Реклама и рекламная деятельность в трудах российских современных и зарубежных исследователей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование рекламной деятельности в трудах российских и зарубежных исследователей.

Задачи исследования являются:

охарактеризовать труды в рекламной деятельности российских современных и зарубежных исследователей
рассмотреть советскую рекламу как системный элемент советской культуры;
выявить витальные ценности отражающие в советской рекламе.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………….3

Глава 1.Исследование рекламы в дореволюционной России…………..………...5

Глава 2. Реклама в советское время, книги посвященные рекламе……………..10

2.2Отношение советской власти к рекламе в рамках массовой культуры……..18

Глава 3. Современные (российские и зарубежные) исследователи

в сфере рекламной деятельности………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….29

Список используемой литературы ………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

реклама1.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………..…………….3

Глава 1.Исследование рекламы в дореволюционной России…………..………...5

Глава 2. Реклама в советское время, книги посвященные рекламе……………..10

2.2Отношение советской власти к рекламе в рамках массовой культуры……..18

Глава 3. Современные (российские и зарубежные) исследователи

в сфере  рекламной деятельности………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………….29

Список  используемой литературы ………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность исследования.

     Реклама в современном информационном обществе является одним из значимых и главных явлений. Проникая во все сферы современной жизни, а так же обладая огромным потенциалом воздействия, реклама не только способствует продаже услуг и товаров, но и внедряет стереотипы поведения и мышления, формирует новые материальные ценностные установки и потребности, тем самым при создании в современном обществе вторую, символическую реальность.

     В контексте советской культуры рассмотрение рекламы позволит расширить представления об обществе, в рамках которого советская реклама существовала.

     Проблема  в исследовании и анализе советской рекламы российских и зарубежных исследователей состоит в централизованном, распределительном характере советской экономики, а так же отсутствие в свободной хозяйственной инициативы с сущностью рекламы, которая заключается в стремлении изощренными способами получить прибыль из продажи услуг, интеллектуальных и материальных ценностей.

     Другим противоречием выступает соотношение между ценностями советской идеологии, подчиняющие витальные ценности идеалам коммунистического будущего, и тяготением рекламы к жизненным ценностям. Вышеуказанные противоречия ставят перед нами проблему осмысления как феномена рекламы, так и особенностей советской культуры.

     Объект  исследования: соцкультурные процессы в советском обществе.

     Предметом исследования является рекламная деятельность в трудах исследователей.

     Целью курсовой работы является исследование рекламной деятельности в трудах российских и зарубежных исследователей.

     Задачи  исследования являются:

  • охарактеризовать труды в рекламной деятельности российских современных и зарубежных исследователей
  • рассмотреть советскую рекламу как системный элемент советской культуры;
  • выявить витальные ценности отражающие в советской рекламе.

     е указаны новизна, практическая значимость работы, нет анализа источников 

     Реклама и рекламная деятельность в трудах российских современных и зарубежных исследователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Исследование рекламы в дореволюционной России 

     В России в дореволюционное время реклама, как печатная так и наружная, была значительным явлением.

     Купцы в  Киевской Руси в X-XI вв. обращались к помощи глашатаев-зазывал. Специалисты-культурологи называют зазывы-выкрики частью художественного фольклора. Есть такие виды фольклора, как поговорки,  заклички, речитативные многострофные уговоры и многое др.

     Гуляющих  людей по улицам, зазывали в торговые лавки, все это не  ограничивалось словесным воздействием. Все это  продолжалось до начала XX века.

     В Санкт-Петербурге был издан журнал «Вестник приказчика» в нем писалось: «На состоявшемся недавно в Ярославле совещании большая часть приказчиков высказалась против затаскивания покупателей в магазин».1

     Мелкие  странствующие торговцы начала-середины XIX в. – офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями. Характер их устной рекламы блестяще описан Н.А. Некрасовым в поэме «Коробейники» и в стихотворении «Дядюшка Яков». При этом в уста героя-офени вкладывается такой рекламный текст:

     «У  дядюшки Якова про баб товару всякого.

     Ситцу хорошего – нарядно, дешево!

     Эй, молодицы!

     Красны  девицы,

     Тетушки, сестры!

     Платочки  пестры,

     Булавки востры.

     Иглы  не ломки,

     Шнурки, тесемки!

     Духи, помада,

     Все – чего надо !…»

     В XVIII- XIX вв.   в распространении  информации, среди людей, играли народные картинки – лубки. Рисунки, нанесенные на бумагу (картон),  раскрашенные в ручную,  назывались  лубки. Информация, показанная на лубках, была не только развлекательной, образовательной, но и имела коммерческие цели. Некоторые лубки были печатной рекламой.

     Во  времена Петра I (1672-1725), эта реклама  использовалась в кампании по продаже  табака. На одном из лубков изображена группа людей, нюхающих табак. Вид людей  выражает полное удовлетворение. На картинке надпись: «Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет, и глаза наши исцеляет». Важной темой лубков XVIII в была реклама прививок против оспы. Это все говорит о социальной рекламе.2

     В начале XVIII века, в России, были первые печатные плакаты.

     Например, одна афиша из того времени –  «Объявление о чудном муже, его  же иные вторым Сампсоном нарицают», напечатаное в Санкт-Петербурге 1719 года, марта в 17 день». Реклама  в России, ни чем не отличалась от западноевропейской. В конце XIX столетия стали раздавать покупателям бесплатные календари, листовки, это становится распространенным явлением. 2 января 1703 года был напечатан первый номер российской печатной газеты. Название этой газеты  «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Было напечатано первое коммерческое объявление, приложенное к  12-му номеру «Ведомостей» от 31 мая 1770 года.

     «Губернским ведомостям», в 1830 году, предоставлялось  особое право печатать частные объявления в губерниях Российской империи. Вот что написано в п. 14 Положения об издании «Губернских ведомостей» об организации отделов объявлений этих газет: «Печатаются частные известия, … подобные нижеследующим:

     1) о продаже или покупке недвижимого или движимого имения;

     2) об отдаче в наем долгов, людей  и проч.;

     3) о предложении услуг; 

     4) о побеге людей; 

     5) о потерянных и украденных  вещах; 

     6) об уничтожении доверенностей  и актов; 

     7) предостерегательные известия;

     8) вызовы частными людьми кредиторов и должников;

     9) вообще известия и объявления, не клонящие ни к какому  вреду, и обо всех предметах,  о коих дозволяется печатать  в ведомостях обоих столиц».3

     До  начала 60-х годов, просуществовала  монополия «Губернских ведомостей»,  в это время остальные газеты и журналы получили возможность печатать частные объявления.4

     Реклама в прессе,  к началу XX века, довольно  высокоразвитая. Объявления были  качественного  уровня,  как формы, так и содержания. В свет выходит специализированная пресса, в ней содержатся рекламные материалы, журналы: «Торговля и жизнь», «Торговля», «Деловой будильник», «Комиссионер» (Москва), «Искусство рекламирования» (Санкт-Петербург), «Рекламист» (Одесса) и многие др. Вместе с газетами  использовали  телефонные справочники «Весь Киев»,  «Весь Петербург», книги. Главным продвижением рекламы в XVIII-XIX вв, были вывески на трактирах, торговых лавках, шинках и т.п.

     Известный русский художник К.С. Петров-Водкин отмечал: «Вывесочное дело в том  виде, в каком оно создавалось  у нас, - явление чисто русское.

     Обилие  разноязычных народностей и подавляющая  неграмотность требовали предметной рекламы, разъясняющей направление  для спроса… Такого сорта реклама  давным-давно имела место в  Западной Европе, но от нее там перешли  прямо к рекламе словесной, у нас же и до последнего времени вывески несли задачу изобразительную…». Большая роль,  в формировании всероссийского рынка принадлежала ярмаркам.

     Международное значение уделялось ярмаркам, их участниками, были купцы других европейских стран  Ближнего Востока, (особенно Балканского полуострова).

     Крупной ярмаркой Российской империи в  XVIII в., была  Макарьевская. Эта ярмарка  служила главным пунктом обмена товарами между Европейской Россией  и Сибирью.

     Ярмарочная  торговля достигла большого размаха  в 70-80-х годах XIX века.. Роль ярмарок резко падает  к концу XIX – началу XX вв, с формированием всероссийского рынка и налаживанием постоянных хозяйственных связей между товаропроизводителями.5

     В России стали проводится выставки. В Санкт-Петербурге, в 1829 году, была первая общенациональная промышленная выставка. Россия активно участвует в универсальных выставках. На первой выставке, в 1851 году в Лондоне, участвовали 363 российских экспонента. Большая активность сохранилась и сейчас.

     Правительственная политика тоже  поспособствовала этому. Участники Российских всемирных выставок имели существенные льготы. Транспортировка экспонатов речным транспортом  и по железным дорогам, по территории России была за плату, которая равна 50 процентам установленного тарифа. В России, в 1878 году, было организовано первое рекламное агентство Л. Метцля. Основателю агентства принадлежит фраза: «Объявление есть двигатель торговли». Информацию о направлениях деятельности агентства,  мы получаем в рекламном обращении самого агентства.

     На  рисунке изображался связанный  по рукам и ногам человек. Подпись  гласила: «Вы связаны массой разных мелочей, благодаря которым вы не можете осуществить намеченной цели – развить свое дело.

     Если  Вы обратитесь в Торговый дом Л. И  Э. Метцль и К°, то Вам помогут достичь желаемого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании».

     Дореволюционные рекламные агентства специализировались на определенной рекламной продукции. Большую часть из них составляли конторы по размещению объявлений, вывесочные мастерские, типографии, литографические мастерские и т.п. В 10-х годах XX века функционировали даже четыре фирмы, предоставляющие услуги прямой почтовой рекламы:

     «Всероссийское адресное бюро», «Международное адресное бюро И. Омельянович и Ко», «Первое петроградское адресное бюро» и «Первое универсальное адресное бюро».

     В дореволюционный период был принят закон об охране товарных знаков. Закон  содержал большой перечень того, что могло быть товарным знаком, но не содержал самого определения товарного знака. В документе говорилось о том, что товарным знаком может являться все, что подходит для индивидуализации происхождения товара. Для знака не требовалось оригинальности или новизны, а требовалось в основном то, чтобы он « … что-нибудь говорил памяти и представлению». Несмотря на явное несовершенство закона, несомненна его положительная роль в деле охраны промышленной собственности. Он также стимулировал формирование фирменного стиля товаропроизводителей страны. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Реклама и рекламная деятельность в трудах российских современных и зарубежных исследователей