Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:10, реферат
«Высокого роста, худой, с широкими, несколько приподнятыми плечами, с русой бородкой, начинающий седеть, с высоким лбом и длинными, закинутыми назад русыми волосами, тоже не без серебряных нитей, почти всегда в длинном триковом сюртуке, который он носил обычно нараспашку. Что-то красивое и что-то некрасивое было одновременно в его лице; в небольших серых и чуть раскосых глазах, особенно когда он смеялся, вспыхивало хитрое выражение, чего, однако, на самом деле не было совершенно ни в его натуре, ни в его характере, ни в его отношении к людям. Это был очень доброжелательный, очень милый, ко всему способный и талантливый человек, всем увлекающийся и многому легко поддающийся»1.
Введение………………………………………………………………………………………….3
I.Статьи С.С.Голоушева о живописи в журнале «Артист»…………………………………..4
Академия Художеств………………………………………………………………………..7
Ученические выставки……………………………………………………………………...8
Общество Любителей Художеств и его выставки………………………………………...9
Передвижные выставки……………………………………………………………………11
Иностранные выставки…………………………………………………………………….13
II.С.С.Голоушев как театральный критик……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………
Глаголъ, после небольшого исторического экскурса в развитие Салона за эти 225 лет, сразу вводит читателя в текущее положение дел. Оно заключается в следующем: несколько лет назад Салон перешёл в руки Общества Художников, а правительство было полностью устранено от Салона, однако эти меры не решили проблемы пристрастного избрания жюри. Очень скоро это привело к расколу в Обществе Художников и к образованию нового Салона Марсова Поля19: ведь старый академический дух пустил в Салоне такие глубокие корни, что жюри с заведомым недовольством встречало любые попытки молодёжи вырваться из принятых рамок живописи. Направление живописи, стремящееся избежать академической сухости и всяких условностей, названо теперь модернизмом.
В связи с этим, С.Глаголъ даёт в своей статье отчёт сразу по двум Салонам – официального Салона на Елисейских Полях и нового Салона на Марсовом Поле.
Главный упрёк Глаголя официальному Салону – отсутствие жизни в картинах художников. Здесь царят греко-римские и исторические сюжеты («Самсон» Бонна, «Промокший Амур» Бугро, «Нимфа-охотница» Лефевра, «Гибель Вавилона» Рошгросса, «Эскорт» Армана Дюмареска и другие). Сергей Глаголъ нещадно критикует художников: как бы ни были точно выведены все детали картин, особенного впечатления они не производит – то есть как ни хорошо картина, она выразительна лишь как картина; перед посетителями сценические постановки, не вызывающие подлинных эмоций – страха, переживания, ужаса, сострадания; некоторые картины кажутся совсем театральными и игрушечными. Из прочих жанров на выставке Елисейских Полей присутствовали: батальный жанр, обыкновенный жанр, портрет, пейзаж, nature mort, nadutee.
К Салону на Марсовых Полях, Сергей Глаголъ более благосклонен: хотя среди выставленных работ есть много крайностей и странностей, в целом ему нельзя сделать упрёка – в нём много жизненных, свежих вещей, до каких академикам Елисейских Полей ещё далеко. «Модернисты» отличаются светлым и радостным колоритом, свежим видом; при этом сюжет их почти никогда не занимает. Представители этого Салона – Больдини, Каролюст Дюран, Беро, Пюви де Шаванн, Эдельфельд, Даньян Бувре, Фрапп, Ивилль.
Заметим,
что из русских художников на выставке
Парижского Салона выставлялся один
К.Е.Маковский – картины «
II.
C.C.Голоушев как театральный
критик
Из воспоминаний художника В.П.Комарденкова: «Часто он приходил к нам в декоративный класс. Много рассказывал с присущим ему темпераментом о древнегреческом театре, театре Шекспира и театре Мольера. Его беседы были очень увлекательны. Он показывал нам работы Сапунова и Гонзаго, знакомил с крепостным театром Шереметева и Юсупова. Нас удивляло, что он – врач, преподает анатомию, а по существу только от него мы услышали, наконец, об истории театра». Это воспоминание относится к 1902 году – тогда Голоушев преподавал пластическую анатомию в Строгановском училище, однако его лекции, вернее – беседы с учениками, никогда не ограничивались медицинской темой. А уже в 1907 году Голоушев организовал при Строгановском училище литографическую мастерскую, которую сам и возглавил. Художник И.Н.Павлов рассказывал: «Мастерская в то время размещалась в центральном здании Строгановки на Рождественке. Занимала она одну комнату с большими окнами, и был в ней всего-навсего один большой стол. Но все искупал энтузиазм Голоушева. Его главная задача была – возродить станковую гравюру и автолитографию. <…> Было трогательно наблюдать, как этот врач, человек занятой, с утра прибегал в училище, шел в свою любимую мастерскую, надевал рабочую одежду – черный халат – и закрывал свою седую шевелюру маленьким черным колпачком. Он являл собой вид средневекового алхимика».
Рассказы
художников показывают страстную любовь
и приверженность С.Голоушева к
театральному искусству. Остальная
его деятельность доказывает это
с ещё большей наглядностью. Голоушев
боготворил Художественный театр, который
посещал с момента его
Сергей Голоушев высоко ценил А.П.Чехова. О своём знакомстве и встречах с ним в годы совместной учёбы на медицинском факультете Московского университета и в дальнейшем он рассказал в своих воспоминаниях20.
С появлением Московского Художественного театра он оказался среди тех, кто со вниманием и пониманием отнесся к новому театру. Ему принадлежит одна из первых статей с попыткой объяснить искусство «художественников»21. Из первых откликов на чеховские постановки москвичей выделяется его рецензия на «Чайку», в которой он подчеркивал: «В этой драме как-то особенно ярко чувствуется, насколько её автор стоит выше целой плеяды новоявленных драматургов, у которых все может быть: и сценичность, и даже избыток действия, но нет главного — таланта»22, а также рецензия на «Иванова»23, в драме героя которого он увидел драму последнего «лишнего» человека.
Наибольший интерес современников вызвала книга, выпущенная С.Глаголем и Л.Андреевым, в которой авторы раскрывали художественные принципы молодого театра. «Но как же это так произошло? - спрашивал Глаголъ. - Каким образом случилось, что эта маленькая труппа полулюбителей, полуактеров затмила силы образцовой сцены и заставила публику забыть пресловутые традиции её любимого театра?»24
Почему, спрашивал автор статьи, «если вы отрешитесь от игры актёров совсем и просто попробуете вспомнить, что произвело на вас особенно сильное впечатление в той или иной драме, то получится совсем курьез: вам ярко припомнится, например, заключительная сцена из «Дяди Вани», где никто и ничего не играет и даже не говорит, а только слышно, как щелкают счеты да сверчок чирикает за печкой, а между тем получается гнетущее и яркое впечатление…»25
С.Глаголъ находил ответ и всеобъясняющее слово - настроение: «Как же теперь воспроизвести всё это на сцене? Очевидно, способ один. Разлитое в пьесе настроение надо всецело перенести на сцену, надо заразить им зрителя, и он сразу поймет всех этих людей и не только не заметит ни отсутствия действия, ни отсутствия основных элементов драмы, но даже позабудет обо всех этих требованиях. <...> Большинству публики, вероятно, даже странно было бы услышать, что «Дядя Ваня» совершенно не удовлетворяет обычным требованиям драмы»26.
Но уже тогда, в 1902 году, С.Глаголъ высказал свое опасение: «Итак, в передаче настроений на сцене - главная причина успеха, который завоевал себе этот театр. В этом сила театра и главное его оружие, но то же самое оружие может обратиться и против того, кто им владеет. Настроение, как бы оно ни было сильно, удовлетворит всё-таки лишь в том случае, если оно будет находиться в неразрывной связи со смыслом драмы, если оно не приведет зрителя к противоречию с самим собою и не поселит в нем в то же время совершенно неверного отношения к пьесе. <…> Достиг ли г.Станиславский полного совершенства в своем деле, сказал ли он последнее слово в искусстве? <...> Было бы ошибкой так думать <...> Я только указал на опасность, которая грозит театру. <...> Если же стать на точку зрения самого этого направления, оглянуться на всё сделанное театром и заглянуть несколько вперед, то окажется, что г.Станиславскому остаётся сделать ещё очень и очень многое…»27
С.Глаголъ все дальнейшие годы внимательно следил за деятельностью Московского Художественного театра. И хотя оставался верен его искусству, разделял и приветствовал художественные открытия театра, но с тревогой отмечал искания театра, казавшиеся ему не всегда плодотворными28.
В это время завязывалась горячая полемика вокруг Художественного театра. В своей статье «Искусство сцены» (1914 год) С.Глаголъ писал: «Давно ни об одном искусстве не писалось и не говорилось столько, сколько теперь о театре, и притом о театре по существу и о его эстетических основах. Только что вышла изданная «Товариществом писателей» книга «В спорах о театре». <...> В журнале «Маски» появилось <...> изложение теории Станиславского, в 22-м альманахе “Шиповника” напечатаны в высшей степени интересные письма о театре Леонида Андреева и, наконец, изданы отдельным сборником «Театральные очерки» знатока театра покойного Суворина».
Определяя вклад Московского Художественного театра в искусство сцены, Глаголъ писал, что они «создали на сцене то глубокое проникновение каждой мелочи единым одухотворяющим Нечто, которое Андреев называет панпсихизмом. Они заставили жить на сцене не только артиста, но и каждую вещь, воздух и само время (как говорит Андреев) и при этом заставили жить единою общею жизнью»29.
Особого
внимания, по нашему мнению, заслуживает
статьи С.Глаголя «Пути
С.Глаголъ не просто вступился за любимый театр - он попытался объяснить, что значит искусство «театра Чехова» в современной ситуации, и поэтому его ответ Сахновскому - принципиален и важен.
В статье-ответе
«Пути Художественного театра»3
В Художественном
театре, пишет Глаголъ «могут показать
совсем не то, что у автора, могут
перевернуть пьесу вверх
Глаголъ
обращается к ранним чеховским постановкам,
которым сопутствовала
Суть же состоит в чутком создании на сцене настроений, которые соответствовали бы идее и общему тону произведений. Две-три детали, верно схваченные, заставят зрителя дополнить воображением остальное – и тем сильнее будет впечатление зрителя от спектакля. Так, во втором акте «Дяди Вани» блеснувшая молния, внезапно открывшееся окно, занавеска, которую раздувает ветром, упавший и разбившийся цветочный горшок, приближают зрителя к реальности до такой степени, что он уже, кажется, чувствует запах грозового воздуха.