Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Журналистика".
1. Ж-ка в системе социальных институтов общества
Ж-я деят-ть осущ-ся в опред-х общественно-полит-х условиях (гос-х, эконом-х, культурно-истор-х, религ-х, нац-х) при опред. хар-ре и взаимоотношениях различных соцсил (классов, партий, профсоюзов, ассоциаций предпринимателей). При этом жизнедеят-ть общества протекает в значительной мере как функционирование большого кол-ва разнообразных социнститутов. В обществе действует множество СИ. Они возникают как совокупность функционально-нормативных основ жизнедеят-ти людей в той или иной сфере (семья, собственность, воспитание), кот. затем обретают законодательные рамки и организационные формы. Ж-а яв-ся одним из важнейших СИ, без кот. немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Тенденции развития чел. общества направлены на создание гуманистически ориентированного общества. Современная ж-ка в обществе, находящемся в переходной стадии развития, очень разнообразна, в разных соотношениях несет черты «старого» и «нового». Ж-ку, как СИ демократического общества (состоящего из трех подструктур – гражданской, экономической, гос-ной), образуют три соцтипа СМИ. СМИ гражданского общества. ГО – область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), активно добивающегося и реализующего свои гражданские права. Сюда входят СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства (полит.партии, ассоциации предпринимателей, объединения ветеранов). СМИ коммерческого хар-ра, выпускаемые ради прибыли. СМИ различных неполитических организаций. Гос-ные СМИ – создаваемые различными структурами власти, как общефедеральной, так и региональной. Гос-но-общественные СМИ – наиболее полно могут реализовать общие интересы. Ж-ке принадлежит огромная роль в инф-м обеспечении демократии через достижение максимальной информированности граждан. Необходим политич., идеологич., культурн. плюрализм («множественный»). А также толерантность, настроенность на конструктивное взаимод-е, ведение соцдиалога в СМИ по поводу проблем, кот. по-разному решают различные силы, открытый диалог, компромисс, консенсус. Сферы СМИ, регулируемые законодательно: - Внутриж-е отношения; - отношения м/ду СМИ и источниками инфы; - права ж-в на распр. инфы; - отношения между СМИ и аудиторией. Гос-во определяет объем и характер непосредственного участия гос-ных органов в массово-информационной деят-ти и контролирует деят-ть СМИ (цензура). СМИ как 4 власть. Власть – это проявление способности какого-то субъекта доминировать в отношениях с другими социальными субъектами, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах теми или иными способами. Различают типы власти – гос-ное политическое регулирование, экономическое стимулирование, идеологическое воздействие. СМИ ГО и СМИ гос-но-общественные – СМИ «четвертой власти». Их сила в духовно-идеологическом воздействии, в формировании массового сознания. Ж-ка ведет мониторинг всех сфер жизни, яв-ся трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, яв-ся общественным экспертом, участвует в создании духовной атмосферы в обществе, дает возможность гражданам высказываться и быть услышанными, выступает двигателем демократического прогресса, обеспечивает инф-ю безопасность, реализует часть общенациональной политики. Медиадемократия – взаимод-е на равных началах бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ.
2. Концептуальные подходы к свободе печати
Как всякая деят-сть, ж-ка не может не подчиняться определенным правилам и нормам. Ключевым понятием для решения вопроса о том. что дозволено прессе и что не допускается, яв-ся свобода печати. Сущ. Неск-ко концептуальных подходов к свободе печати, порожденных разными социально-историческими обстоятельствами и факторами. I)Революционно-демократический взгляд на СП зародился в период борьбы буржуазии с изжившим себя феодализмом. Образцом выражения идей данной концепции явл-ся статья К.Маркса «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания». В ней Маркс излагает своё понимание свободы печати: 1.Печать революционна по настроению и целям, свободная печать исторична, революционность и историчность объединяется понятием народность, свобода печати д.б. абсолютно независимой от власти. Маркс призывает устранить главное препятствие на пути к этому – цензуру. II)В противовес революционно-демократическим взглядам сформулирован предпринимательский подход к свободе ж-й деят-ти: ж-ка должна приносить прибыль. Именно способность газеты приносить доход ее владельцу рассматривается как свобода печати. III)Классово-политический подход к СП базируется на антагонизме двух противоположных классов в борьбе за обладание СМИ. Пока идет борьба классов, печать остается оружием, которым опасно было бы делиться с врагом. Согласно этой доктрине, политические интересы формируют и критерии оценки свободы: ее расширения для своей партии рассматривается как благо, особенно если оно достигается за счет оппонентов. IV)Нормативно-правовой подход к СП предполагает точное определение взаимных обязательств, возможностей и ответственности прессы, гос-ва, юрид. лиц, граждан в процессе массово-информационной деят-ти. Эти положения закрепляются в международных договорах, национальном зак-ве, административных решениях, этических кодексах и других документах. Такой подход принят в кач-ве главного в большинстве развитых стран, в том числе и в России. Первый в нашей стране закон о СМИ был принят в 1990 году «О печати и других СМИ».В основе его концепции лежали свобода МИ, отмена цензуры и правовое регулирование ж-кой деят-ти во всех ее видах.С 1992 года действует с дополнениями и изменениями Закон«О СМИ».Слово «свобода» в русс. яз. - «отсутствие стеснений – внешних и внутренних, физических и психологических, «знаньевых» и языковых, других ограничений, т.е. всего того, что мешает проявлению жизнедеят-ти личности, группы, общества в целом. Таковы основные концептуальные подходы к СП.
3. Исторические типы Ж-ки
Ж-ка выступала в виде различных исторических типов (феодально-монархическая печать, буржуазная, религиозно-клерикальная, ж-ка социалистической и коммунистической ориентации), кот. отличались социально-классовыми и идеологическими позициями. Концепция абсолютизма, божественной избранности монарха и верховенства феодально-крепостнических отношений была присуща феодально-монархической печати. Возникнув в недрах феодального общества, как оппозиционная сила, буржуазная ж-ка идеологически обеспечивала борьбу против монархии под лозунгами СП, идей свободы, равенства и братства. Эта пресса вытекала из идеологии Просвещения по конечным устремлениям носила буржуазно-демократ. хар-р. Заявившая о себе при феодализме, будучи оппозиционной к режиму власти, она имела заострённую антифеодальную и антиклерикальную направленность., выступ. Против монархич.власти, за утв-е бессословного равенства и гражданских свобод. Выступает печать как критик действий правительства, наполняется фактами повседневного бытия. С эк.т.зр. снановится областью выгодного помещения капитала. Особый тип - религиозно-клерикальная ж-ка возн. еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире. Еще в XVI веке нарождающаяся буржуазия стремится избавить политическую структуру власти (феодальную монархию) от подчинения канонам католицизма. Церковь фактически осущ-т политич.власть. Это одно из напр-й специализации по интересам части аудитории. Деят-ть подобных СМИ отвечает гуманистич. принципам свободы совести. Попытка взять под свой контроль распр-е новостей. Происх. замещение главных фигур: вместо монарха в центре внимания оказ-ся религиоз-й лидер, вместо национально-гос-го патриотизма—ценность единоверия. Отчётливо догматизирована по содержанию и способам преподнесения мат-ла. Ж-ка социалистической и коммунистической ориентации возн. в буржуазном обществе как защитница интересов рабочего класса. В начале XX века социалистическая и ком-ая печать решительно разошлись, ибо первая выступает за реформистский путь реализации социалистических ценностей, в то время как вторая — за революционный. Марксистская теория ж-ки, возникшая в условиях нарастания соц-но-классовых противоречий, поддерживала тезис о непримиримой классовой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с помощью различных, в том числе, и радикальных средств. Авторитарная теория оформилась в XVI —XVII веках, но и сегодня практикуется в отдельных странах. Она возн. из философии абсолютной власти монархии. Согласно этой теории печать находится в руках гос-ва или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить властям. В связи с этим введена цензура, в печати запрещена критика лиц, находящихся у власти. Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли, принятая в Англии (после 1688 г.) и в США, распространенная и в других странах, развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и естественных прав человека. По этой теории печать яв-ся инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информировать, развлекать, продавать инфу, но главным образом «открывать правду», бесспорно, с определенных позиций. Газету может учреждать любой гражданин с экономическими возможностями и средствами. Она контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время. Теория социальной ответственности возн. в XX веке в США на основе практики ж-ки, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 г. Особенности этой теории: цель печати — информировать, развлекать, продавать инфу, но главным образом переводить конфликт в дискуссию: с этой целью новости следует отделять от мнений и редакционных статей, должно предоставляться место различным точкам зрения, даваться полная картина различных социальных групп общества, разъясняться его цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, ее использовать может всякий, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по соцответственности. Согласно советской концепции пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения. Западные концепции ж-ки: массово-коммуникационная, возникшая в период первой мировой войны, когда нужно было объединить людей на основе патриотических чувств и неприязни к врагу; теория индивидуальных различий (инф-ция стала направляться дифференцированно, с учетом разных типов читателей, слушателей, зрителей); теория соцкатегорий, инф-я политика строится уже на знании и учете соц-но-демографических характеристик; теория культурных и соцнорм поведения, принятых в массовом обществе (так, под влиянием прессы может меняться отношение людей к тем ими иным ценностям и историческим реалиям).
4. Массово-коммуникативные средства Ж-ки. СМИ и Интернет
СМИ — система, самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного сознания с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ делятся на печать (газеты, журналы, дайджесты, бюллетени), телевидение (эфирное и кабельное), радио, инф-е агентства (рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью), технические службы (типографии, издательства). Газеты различаются: по периодичности выхода — ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по остальным издательским характеристикам—тираж, формат, объем издания; по масштабам аудитории, или региону распространения—
5. Функции Ж-ки.
Функциями ж-ки называет совокупность ее социальных ролей. Петербургская школа ж-ки выделяет следующие функции: - Производственно-экономическую, -Регулирующую, - Информационно-коммуникативную, - духовно-идеологическую. Московская школа ж-ки выделяет следующие функции: - Коммуникативная (устанавливает контакт между ж-стом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций), - Идеологическая, и - Культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории СМИ на научном уровне миропонимания), - рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне – ж-ка помогает человеку организовать свой быт), – рекреативная (эмоциональную сферу человека); - организаторская (подводит итог ж-кой деят-ти, представляя собой достигнутые ею результаты). I) Е.П. Прохоров, считая ж-ку полифункциональной системой, различает следующие шесть функций ж-ки: коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет “исходной функцией ж-ки”; непосредственно-
6. Ж-ка как область творческой деятельности. Виды ж-стской деятельности.
Литературная работа весьма разнообразна. Различается и по тематике, и по жанрам, благодаря чему редакция наполнена различными специалистами—ж-стами – политологами, экономистами, аграрниками, военкорами, спортивными обозревателями, репортерами, рецензентами, комментаторами. Каждый из них создает лит-рные тексты в рамках своей специализации. В небольших редакциях, где число сотрудников ограничено, многие из этих ж-ких специальностей приходится совмещать. Поэтому ж-там здесь приходится быть более универсальными. То же самое можно сказать и о собкорах, которые трудятся вдали от редакции, и в силу этого обязаны обладать широкой эрудицией, большим опытом в освещении различных тем, владении всей палитрой газетных жанров. Редакторская работа. Этот вид ж-кой деят-ти тоже весьма разнообразен. Каждый ж-ст, выполняя литературную работу, параллельно занимается и редактированием собственных текстов. Для доведения материала до того вида, в котором ему предстоит появиться на полосе, автор неоднократно его правит, дорабатывает. Возможно, что после сдачи завотделом или ответственному секретарю материал вновь вернется к ж-ту на доработку. Кроме собственных материалов сотрудники отделов правят материалы своих коллег, которые приходят с телетайпных лент ИА, собкорров с мест. Много времени уходит на подготовку к печати авторских публикаций, которые в советские времена должны были заполнять не менее 60% площади газетного номера. Такое соотношение было введено для того, чтобы со страниц газет больше звучал голос народа, а не штатных сотрудников редакции. Сегодня уже мало кто придерживается этих норм, но практика показывает, что газета для аудитории более привлекательна тогда, когда читатели могут найти в ней публикации специалистов, экспертов, хорошо знающих свое дело, представителей различных социальных, проф-х, возрастных групп. Организаторская деят-ть пронизывает всю работу ж-в. В звене управления — это организационно-управленческая деят-сть, кот. осуществляют редактор, его замы, ответственный секретарь, завотделами. Они занимаются подбором и расстановкой кадров, созданием условий для полноценной работы каждого сотрудника, планированием, нормированием, учетом и контролем, стимулированием их труда. Главный редактор и редакционная коллегия выполняют эти функции в рамках всего коллектива, а заведующие отделами — в рамках вверенных им подразделений.Оформительская работа приобрела существенное значение в последние годы с внедрением новых издательских технологий. В доперестроечные годы большинство советских газет выглядело практически одинаково — черно-белый цвет, стандартный набор шрифтов, линеек, других оформительских элементов. Слабая полиграфическая база местных изданий, скромные госдотации не позволяли создавать красочные, привлекательные издания. Поэтому оформительством газеты занимались сами ж-ты в меру своих сил и способностей. Работники секретариата, которых никто не готовил в спецучзаведениях, а уделял из своих рядов сам редколлектив, макетировали полосы, создавали графическое лицо газеты, исходя из того набора оформительских средств, которыми располагала местная типография. Отсутствие конкуренции между изданиями, из-за их малого числа (одна газета на район, город, две — на область, край) тоже не стимулировало желание выглядеть красивее остальных).