Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 10:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование рекламной деятельности в трудах российских и зарубежных исследователей.
Задачи исследования являются:
охарактеризовать труды в рекламной деятельности российских современных и зарубежных исследователей
рассмотреть советскую рекламу как системный элемент советской культуры;
выявить витальные ценности отражающие в советской рекламе.
Введение………………………………………………………………..…………….3
Глава 1.Исследование рекламы в дореволюционной России…………..………...5
Глава 2. Реклама в советское время, книги посвященные рекламе……………..10
2.2Отношение советской власти к рекламе в рамках массовой культуры……..18
Глава 3. Современные (российские и зарубежные) исследователи
в сфере рекламной деятельности………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы ………………………………………………..32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Исследование рекламы в дореволюционной России…………..………...5
Глава 2. Реклама в советское время, книги посвященные рекламе……………..10
2.2Отношение советской власти к рекламе в рамках массовой культуры……..18
Глава 3. Современные (российские и зарубежные) исследователи
в сфере
рекламной деятельности……………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы ………………………………………………..32
Введение
Актуальность исследования.
Реклама в современном информационном обществе является одним из значимых и главных явлений. Проникая во все сферы современной жизни, а так же обладая огромным потенциалом воздействия, реклама не только способствует продаже услуг и товаров, но и внедряет стереотипы поведения и мышления, формирует новые материальные ценностные установки и потребности, тем самым при создании в современном обществе вторую, символическую реальность.
В контексте советской культуры рассмотрение рекламы позволит расширить представления об обществе, в рамках которого советская реклама существовала.
Проблема в исследовании и анализе советской рекламы российских и зарубежных исследователей состоит в централизованном, распределительном характере советской экономики, а так же отсутствие в свободной хозяйственной инициативы с сущностью рекламы, которая заключается в стремлении изощренными способами получить прибыль из продажи услуг, интеллектуальных и материальных ценностей.
Другим противоречием выступает соотношение между ценностями советской идеологии, подчиняющие витальные ценности идеалам коммунистического будущего, и тяготением рекламы к жизненным ценностям. Вышеуказанные противоречия ставят перед нами проблему осмысления как феномена рекламы, так и особенностей советской культуры.
Объект исследования: соцкультурные процессы в советском обществе.
Предметом исследования является рекламная деятельность в трудах исследователей.
Целью курсовой работы является исследование рекламной деятельности в трудах российских и зарубежных исследователей.
Задачи исследования являются:
е
указаны новизна, практическая значимость
работы, нет анализа источников
Реклама
и рекламная деятельность в трудах
российских современных и зарубежных
исследователей.
Глава
1. Исследование рекламы
в дореволюционной России
В России в дореволюционное время реклама, как печатная так и наружная, была значительным явлением.
Купцы в Киевской Руси в X-XI вв. обращались к помощи глашатаев-зазывал. Специалисты-культурологи называют зазывы-выкрики частью художественного фольклора. Есть такие виды фольклора, как поговорки, заклички, речитативные многострофные уговоры и многое др.
Гуляющих людей по улицам, зазывали в торговые лавки, все это не ограничивалось словесным воздействием. Все это продолжалось до начала XX века.
В Санкт-Петербурге был издан журнал «Вестник приказчика» в нем писалось: «На состоявшемся недавно в Ярославле совещании большая часть приказчиков высказалась против затаскивания покупателей в магазин».1
Мелкие странствующие торговцы начала-середины XIX в. – офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями. Характер их устной рекламы блестяще описан Н.А. Некрасовым в поэме «Коробейники» и в стихотворении «Дядюшка Яков». При этом в уста героя-офени вкладывается такой рекламный текст:
«У дядюшки Якова про баб товару всякого.
Ситцу хорошего – нарядно, дешево!
Эй, молодицы!
Красны девицы,
Тетушки, сестры!
Платочки пестры,
Булавки востры.
Иглы не ломки,
Шнурки, тесемки!
Духи, помада,
Все – чего надо !…»
В XVIII- XIX вв. в распространении информации, среди людей, играли народные картинки – лубки. Рисунки, нанесенные на бумагу (картон), раскрашенные в ручную, назывались лубки. Информация, показанная на лубках, была не только развлекательной, образовательной, но и имела коммерческие цели. Некоторые лубки были печатной рекламой.
Во времена Петра I (1672-1725), эта реклама использовалась в кампании по продаже табака. На одном из лубков изображена группа людей, нюхающих табак. Вид людей выражает полное удовлетворение. На картинке надпись: «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет, и глаза наши исцеляет». Важной темой лубков XVIII в была реклама прививок против оспы. Это все говорит о социальной рекламе.2
В начале XVIII века, в России, были первые печатные плакаты.
Например, одна афиша из того времени – «Объявление о чудном муже, его же иные вторым Сампсоном нарицают», напечатаное в Санкт-Петербурге 1719 года, марта в 17 день». Реклама в России, ни чем не отличалась от западноевропейской. В конце XIX столетия стали раздавать покупателям бесплатные календари, листовки, это становится распространенным явлением. 2 января 1703 года был напечатан первый номер российской печатной газеты. Название этой газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Было напечатано первое коммерческое объявление, приложенное к 12-му номеру «Ведомостей» от 31 мая 1770 года.
«Губернским ведомостям», в 1830 году, предоставлялось особое право печатать частные объявления в губерниях Российской империи. Вот что написано в п. 14 Положения об издании «Губернских ведомостей» об организации отделов объявлений этих газет: «Печатаются частные известия, … подобные нижеследующим:
1)
о продаже или покупке
2) об отдаче в наем долгов, людей и проч.;
3) о предложении услуг;
4) о побеге людей;
5) о потерянных и украденных вещах;
6) об уничтожении доверенностей и актов;
7) предостерегательные известия;
8) вызовы частными людьми кредиторов и должников;
9) вообще известия и объявления, не клонящие ни к какому вреду, и обо всех предметах, о коих дозволяется печатать в ведомостях обоих столиц».3
До
начала 60-х годов, просуществовала
монополия «Губернских
Реклама в прессе, к началу XX века, довольно высокоразвитая. Объявления были качественного уровня, как формы, так и содержания. В свет выходит специализированная пресса, в ней содержатся рекламные материалы, журналы: «Торговля и жизнь», «Торговля», «Деловой будильник», «Комиссионер» (Москва), «Искусство рекламирования» (Санкт-Петербург), «Рекламист» (Одесса) и многие др. Вместе с газетами использовали телефонные справочники «Весь Киев», «Весь Петербург», книги. Главным продвижением рекламы в XVIII-XIX вв, были вывески на трактирах, торговых лавках, шинках и т.п.
Известный русский художник К.С. Петров-Водкин отмечал: «Вывесочное дело в том виде, в каком оно создавалось у нас, - явление чисто русское.
Обилие
разноязычных народностей и подавляющая
неграмотность требовали
Международное значение уделялось ярмаркам, их участниками, были купцы других европейских стран Ближнего Востока, (особенно Балканского полуострова).
Крупной ярмаркой Российской империи в XVIII в., была Макарьевская. Эта ярмарка служила главным пунктом обмена товарами между Европейской Россией и Сибирью.
Ярмарочная торговля достигла большого размаха в 70-80-х годах XIX века.. Роль ярмарок резко падает к концу XIX – началу XX вв, с формированием всероссийского рынка и налаживанием постоянных хозяйственных связей между товаропроизводителями.5
В России стали проводится выставки. В Санкт-Петербурге, в 1829 году, была первая общенациональная промышленная выставка. Россия активно участвует в универсальных выставках. На первой выставке, в 1851 году в Лондоне, участвовали 363 российских экспонента. Большая активность сохранилась и сейчас.
Правительственная политика тоже поспособствовала этому. Участники Российских всемирных выставок имели существенные льготы. Транспортировка экспонатов речным транспортом и по железным дорогам, по территории России была за плату, которая равна 50 процентам установленного тарифа. В России, в 1878 году, было организовано первое рекламное агентство Л. Метцля. Основателю агентства принадлежит фраза: «Объявление есть двигатель торговли». Информацию о направлениях деятельности агентства, мы получаем в рекламном обращении самого агентства.
На рисунке изображался связанный по рукам и ногам человек. Подпись гласила: «Вы связаны массой разных мелочей, благодаря которым вы не можете осуществить намеченной цели – развить свое дело.
Если Вы обратитесь в Торговый дом Л. И Э. Метцль и К°, то Вам помогут достичь желаемого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании».
Дореволюционные
рекламные агентства
«Всероссийское адресное бюро», «Международное адресное бюро И. Омельянович и Ко», «Первое петроградское адресное бюро» и «Первое универсальное адресное бюро».
В
дореволюционный период был принят
закон об охране товарных знаков. Закон
содержал большой перечень того, что
могло быть товарным знаком, но не содержал
самого определения товарного знака. В
документе говорилось о том, что товарным
знаком может являться все, что подходит
для индивидуализации происхождения товара.
Для знака не требовалось оригинальности
или новизны, а требовалось в основном
то, чтобы он « … что-нибудь говорил памяти
и представлению». Несмотря на явное несовершенство
закона, несомненна его положительная
роль в деле охраны промышленной собственности.
Он также стимулировал формирование фирменного
стиля товаропроизводителей страны.