Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

1-й блок.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

 

7. Ж-ка как массово-информационная деят-сть. Ее виды, основные качества

Сущ. т.наз. системные признаки, которые делают СМИ сложной целенаправленной динамической системой. Прежде всего, надо иметь в виду, что СМИ действуют в единой для них социальной среде - обществе в целом. Все СМИ выполняют единые соцфункции. Все это объединяет СМИ в единую систему и в то же время они обладают каждый своей спецификой. Соперничество и сотрудничество - так можно кратко определить взаимод-е СМИ. Долгое время на рынке инфы царила пресса. В первой четверти ХХ века появилась радиож-ка. В 30х гг властно заявила о себе ТВ. Стали появляться пророчества о вытеснении новыми формами привычных, устаревших полос. Годом перелома в борьбе между прессой и радио считается 1956 год, когда(по приблизительным подсчетам) число радиоприемников в мире превысило общий тираж ежедневных газет (257 млн. против 255). Специфика радио. Оно требует предельной инф-ной емкости, сжатости, оперативности. Это мир звучащего слова, во всем богатстве его тембров, тональностей, оттенков. “Радиогеничность” голоса и музыкальность слуха обязательны для мастера радиож-ки. Разумеется, не всегда радиож-т читает перед микрофоном свои произведения - сущ дикторы и звукооператоры. Но он должен представлять, как прозвучит его материал. Нередки и прямые эфиры. Специфичность каждого СМИ связана с присущими ему возможностями осуществления: печатное слово, фотографии и другие изобразительные средства для печати, звук (голос, музыка, шумы) для радио, звук и изображение для ТВ. .Пресса. Она приобрела особое место в СМИ в связи с фиксацией инфы на бумажном листе с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображения в черно-белом или цветном варианте. Она несет инфу в виде текста, фото, рисунков, плакатов и т.д, которые воспринимаются читателем без помощи каких-то дополнительных средств (тогда как для получения радио- и ТВ-информации нужны телевизор, радиоприемник и т.д.). Итак, специфика газеты:  инф-ция фиксируется на бумаге и воспринимается читателем без посредников. Радио. Наиболее характерной чертой явл-ся то, что носителем инфы оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать инфу на значительные расстояния. Телевидение вошло в жизнь в 30-х гг, а в систему МИ в 60-х гг. Специфика: несет одноt звуковую и видеоинформацию, на экране ТВ может быть воспроизведен и печатный текст. ТВ, как и радио, несет оперативную инфу, но у него перед радио есть преимущество, так называемый “эффект присутствия” - работают и глаза, и уши. В последнее десятилетие к СМИ присоединяется 4й тип каналов инфы- Инет, в котором значительное место наряду со специальной занимает МИ. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, сайты (странички) отдельных ж-в, причем оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме on-line. Инет соединяет в себе возможности всех типов СМИ, правда, тексты могут читаться только с монитора. Кроме того, наибольшая часть инфы передается на ин.язе, что затрудняет для многих полноценное освоение инфы.


8.Профессиональная этика ж-ста

Систему требований к ж-ту некоторые ис=>ли рассматривают как трехэтажную пирамиду:1) профессиональный долг, обязанность, ответственность, совесть, честь, достоинство. 2) производственно-этические принципы, в кот. отражены уже более конкретные требования к поведению ж-та. 3) собственно профессионально-этические нормы – запреты или побуждения, регламентирующие все аспекты поведения ж-та в конкретных производственных ситуациях. Более честным и принципиальным яв-ся открытый сбор сведений. Кодекс Международной организации ж-в предписывает: «Ж-т должен оберегать достоинство своей профессии. Он не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения инфы». Принципиальная позиция заставляет ж-та прямо и недвусмысленно выражать свое отношение к отрицательным фактам: высказать все открыто и честно. Кодекс как механизм саморегуляции в ж-х сообществах. В нашей стране в 1988 г. в рамках Союза ж-в СССР был создан Совет по профэтике и праву. В декабре 1989 г. Совет одобрил, а последний съезд СЖ СССР принял первый в отеч.истории свод этических правил—Кодекс профэтики советского ж-та. Приметой времени остались в этом документе слова о «социалистическом плюрализме мнений», «коренных интересах народа», «монополизации гласности», «новом инф-ном порядке» и т. п. Однако Кодекс содержал и четко выписанные профпринципы: соцответственность, правдивость, объективность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность. 4 февраля 1994 г. группа известных сотрудников столичных редакций подписала Мос­ковскую Хартию ж-в, которая, наряду с общепринятыми в мире принципами профэтики, установила несовместимость статуса ж-та с занятием должности в органах власти и политических партиях, прекращение статуса ж-та с момента, когда он берет в руки оружие. Хартия побудила руководителей СЖ России составить Кодекс профэтики, который 23 июня 1994 г. был одобрен Конгрессом ж-в России. В этом Кодексе — десять статей:1) ж-т распр-ет только ту инфу, в достоверности которой убежден, в своих смс четко проводит различие между фактами и мнениями, версиями; 2) он не должен использовать в личных интересах конфиденциальную инфу; этически недопустимо сочетание ж-кой и рекламной деят-ти; соблюдая законы честной конкуренции, ж-т избегает ситуаций, когда он мог бы нанести ущерб интересам своего коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на менее благоприятных условиях; 3) при выполнении профдолга ж-т признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было; 4) профстатус ж-та несовместим с занятием должностей в органах гос-го управления, законодательной или судебной власти и т. д. 4й съезд СЖ РФ (апрель 1995 г.) увязал соблюдение этических норм с членством в СЖ.

9. Ж-стское творчество как профессиональная деят-сть

Тв-во в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате тв-го акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Толчком к созданию новых реалий, имеющих инф-ю природу, яв-ся инф-е потребности чела. Инф-е потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, опред-ся соцролью чела, его обязанностями, образом жизни. Специфика инф-го продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Инфа, возникающая в процессе освоения мира людьми яв-ся соц-й. Социнфа производится в процессе чел-й деят-ти, отражает факты с т.зр. общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их соцположением. Создание инф-х продуктов  есть тв-во. В потоке инфы, циркулирующей в обществе, выделяется ж-кая инфа. Ж-я инфа по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная. Специфика её состоит в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал. В духовном отношении ж-я инфа хар-ся: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с ж-м материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре ни работал ж-т его смс д.б. ясным и понятным: язык не должен содержать спецтерминов, если они не объяснены ж-м и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций. В социально-управленческом отношении ж-ю инфу характеризует (по Г.В. Лазутиной): 1)новизна: ж-ты смс обо всем новом – о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют ж-та, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремится найти инфву, кот. одноt была бы полезна, необходима и интересна; 2)оперативность: ж-т должен передавать инфу быстро, ведь новость может устареть; Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность; краткость материала, аналитичность; отпечаток личности автора: особенно характерно это для российской ж-ки, в которой получила развитие авторская, комментирующая публицистическая трактовка события. Т.о., ж-я инфа соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социнтересов, свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий. Кроме того, по Лазутиной, ж-я инфа должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям. Ж-ка пронизана тв-вом, она есть тв-во по определению. Начало тв-й активности ж-ту дают информационно-управляющие связи чела и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать инф-е сигналы среды, превратив их в инф-й продукт. Творческая деят-ть существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное  исполнение обязанностей по производству определенных инф-х продуктов в обществе соответствующими профгруппами. Ж-ты – одна из профгрупп. Ж-е тв-во не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд ж-та профессионален, тв-во ж-та ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки. Специфика ж-го тв-ва состоит в том, что ж-ты участвуют не в худ-ом, а в соцально-культурном тв-ве. Их сверхзадача –создание инф-х продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действ-ти. Т.о., специфика ж-го тв-ва обусловлена особенностями продукта ж-й деят-ти – ж-й инфой. В силу специфики ж-й инфы главным критерием проф-зма в ж-м тв-ве может быть названа способность донести соцзначение материала. Отсюда – особенности творческого содержания профессии ж-та – активное взаимод-е ж-та с соцдейств-тью.

10. Формирование массовых информационных потоков и их характеристика

МИ — эта та часть социнфы, кот. предназначена для всех соцгрупп и, в силу этого, яв-ся общезначимой и общедоступной. За множеством черт, характерных для того или иного ист.этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие. 1) со времени, когда началось разделение труда и появились устойчивые социнституты, производство МИ осуществляется на двух уровнях: спонтанно (создатель - каждый) и организованно (создатель – принадлежит к соц. институту). В результате – два слоя МИ: 1 – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами (анекдоты, слухи, сплетни); 2 – производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории. 2)МИ, как и вся социнфа, обладает св-вом «консервироваться» и потому накапливается во времени, оседая в инф-х хранилищах общества: архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных ком.сетей.3) На протяжении всей истории чел-ва прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства МИ-х продуктов (например, разделение речей на политические, судебные, философские), а с другой — к его интеграции (объединение некоторых уже обособившихся видов творческой деятельности).Массовые информационные потоки — это способ актуального сущ-я МИ, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась. Если классифицировать их по назначению, функциональной направленности, окажется, что они тоже составляют 7 групп и соотносимы с потребностями.• В первую войдут тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания. Круг их широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда), стереотипы поведения, ориентированного на актуальные общественные идеалы.• Во второй группе окажутся материалы, оповещающие об изменениях действ-ти на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, которые принято называть текстами новостной и проблемно-аналитической ж-ки.• Третью составят материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах — публицистические выступления политиков, ученых, писателей, ж-в, других соцактивных граждан, посвященные злобе дня.• Четвертую группу образуют административные, управленческие тексты — смс о тех или иных решениях институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс.• В пятой окажутся тексты, которые дают возможность знакомиться со специфическими групповыми ценностями, — мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества.• В шестой группе мы обнаружим тексты, способные помочь в решении личных или деловых проблем (имеются в виду разного рода типовые трудности производственного и бытового свойства) — полезные советы, юридические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера.•Седьмая группа представлена рекреативными текстами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры, конкурсы, соревнования.


11. Ж-стское произведение как особый информационный продукт

Социнфа производится в процессе чел-й деят-ти, отражает факты с т.зр. их общественной значимости и служит для общения м/ду людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Мир сейчас вступил в стадию развитию, кот. Наз-ся инф-м сообществом. Его главными признаками яв-ся: 1)Инфа превращается в самый главный ресурс соцпрогресса, в то время как традиционные – природные, людские, технические – теряют свое значение; 2)Фактически все люди (через Инет) получают доступ к мировым инф-м ресурсам и активно используют их в своих интересах; 3)Бурно развивается техническая и технологическая база инф-х процессов. Теперь уже не природные богатства или размеры страны составляют залог ее влияния в мире, а владение знаниями и средствами их приобретения. Какие же черты присущи ж-й инфе? 1.Идейная насыщенность – в прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности. Ж-ка служит  как бы увеличительным стеклом при выражении соцвзглядов, эмоций и суждений, даже если эта оценочность тщательно маскируется. 2.Актуальность – не надо путать с оперативностью. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать трудные вопросы, возникающие у населения – вот ее суть. 3.Слово прессы обращено к массовой аудитории, в связи с чем возникает требование излагать  любые темы популярно, т.е. доступно для понимания как профессору, так и домохозяйке. 4.Документализм – имеется в виду неизменная опора на факты. Точность в отражении явлений. «Ж-т без фактов как калека без костылей» (Станислав Кондрашов. «Известия») Многих студентов на отделение ж-ки привело увлечение литературным творчеством и тут надо провести четкую грань между репортерским и худ-ми подходами к сбору фактов. Ж-т не имеет права на вымысел и приукрашивание. 5.Оперативность – ее индикатором яв-ся слова «вчера», «сегодня», «завтра». Поэтому многие деловые люди начинают утро с просмотра газет и сводки новостей. 6.Краткость – «Это не роман – места мало, времени мало, читают на ходу» (В.Шукшин). Особенно жесткие ограничения сущ. на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В «Последних новостях» 2 минуты – это подвал в газете, 4 минуты – полоса» (Юрий Летунов, создатель радиопрограммы «Маяк»). И в то же время ж-ка отличается аналитичностью подхода к событиям. Ведь на ней лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку лавины разнообразных фактов.

 

12. Способ творческой деятельности ж-ста

Потребности общества в особых инф-х продуктах, возникновение производящей их специфической деят-ти, необходимость обеспечить определенный уровень их качества — вот факторы, предопределившие формирование совокупного субъекта ж-ки как особого профкорпуса. Практически же он складывается в результате освоения закономерностей ж-й деят-ти, кот. определили ее специфику. Так что эта специфика и есть то общее, что, с одной стороны, объединяет всех ж-в, делает людьми одной профессии, а с другой — отличает, «отъединяет» их от представителей других профессий. А носителем специфики явл-ся способ творческой деят-ти ж-та. Работа выглядит как цепочка практических и мысленных шагов, подчиненных решению этих комплексов задач. Они определяют сущ-е устойчивой операциональной структуры тв-го процесса, представленной в каждом тв-ком акте — отдельном случае тв-ва, завершающемся опред-м продуктом. Над каким бы произведением ни шла работа, его создатель неизбежно оказывается перед необходимостью решить несколько комплексов задач, а значит — предпринять необходимые для того действия. Так и складывается операциональная структура деят-ти — опред. состав операций, каждая из которых ориентирована на решение комплекса соответствующих задач. Именно она позволяет рассматривать творческий процесс в технологическом аспекте. Понятием технология (а это переводится с греческого как «наука о мастерстве») обычно обозначается порядок действий, рекомендуемый для того, чтобы гарантировать достижение закономерного рез-та деят-ти. Операциональная структура тв-го акта как носитель характерного набора задач яв-ся, наряду с методами, обязательной составляющей способа любого вида деят-ти. В каждой творческой операции обязательно предусматриваются задачи двух типов:• эмпирические, т.е. решаемые непосредственно в опыте взаимодействия, ориентированные на установление и воспроизведение фактов;• теоретические—они решаются через цепь сложных умственных действий, подчиненных необходимости выявить неочевидные связи фактов, их глубинные особенности. И те, и другие направлены на получение, переработку и предъявление инфы в тексте — на инф-й продукт. Но в каждой операции тв-го акта присутствует еще один ряд задач, третьего типа, — организационно-практические. Они существенно отличаются, т.к. направлены не на будущий рез-т деят-ти, а на сам тв-ий акт: служат его оптимальной организации (составить план операции, договориться о нужных встречах.). Складываясь в комплексы, задачи этих трех типов образуют промежуточные цели деят-ти, определяющие смысл каждой операции и дающие ей название. Так что и комплексность задач, и состав каждого комплекса задаются порождающими моделями тв-ва. Помимо, структуры тв-го акта и методов решения задач, способ тв-й деят-ти вкл в себя еще две составляющие — гораздо более подвижные, склонные к изменчивости, но, тем не менее, несущие в себе специфические особенности того или иного ее вида. Это технические средства, используемые в тв-й деят-ти, и система проф-но-этических регуляторов поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"