Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

1-й блок.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

 

13. Стадии создания произведения. Методы познания действительности и методы предъявления инфы

В ж-ке ярко выражена стадиальность тв-го акта: он предстает как единство двух относительно самост-х частей – стадии получения инфы и стадии образования текста. Стадия получения инфы: выработка заявки на тему; сбор предварительных данных; определение конкретного предмета изучения; направленное изучение предмета; Стадия образования текста:- окончательное формирование замысла; конкретизация замысла; реализация замысла; авторское редактирование текста; Источники инфы: док; чел; предметно-вещественная среда. Система методов ж-го тв-ва сложилась в виде двух подсистем. Одну образовали методы познавательной деят-ти, другую – методы предъявления инфы в тексте. Методы познавательной деят-ти:- методы получения сведений: традиционные ж-е методы (проработка доков, наблюдение и беседа). Проработка доков – метод, с помощью кот. ж-т получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранимые в его многообразных «инф-х кладовых». Наблюдение–метод, с помощью кот. ж-т получает сведения непосредственно из текущей реальности – первичную инфу. Беседа – метод непосредственного общения с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. - методы, заимствованные из конкретных социс=>й (опрос, включенное наблюдение, длительное систематическое наблюдение, эксперимент и контент-анализ)- методы постижения сути. Три уровня знаний: философские знания; знания о челе и обществе; знания, накопленные конкретными научными дисциплинами. Методы предъявления инфы в тексте: описание (репортажное описание, реконструктивное (с помощью воображения); повествование;- характеристика; объяснение; рассуждение;  типизация; словесная инкрустация (цитирование, ссылка, изложение, переосмысление).

 

14. Социологические исследования в ж-стике и в редакционной практике

Из развернутой системы методов конкретных социс=>й ж-ка сегодня лучше других освоила опросы, включенное наблюдение, длительное систематическое наблюдение, эксперимент и контент-анализ. Наиболее активно используются оба вида опроса — интервьюирование (прежде всего массовое, в частности, блиц-опрос) и анкетирование. Массовое интервьюирование — метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Анкетирование — это метод получения тех же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых или открытых вопросников. При включенном наблюдении ж-т действует как участник событий; выступая в соцроли, аналогичной соцролям действительных участников происходящего, он получает одновременно данные и о внешних обстоятельствах, и — через себя, через самонаблюдение — о внутренних движениях чела. Вообще-то в проф-й ж-й среде такой вид наблюдения известен давно как «метод перемены профессии» (другое название — «метод маски»). Систематическое наблюдение — вид социол-го наблюдения, ориентированный на получение данных о развитии того или иного объекта, той или иной сферы действ-ти, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение длительного t. Существенная особенность этого метода состоит в том, что аудиовизуальные контакты в данном случае дополняются непрерывным накоплением док-х материалов, отражающих те или иные моменты в жизни объекта и позволяющих увидеть новые или упорно повторяющиеся его проявления. Поэтому об этом методе мы говорим как о заимствованном. Похожа ситуация и с экспериментом — методом получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве кот. выступает одна или неск-ко его изменяемых хар-тик. А вот во 2-й 1/2 XX в. эксперимент стал использоваться интенсивно и с ориентацией на социол-е разработки. Первые научные описания э-та как метода ж-го познания появились не так давно, причем опять же с учетом социол-х рекомендаций. В книге Анатолия Рубинова «Операции без секретов» рассказывается о серии интересных ж-х э-в. Но самое большое впечатление производит даже не картина их, а причина, которая побудила автора к ним прибегнуть. Он понял, что ж-ты чаще всего делают заключения на основе «здравого смысла», а этого для получения надежных оценок и выводов недостаточно.


15. Редакция, ее структура и организация работы. Функциональные особенности сотрудников редакции по выпуску газеты.

Процесс подготовки и выпуска газ зависит от особенностей структуры коллектива редакции. Эту структуру свободно определ. ее руководитель – главред. При этом он исходит из величины и сост. коллектива, типа и уровня изд, характера его аудитории. Важнейшее значение для деят-ти ред. коллектива имеет функциональное разделение труда. Оно опред-ет как структуру редакции, так и организацию ее работы и приводит к разделению коллектива на несколько частей. 1. творческая часть редакции. 2. техническая часть коллектива. 3. коммерческая часть коллектива. Так в процессе разделения труда формируется пирамидальная структура редколлектива. Наверху нее стоит рук-ль – главред, ниже – его замы, редколлегия, секретариат, а под ними располагаются творческие отделы, технические и коммерческие службы. У пирамидальной структуры несколько – три-четыре – уровней. На каждом из них находятся подразделения звеньев управления и исполнения, их руководители, на самом нижнем уровне – корреспонденты, технические и коммерческие сотрудники. Развитие инф.рынка привело к изменениям структуры, что выразилось в укрупнении, а нередко и упразднении обычных творческих и технических подразделений редакции. Так приходят к плоской структуре редакции. Плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления коллективом, ускорить принятие решений, направленных на повышение оперативности инфы. Обязанности сотрудников. Главред – рук-ль редколлектива, организатор его дея-ти. Определяет инф-ю политику газеты (ее общественную позицию, отношение к событиям). Редколлегия - этот совещательный орган создают в помощь главреду. Его задача – формирование коллективного мнения при решении вопросов. В состав редколлегии входят главред и его зам, в том числе ред.менеджер, ответ.секретарь и зав важнейших отделов редакции. Обычно 5–7 человек. В небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив ж-в. Редколлегией руководит главред, они вместе осущ-ют стратегическое рук-во коллективом. Секретариат редакции – в его задачи входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деят-ти, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции, поддержанию трудовой, производственной дисциплины в коллективе. Отдел редакции - основное творческое подразделение редколлектива. Здесь создают публикации газеты – тексты и иллюстрации, редактируют эти тексты. Его сотрудники должны быть специалистами в той области жизни общества – политике, экономике, культуры, которую отображают материалы отдела. Все отделы выполняют общередакционные обязанности – дают газете инфу. Но каждый из них выполняет присущую только ему функцию. Это определяет тип отдела. Региональный (территориальный) отдел отображает события, происходящие лишь в границах определенного региона – области, республики или страны. В коллективе могут вообще отсутствовать отделы. Их функции выполняют сами корреспонденты, каждый из которых ведет определенную тематическую группу рубрик. Целью управления редколлективом яв-ся его оптимальное функционирование, Выполнение задач, стоящих перед редакцией, во многом зависит от знания закономерностей и особенностей функционирования ее коллектива: 1.Системность- элементы редакции образуют систему, где все находится во взаимозависимости. 2.Ритмичность - производство всех операций, связанных с подготовкой и выпуском периодического издания, в строгой, заранее обусловленной последовательности; производство каждой операции в определенное время, к установленному сроку; повторяемость этих операций в определенный период. 3.Цикличность –работа любой редакции образует четкие циклы. Они повторяют друг друга. Каждый из них обычно состоит из двух частей – подготовка номера и его выпуск. В свою очередь каждая из этих частей состоит из нескольких элементов. Так, в подготовку номера входят сбор инфы, ее обработка, формирование номера. Процесс выпуска номера также расчленен на несколько основных, повторяющихся этапов. Подобная цикличность определяет всю жизнь редакции: на том или ином этапе цикла внимание ж-в и технических сотрудников последовательно сосредоточивается на очередной задаче – на сборе инфы или ее обработке, на формировании номера или его выпуске.

 

16. Специфика ж-стской профессии в ряду других. социальная и профессиональная роли ж-ста.

Системный подход к профессии ж-та позволяет выделить три группы детерминант, задающих требования к специалисту: 1) внешние детерминанты – требования гос-ва, социума, рынка; 2) внутренние – требования профсреды, профсообщества, профшколы; 3) личностные – удовлетворение потребностей в образовании, самореализации, соцстатусе. Выделенные компоненты одновременно хар-ризуют позицию проф ж-й деят-ти в общественной деят-ти в целом, а также дают возможность охарактеризовать собственно профсреду журнализма. 1. Требования гос-ва. Ж-ка всегда либо поддерживает гос-во, либо оказывается в оппозиции к власти. В правовом гос-ве эти отношения регулируются с помощью юрид. законов и норм, в тоталитарном - с помощью силовой системы ограничений информационно-коммуникативной деят-ти, в частности с помощью института цензуры и репрессивного аппарата. + экономические рычаги управления прессой через прямое участие гос-ва в изданиях, использование гос-вом своего организационного ресурса и т.п. Степень управления процессами гос-го строительства, цивилизационного и культурного прогресса зависит от конкретной социально-экономической и политической ситуации. В зависимости от этого гос-во либо пытается сделать из прессы свой инструмент управления, либо предоставляет ей право развиваться самост, рассматривая ее деят-ть как форму обратной связи. 2. Требования социума. Ж-ка яв-ся социнститутом, возникшим вследствие объективного социально-культурного развития. Ж-ка как социнститут имеет четко определенные функции, права и обязанности перед обществом. Общество формулирует, а ж-ка выполняет определенный соцзаказ, точно также как это делают социнституты науки, здравоохранения, образования, и т.п. Проф информационно-коммуникативная деят-ть обеспечивает каждого чела инфой для принятия решений. СМИ играют роль манипуляторов. Операционно задачи ж-ки, поставленные обществом, реализуются через МК, которая: осуществляется в больших соцгруппах; обладает спецканалами; оперирует определенными знаковыми системами; отличается "отсроченным" характером обратной связи. МИ включает: источники сведений, ж-та, смс, каналы передачи информации, аудиторию, а процесс МК - социальную действительность, коммуникатора, издателя, текст, аудиторию, преображенный образ реальности, преображенную на основании полученной инфы действительность. Несмотря на подобное многообразие, ж-е тексты должны соответствовать: форматам канала коммуникации, критериям профессии, социальной реальности и действительности, творческому кредо автора, форме и содержанию источника информации. Содержание текста-сообщения остается социальным в том смысле, что обладает актуальностью и новизной, включает: анализ соцдействительности, постановку общественно значимых проблем, презентацию идеалов и социально-политических ориентиров. Социум ждет и требует от ж-ки текстов, кот. становятся частью информационно-коммуникативной реальности. От ж-го проф-зма общество требует также умения прогнозировать события. Важна адекватность стиля, формы и языка ж-х материалов языку массовой аудитории. 3. Требования рынка. Нельзя забывать о том, что продукция ж-ой деят-ти яв-ся товаром, то есть должна обладать не только потребительской ценностью, но и целым рядом параметров, обеспечивающих саму возможность присутствия этого товара на рынке. К таким параметрам относятся: бренд, имидж, позиция в секторе рынка и т.п. Также товаром являются и профкомпетенции ж-та, позиционирующиеся на рынке вакансий. Наиболее важной яв-ся универсальность, то есть сочетание узкопрофессиональных качеств, связанных с подготовкой ж-х материалов со способностью быстро осваивать разнообразные профобласти. Важно расширение видов ответственности, которые берет на себя ж-ка. К ним относятся: подготовка информационно-аналитических текстов (а также ауди-видео-материалов), редактирование, рецензирование и другие виды работы с текстом; освоение новых методов, средств и технологий информационно-коммуникативной деятельности; проектирование, создание и управление событиями, сценирование и режиссура; управление персоналом редакций; организация коммуникаций с источниками информации, оценка качества информации; аналитика, экспертиза, консалтинг, ж-е расследования; участие в научной деятельности. Внутренние профессиональные детерминанты. 1. Требования профессиональной среды. Профсредой ж-та яв-ся компонент системы МК, включающей редакционные системы, медиарынок, проф-е медиасообщество, аудитории, и т.п. в качестве своих подсистем. Эта профессиональная среда порождает события, заключающиеся в создании новых коммуникаций и изменении структуры коммуникаций. 2. Требования профессионального сообщества. 1) наличие профессионализма; 2) принятие и исполнение этических норм и правил в отношениях с коллегами, с аудиториями, с рынком. 2. Требования образованности как личностной ценности. Ж-кий опыт актуализирует и развивает широкий спектр компетентностей и тем самым заставляет ж-та постоянно самообразовываться. Накапливаемые с опытом качества: профкомпетентность и ответственность, умение работать с инфой с применением телекоммуникационных ср-в, поисковая ис=>я активность, самост-ть и креативность, системное мышление, умение работать с текстом, организовывать коллективную деят-ть, проектирование, прогнозирование, планирование, комплекс качеств менеджера, эрудиция и др. Причина - уникальное сочетание тенденций специализации и универсионализации в ж-ке. Проф. среда ж-та это не только условие деятельности, но и предмет. Сущ-ют ряд проф. ж-х задач, возникающих при взаимодействии ж-та и профсреды (информационно-коммуникативного пространства).


17. Модель личности ж-ста

1.Прохоров: соц-мировоззр. позиц, знание, способн-ти, личн. кач-ва (интеллект, эмоц-волевые, физич-кие), ответствен-ть 2. Свитич, 4 типа ж-тов: П(публицист), Р(репортер) В(ведущий), А(аналитик). Кач-ва: Гражданские: соцответ-ть, чувство соцсправедливости Моральные: гуманизм, порядочность, тактичность, этичность. Психологические:Тип личности - экстраверт-РВ интроверт-ПА, амбиверт - и то, и др. Темперамент: сангвиник, холерик – РВ. Внимание, сосредоточенность (АП) Память зрительная, слух – РВ, логическая (А) образная (П) Черты мышления логические (А) образное (П) и то и другое(РВ). Профессиональные: Творческие способности, умение писать – П, оперативность, мобильность, адаптивность, смелость, выносливость, стрессоустойчивость – Р, коммуникативность, инициативность, находчивость и быстрота реакции - РВ, любознательность, объективность, логика мысли, нестандартность мышления, прогностические – А, мужество, информативность максимум на новости, эрудиция – АП, , артистизм, обаяние, уверенность, искренность, раскованность- В. Соц-но-демографические хар-ки: Мужской пол – РА. Возраст: Молодой – РВ. Средний возраст – АП Образование: Ж-е общее – Р. Ж-е спец-е – А. Ж-е лит-е – П. Ж-е + театральное – В. Чем оперативнее СМИ, тем моложе у коллектива средний возраст 41 год, стаж 18 лет (17), до революции всего 1 ж-ст из 400 в союзе ж-стов, 20 годы образование высшее 20-30%.

18. Права и обязанности ж-ста.

Регламентирующие док-и: Закон РФ «О СМИ», Конституция РФ об информационных правах, Закон РФ «О рекламе», Закон РФ «О связи», Закон РФ «Об информации, информатизации и защите инфы», Закон РФ «О гостайне» и др. Права ж-ста: Ж-ст имеет право: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать госорганы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом инфы; 4) получать доступ к докам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие гос-ю, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы; 6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено ЧП; присутствовать на митингах и демонстрациях; 8) проверять достоверность сообщаемой ему инфы; 9) излагать свои личные суждения и оценки в смс и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 10) отказаться от подготовки за своей подписью смс или материала, противоречащего его убеждениям; 11) снять свою подпись под смс или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и хар-р использования данного смс или материала; 12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Обязанности ж-та: Ж-т обязан: 1) соблюдать устав редакции, с кот. он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им инфы; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших инфу, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность инфы и (или) ее источника; 5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении инфы от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки; 7) ставить в известность главреда о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им смс или материала; 8) отказаться от данного ему главредом или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении проф деят-ти по первому требованию редакционное удостоверение или иной док, удост.личность и полномочия ж-та. При осуществлении проф.деят-ти ж-т обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Гос-во гарантирует ж-ту в связи с осуществлением им проф.деят-ти защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

19. Массовая инф-ция как товар на информационном рынке

Ист-я возникновения и развития ж-ки и СМИ — каналов ее доставки потребителям — показывает, что сильнейшее воздействие на нее всегда оказывал экономический фактор. Он влиял на определение ее целей и задач, формирование связанных с нею структур. Значение этого влияния становится ясным при рассмотрении места и роли ж-ки в системе экономики. В самом деле, ее роль как элемента этой системы определяется уже тем, что ж-ка представляет собой одну из разновидностей произв-ва. Характеризуя ее с этой точки зрения, мы обнаруживаем все элементы процесса пр-ва. У него есть осознанная цель, к которой стремится пр-тель; последний пользуется своими средствами пр-ва для обработки объекта пр-ва. В рез-те этого процесса происходит выпуск продукции, востребованной потребителем. Прежде всего, это разновидность духовного пр-ва. Оно многим отличается от материального пр-ва. И пр-тель здесь—ж-ст—пользуется своими специфическими средствами пр-ва, орудиями ж-го труда и применяет особые, характерные лишь для этой области деят-ти, методы, способы и приемы. И объект, на который он воздействует, специфичен. Это социнфа—все,что касается жизни людей, что интересует чела,— получаемая из разных источников. Тем более специфична продукция этого пр-ва—ж-я инфа. Она представляет собой социнфу, обработанную особым образом — с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на него. Эта обработка производится в редакциях СМИ, откуда ее направляют читателям, телезрителям и радиослушателям. Ж-я инфа имеет двойственную природу. С одной стороны, это продукт духовного пр-ва, создаваемый с целью воздействия на сознание чела, побуждения его к опред.деят-ти, изменения его представлений о мире или просто для лучшей его ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но, с другой стороны, эта инфа поступает на рынок и становится товаром. Как всякий товар, она обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворять инф-ю потребность его покупателя. Вторая означает цену затрат труда, необходимого для пр-ва этого товара. Различные СМИ поставляют на рынок разновидности этого товара. ТВ и радио непрерывно производят новостную инфу. Газеты, оказываясь не в состоянии соревноваться с ними в оперативности и непрерывности смс, дают читателям комментированную инфу. Ж-лы производят свою, особую продукцию — специализированную аналитическую инфу и представляют читателям рез-ты художественно-публицистического, образного отображения действ-ти. Как любой товар, ж-я инфа выходит на рынок в виде опред. товарной е1цы. Чаще всего ею становится № газеты или ж-ла, приобретаемый читателем. Иногда товарной е1цей может быть полуфабрикат будущей публикации, которая войдет в один из номеров, — текст заметки, репортажа, статьи или оригинал фотоснимка, которые может купить газетная редакция. На телевидении и радио тов-й е1цей выступает программа в целом или отдельный сюжет. А ИА предлагает свою продукцию на рынке в форме других товарных 1ц — бюллетеня, вестника, новостной ленты. Но в любом случае это должно быть законченное цельное произведение — продукция, имеющая свою потребительную стоимость.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"