Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа
СМИ имеют огромные возможности в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. В информационном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. И хотя СМИ призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
1.1 Термины и понятия теории информационной войны.
1.2 Методы и приемы информационно-психологической войны
ГЛАВА II РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ
Суть военного конфликта в Чечне
Анализ публикаций в СМИ о чеченской войне, размещенных в сети Интернет, как приемов информационной войны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Как показала практика, наша страна, российская власть и российская политическая система во время ведения войны в Чечне были наиболее уязвимы на знаково-смысловом поле. Российская политическая элита попросту не была готова к ведению серьезных конфликтов на информационном уровне. А поскольку именно знаково-смысловое пространство имеет стратегическое значение в эпоху информационных обществ, то неудивительно, что самые тяжелые поражения Москва терпела именно на фронтах информационно-смысловых, информационно-знаковых войн. Во время первой чеченской военной кампании 1994-1996 гг. федеральный центр проиграл информационную войну в Чечне. В целом разница в освещении военных действий во время 1й и 2й кампании аналогична ситуации с освещением войны в Чечне. В 1й кампании среди населения было более сильным недовольство действиями правительства, критика в его адрес, имидж силовых структур занижался. Во время 2й кампании со страниц газет исчезла критика армии,чиновниками разных рангов активно стал создаваться миф о ее боеспособности, высоком патриотическом духе бойцов.
С одной стороны, СМИ, публикуя
информацию о высоком моральном
духе солдат, сплоченности союзников,
высокой боеготовности армии, воздействовали
на общественное мнение, чтобы подавить
страх и панику, повысить уровень
доверия к правительству. С другой
стороны, это было необходимо и для
того, чтобы воздействовать на противника,
который так или иначе тоже
получал эту информацию. По существу,
военная сила может не соответствовать
распространенной точке зрения о
ней, но если противник принимает
ее на веру и отказывается сражаться,
то война оказывается выигранной
информационно, а не традиционным путем,
когда побеждает физически
Важным достижением для правительства стало вынесение конфликта за рамки религиозной тематики, в иное информационное поле, где атаки на них могли быть более оправданными. Для этого боевиков перестали трактовать как религиозных фанатиков, борцов за веру, поскольку такой образ мог вызывать симпатию у определенных кругов населения. Позиционировать войну как столкновение светского строя и религиозных группировок было опасно. Поэтому их стали представлять как наемников, отрабатывающих деньги международных террористов, заинтересованных в контроле над наркотрафиком, для которых религия – только прикрытие.
Информационные войны заставляют по-новому взглянуть на профессию журналиста и функционирование масс-медиа в обществе. К сожалению, практика показывает, что не существует независимых масс-медиа. Даже самые крупные СМИ в современном обществе не сумели достигнуть того уровня независимости, который бы им позволил оставаться нейтральной стороной в любом конфликте. Неосознанно или умышленно они встают на сторону одного из противоборствующих участников, позволяя манипулировать собой и общественным мнением в чьих-то интересах. Не означаетли это то, что мы находямся в состоянии информационной войны постоянно?
ЛИТЕРАТУРА
1 Замятин А., Замятин В., Юсупов Р. Опасности информационно-психологической войны. // ОБЖ. №6, 2002.
2[13] Журналистика и война. М., 1995. С. 3.
3[14] Расторгуев С.П. Тезисы лекций
по информационной войне//http://www.fbr.donetsk.
4[15] Богомолов Ю. Война как средство массового общения//Журналист. 1995. №6. С. 28, 30.
5[17] Медведев Р. Война в Чечне и война на страницах печати//Российская газета. 2000. 17 февр. С. 3.
6[18] Почепцов Г.Г. Психологические войны. М., 2000. С. 331.
Информация о работе Роль средств массовой информации в Чеченской войне