженных формирований. Ст.4 Закона о СМИ («Недопустимость злоупотребления свободой МИ») знает три вида злоупотреблений свободой МИ: а) использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний; б) пропаганда наркотических средств, психотропных веществ; в) использование в СМИ скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей.

 

26. Избирательные кампании и деят-сть СМИ

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", а также новая редакция ФЗ "О выборах депутатов ГосДумы Федерального Собрания РФ" содержат весьма обстоятельное регулирование участия СМИ в избирательных кампаниях. В вышеуказанных ФЗ содержится значительный объем новых обязанностей и ограничений для СМИ. Этими нормами должны руководствоваться как рук-ли СМИ, так и ж-ты, участвующие в освещении избирательной кампании. Соответствующие правила обязательны и для непосредственных субъектов избирательного процесса (кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков), являющихся в избирательной кампании партнерами СМИ. Действие Закона РФ «О СМИ» от 27 декабря 1991 г. Распр-ся на период проведения выборов, однако во время избирательной кампании порядок деятельности СМИ имеет существенные особенности. Спец ограничения и обязанности СМИ, устанавливаемые на период выборов, служат цели обеспечить проведение справедливых выборов, создать условия для свободного волеизъявления граждан. Нарушение СМИ порядка их участия в избирательных кампаниях может повлечь применение юр.санкций. Они включают в себя прежде всего меры административной ответственности, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, которые применяются к должностным лицам СМИ и ж-м. В наст.t перечень административных правонарушений в сфере участия СМИ в избирательных кампаниях уточняется, при этом ставится вопрос и о применении серьезных штрафных санкций за соответствующие правонарушения и к самим СМИ. В период проведения выборов различных уровней (федерального, регионального, местного) на СМИ возлагается целый ряд дополнительных обязанностей, что явл-ся важным условием проведения открытых, свободных и демократических выборов. 1.1. Общие обязанности СМИ, действующие на всех выборах, проводимых в РФ устанавливаются в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 19 сентября 1997 года, кот. в наст.t действует с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 30 марта 1999 года. По сравнению с другими избирательными законами этот ФЗ имеет более высокую юр.силу. 1.2. Конкретизация обязанностей СМИ применительно к выборам в Гос Думу содержится в ФЗ "О выборах депутатов ГосДумы Федерального Собрания РФ" от 25 июня 1999 года. 1.3. Конкретные обязанности СМИ при проведении выборов в субъектах РФ (выборов главы исполнительной власти субъекта РФ, депутатов зак-ных органов госвласти, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления) устанавливаются законами субъектов РФ, кот. принимаются в соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"