Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:34, курсовая работа
СМИ имеют огромные возможности в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. В информационном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. И хотя СМИ призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
1.1 Термины и понятия теории информационной войны.
1.2 Методы и приемы информационно-психологической войны
ГЛАВА II РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ
Суть военного конфликта в Чечне
Анализ публикаций в СМИ о чеченской войне, размещенных в сети Интернет, как приемов информационной войны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИЯ КАК НОВЫЙ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
1.1 Термины и понятия теории информационной войны.
1.2 Методы и приемы информационно-психологической войны
ГЛАВА II РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Поток информации в современном
мире настолько разнообразен и противоречив,
что отдельный человек
СМИ имеют огромные возможности
в сфере политических манипуляций
и воздействии на массовое сознание
через формирование у населения
определенного общественного
Военный конфликт в Чечне явился испытанием не только для российских военных и политиков, но также и для средств массовой информации. С помощью российских и западных СМИ в течение последних десяти лет у россиян и чеченцев формировался «образ врага».
Информационный век принес
новый способ ведения войн, который
характеризуется использованием современных
информационных технологий и минимальным
числом человеческих жертв. Военные
операции нового типа ведутся самыми
развитыми в техническом плане
государствами и требуют
Война в северокавказском регионе РФ является классическим примером информационной войны. Основными действующими лица которой, стали российские и западные информационные агентства.
В данной работе будут рассмотрены:
понятие «информационная война»
1.1Термины и понятия теории информационной войны
“Война” - общественно-политическое
явление, связанное с коренной сменой
характера отношений между
Понятие “информационная война”
Теперь можно уточнить
понятие “информационная война”
Исходя из этого уточненного понятия “информационной войны” можно определить:
- Цель информационной
войны: достижение
- Стратегические задачи информационной войны:
А) нанесение ущерба информации, информационным процессам и информационным системам (ИТИ) противника;
Б) одновременная защита собственной информации, информационных процессов и информационных систем (ИТИ).
Однако, приведенное определение понятия “информационной войны” не раскрывает сущности информации, которая является объектом нападения/защиты в информационной войне. Под информацией, вообще, понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Очевидно, что не всякая информация является объектом нападения/защиты в информационной войне. Объектом нападения/защиты в информационной войне может быть только та информация, несанкционированное раскрытие, модификация, уничтожение или сокрытие которой может привести к ощутимому убытку или (материальному) ущербу. Такую информацию называют критической (чувствительной).
Однако возникает вопрос: “Всякая ли критическая информация (КИ) является объектом нападения/защиты в информационной войне. КИ может иметь различную принадлежность:
- частная (личная, персональная);
Исходя из цели информационной
войны, её объектом нападения/защиты является
государственно-значимая КИ, а также
государственно-значимые ИТС для
хранения, обработки и передачи КИ
(ИТИ, обслуживающая систему
Таким образом, теперь можно
дать более точное определение понятия
“информационная война”: это целенаправленные
действия с применением информационного
оружия в киберпространстве, предпринятые
для достижения информационного
и информационно-
Это определение является
основой для следующих
Информационная война - это любая атака против информационной функции, независимо от применяемых средств. Бомбардировка АТС - операция информационной войны. То же самое можно сказать и про вывод из строя программного обеспечения компьютера АТС.
Информационная война - это
любое действие по защите
наших собственных
Информационная война - только средство, а не конечная цель, аналогично тому как бомбардировка - средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия.
Военные всегда пытались
воздействовать на информацию,
требующуюся врагу для эффективного
управления своими силами. Обычно
это делалось с помощью маневров
и отвлекающих действий. Так
как эти стратегии
- наблюдать обманные действия;
- посчитать обман правдой;
- действовать после обмана в соответствии с целями обманывающего.
Тем не менее, современные средства выполнения информационных функций сделали информацию уязвимой к прямому доступу и манипуляции с ней. Современные технологии позволяют противнику изменить или создать информацию без предварительного получения фактов и их интерпретации. Вот краткий список характеристик современных информационных систем, приводящих к появлению подобной уязвимости: концентрированное хранение информации, скорость доступа, повсеместная передача информации, и большие возможности информационных систем выполнять свои функции автономно. Механизмы защиты могут уменьшить, но не до нуля эту уязвимость.
1) психологические
операции - использование информации
для воздействия на
2) электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию
3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях
4) физическое разрушение
- может быть частью информационной
войны, если имеет целью
5) меры безопасности
- стремятся избежать того, чтобы
враг узнал о наших
6) прямые информационные
атаки - прямое искажение информации
без видимого изменения
Информационно-психологическая война имеет существенные отличия от обычной войны, направленной на физическое подавление противника. Ее суть - воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов. Это можно рассматривать как определенный аналог вирусного заболевания. Так, вирус, внедрившийся в клетку, встраивается в управляющие процессы молекулы ДНК. Клетка внешне остается такой же, как и была, и даже процессы в ней идут такого же типа, но управляет ею вирус. Болезнь проходит три фазы: внедрение, выделение токсинов и гибель клетки. В психологической войне без внедрения аналога вируса внутрь системы противника нельзя ожидать каких-либо существенных результатов. В таких условиях пропаганда, шпионаж, диверсии могут иметь лишь вспомогательное значение.
Роль вируса играет управляемая извне "пятая колонна" внутри страны. Она должна внедриться в управление общественным сознанием, в идеологическую сферу и, как вирус в ДНК, быть неотличимой от окружения.
Вирусное заболевание имеет скрытый период, но после его окончания наступает острая стадия - организм переходит в возбужденное, неустойчивое состояние. Точно так же при организации изменений существующего строя необходимо подвести общество к неустойчивости.
Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной политики, обращенной к разуму людей, является учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, интересы людей, проводить научный анализ. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер писал: "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом заключается один из принципов правильной стратегии". Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.
Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Здесь в свое время большие наработки сделало ведомство Геббельса.
Информация о работе Роль средств массовой информации в Чеченской войне