Распространение печатной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 14:22, реферат

Описание работы

Большое значение в распространении периодических изданий имеет правильное размещение тиражей газет и журналов. Для этого следует точно учитывать наличие изданий и их тираж, своевременно и безошибочно составлять списки объектов,' на которых должна быть развернута подписка на газеты и журналы. Работники «Союзпечати» и связисты, принимающие активное участие в организации подписки и розничной продажи, обязаны учитывать экономические, национальные и другие особеаности каждой республики, области, края, а также разнообразные запросы советских людей с тем, чтобы они могли выписать или купить именно те газеты и журналы, которые по содержанию близки их интересам, профессии.

Содержание

Распространение печатной продукции 3

Подписка на периодические издания 6

Розничная продажа периодических изданий 8

Экспедирование печати 9

Важное политическое дело 10

Распространение книг и брошюр 13

Работа содержит 1 файл

Реферат распространение печатной продукции.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

Распространение книг и брошюр 

 Быстро и умело  доставить всю литературу, выпускаемую советскими издательствами, покупателям — не менее сложное дело, чем реализация периодических изданий.

Организационные формы  советской книжной торговли после Октяорьской революции не были неизменными. Они обусловливались развитием социалистической экономики и культуры, новыми задачами, которые возникали на различных этапах строительства нашего общества.

В первые месяцы Советской  власти в нашей стране существовала государственная, кооперативная и частная торговля книгами. В 1918—1919 it. Советы Москвы, Петрограда и некоторых других городов предприняли попытки муниципализировать частную книжную торговлю. Книжные магазины и склады были объявлены собственностью Советов и переданы отделам печати. Однако национализация книжных запасов в общегосударственном масштабе была проведена декретом Совнаркома от 15 мая 1920 г. 

До ноября 1921 г. вся имеющаяся и выпускаемая вновь литература распространялась бесплатно. Эта форма снабжения печатной продукцией советских организаций, библиотек, школ, армии и гражданского населения соответствовала условиям военного коммунизма и носила временный характер. Распространением книг, брошюр, листовок занималось центральное агентство ВЦИК по снабжению и распространению произведений печати —

«Центропечать». Оно открывало книжные маразины-распредели-тели, создавало передвижные вагоны-лавки, артели газетчиков, использовало агитфургоны, агитпоезда, агитпароходы и т. п. В тесном контакте с «Центропечатыо» работали созданные в 1919 г. Центральная учетно-распределительная комиссияя(ЦУРК) и «Центрагит» — учреждение, ведавшее революционной агитацией и пропагандой. Достаточно сказать, что в течение 1919—1920 гг. было распределено свыше 50 млн. книг.

Когда закончилась  гражданская война, страна перешла  к восстановлению народного хозяйства. В новых условиях бесплатное распределение литературы стало тормозить развитие книжного дела. И вот 28 ноября 1921 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о платности произведений печати. Была ликвидирована «Центропечать», а вместо нее создан торговый сектор Госиадата, который провел большую работу. Были открыты отделения в 10 крупнейших губернских городах, выпущены первые каталоги, подобраны и подготовлены кадры книготорговых работников. Розничный оборот книжной торговли уже в 1925 г. увеличился по 'сравнению с 1922 г. в 7,3 раза. 

После Всесоюзного  совещания работников книжной торговли (1929 г.) правительство вынесло решение (1930 г.), в результате которого было создано Объединение государственных издательств (ОГИЗ) с книготорговой организацией — «Книгоцентром». Последний в своей работе имел крупные недостатки. Учитывая это, ЦК партии 15 августа 1931 г. вынес постановление «Об издательской работе», где дал указание о дальнейшем укреплении книготорговой сети. «Книгоцентр» был реорганизован в Книготорговое объединение государственных издательств {КОГИЗ), которое просуществовало до 1953 г. 

КОГИЗ за эти годы проделал большую работу. Достаточно сказать, что к 1 января 1941 г. в его составе насчитывалось 57 республиканских, краевых и областных отделени-й. Книги продавали 1773 магазина и 899 киосков. Работал 71 библиотечный коллектор. Были найдены новые формы торговли: отряды книгонош из студентов и школьников, распространявших книги на фабриках, заводах, в колхозах и совхозах; тематические выставки книг с приемом заказов; массовые праздники книг, связанные с памятными и юбилейными датами; специальные книготорговые организации, которые торговали книгами на национальных языках. В 1939 г. на базе военного отдела КОГИЗа бывг создан специальный книготорговый аппарат для обслуживания армии и флота — «Военкнижторг», а для лучшего обслуживанияяработников железных дорог страны—«Транспечата».

В годы войны; книжная  торговля значительно сократилась, изменился и ее характер. В это время организуется продажа книг — подарков для фронтовиков, увеличивается покупка книг у населения.

Возвращение .к мирному строительству пвтребовало восстановления бумажной промышленности, реконструкции и строительства новых полиграфических предприятий. Это сопровождалось ростом книжной продукции. КОГИЗ привял меры к расширению торговли. В результате к 1949 г. количество книжных магазинов возросло до 4464 (т.е. в 3 с лишним раза больше, чем в 1946 г.), а киосков—до 1861 (болев чем в 6 раз),           и

В 1953 г. в составе Министерства культуры СССР был создан Главнздат с Управлением книжной торговли, которое в 1958 г. преобразовалось во Всесоюзное объединение книжной торговли — «Союзкнига». 

Торговля книгами  и брошюрами расширялась с каждым годом. В 1958 г. в стране уже насчитывалось 7834 магазина и 18742 киоска. В 1960 г. в Москве состояяось Всесоюзное совещание работников книжной торговли, где они обменялись опытом работы. На местах большое распространение получили такие массовые формы внемагазинной продажи книг, как месяччики, декады, дни книги, книжные базары, дни встречи читателей с писателями, учеными, художниками, композиторами. Однако темпы развития книжной продукции оставались еще недостаточными, в самой торговле имели место недостатки. Для их устранения партия и правительство приняли несколько постановлений. Постановления Совета Министров СССР от 1 апреля 1959 г. и ЦК партии от 31 мая 1960 г. «О состоянии и мерах улучшения книжной торговли» вскрыли коренные недостатки в княжной торговле и наметили практические пути дальнейшего улучшения пропаганды и распространения литературы среди трудящихся. Эти же цели преследовало постановление Совета Министров СССР «О мерах по улуччению издательской деятельности и устрашению недостатков в книжной торговле» (июль 1964 г.) и пйстаяовление ЦК КПСС «О серьезных недостатках в организация книжной торговли в сельской местности» (август 1968 г.). 

В настоящее время  распространением княг ~яяброшюр также занимаются

специальные книготоргующие оргаяиэа^яи. Освовяой государственной .книготоргующей организацией является «Союз-книга», которая подчинена Управлению килжаой торговли Комитета по печати при Совете Министров СССР. 

«Союзкнига» имеет  в своем составе отдели: политической, технической, художественной, сельскохозяяствеииой, учебио-педа-гогической литературы, республиканских изданий, оргаинзацион-ио-инструкторский, рекламы и другие.

Управлению книжной  торговли Комитета по печати подчинены республиканские управления книжное торговли. Последние руководят краевыми, областными, крупными городскими (напри-. мер, московским, ленинградским) книготоргаяя. 

Княгвторги — основные организации, которые занимаются распространекием книг на соответствующих административному делению территориях (край, область, город). В их ведении находятся книжные базы (склады), библиотечные коллекторы, книжные магазины и киоски.

Книготорговые организации — это не только коммерческие предприяяия, они представляют собой один из важнейших участков идеологической работы. В задачи книготоргов входит: снабжение книгами и брошюрами населения дайной территории, обеспечение высших учебных заведений, школ, сети партийного просвещения учебными пособиями, а также плановое снабжение литературой библиотек и различных организаций. С этой целью книготорги изучают спрос населения на книги и в соответствии с этим улучшают деятельность существующих и открывают но-вие магазины в киоски, ведут большую работу по обеспечению необходимой литературой участников прохвдя^нх коифереяцяя,

совещаний, собраний, всемерно расширяют общественную книготорговлю в городах, селах, на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах.

Помимо «Союзкнпги» распространением непериодических изданий занимаются: на селе — Центросоюз (торговая сеть потребительской кооперации), «Военкнига» (система Министерства обороны СССР), «Академкнига» (система издательства Академии наук СССР «Наука») и «Союзпечать» (система Министерства связи). Снабжение этих 'организаций книгами и брошюрами проводится книготоргами «Союзкниги».

Каков же путь, по которому книги и брошюры доходят до читателей? Он делится на несколько  этапов. 

Центральные издательства (например, Политиздат, «Судостроение»,, «Художественная литература») ежегодно составляют тематические планы выпуска литературы. Эти планы рассылаются в книготорги, потом попадают в магазины, библиотечные коллекторы, книжные базы, где и проводится вся основная работа по определению заказа на ту или иную книгу, брошюру, 

Тематические планы центральных издательств прежде всего подробно рассматриваются в книжных магазинах. Здесь на основе изучения спроса покупателей (читательские конференции, беседы у прилавка), консультаций с различными заинтересованными учреждениями и организациями устанавливаются заказы на все книги и брошюры. 

В это время планы  издательств также тщательно  изучаются в библиотечных коллекторах, задача которых состоит в том, чтобы вовремя и в нужном ассортименте обеспечить плановое комплектование библиотек  выходящей в свет литературой. Здесь, как и в магазинах, определяются заказы на то или иное количество книг и брошюр, указанных в тематических- планах.

После этого все  заказы из магазинов и библиотечных коллекторов поступают на книжные базы. Здесь они еще раз обсуждаются, часто в присутствии представителей издательств, уточняются и сводятся в единый заказ книготорга (краевой, областной, городской). В дальнейшем заказы книготоргов поступают в управления книжной торговли республиканских комитетов по печати, отсюда — в Управление книжной торговли («Союзкнига») Комитета по печати при Совете Министров СССР. Подсчитав общее количество заказанных экземпляров отдельно каждой книги и брошюры, «Союзкнига» сообщает об этом в издательства. Таким образом, заказы книготоргов (в их числе местных организаций потребительской кооперации, «Военкниги» и «Академкниги») определяют в основном тиражи всех изданий, выпускаемых в текущем году. 

Книги и брошюры  местных издательств проходят приблизительно такой же путь. Издательства составляют годовые тематические планы, рассылают их в местные книготорги и в «Союз-книгу», Отсюда они получают заявки и по ним определяют тиражи. Большинство книг местных издательств распространяется в пределах своей территории (республика, край, область), и только некоторые из них расходятся по всей стране.

Нередко бывают случаи, когда издательства выпускают брошюры и книги, не указанные в годовых тематических планах. Для определения их тиража «Союзкнига» несколько раз в месяц издает печатные бюллетени, так называемые бланки для заказов. В них указываются наименования предполагаемых новых изданий, их авторы, даются краткие аннотации, раскрывающие содержание. Получив такие бланки, книжные магазины (в том числе потребительской кооперации, «Военкнпги», «Академкниги») и библиотечные коллекторы, учитывая запросы читателей, делают свои заявки. Дальнейший путь этих заявок обычный: книготорги — комитеты по печати союзных республик — Управление книжной торговли Комитета по печати при Совете Министров СССР — издательства. 

Помимо бланков  для заказов «Союзкнига» рассылает  на места (по почте, телеграфом) еще и списки срочной информации. В них доводится до сведения книготоргов о новейших изданиях, например материалов только что прошедших конференций, пленумов, выступлений руководителей партии и правительства и т. п. Оформление заказов происходит таким же образом, как и в предыдущих случаях. 

Но вот тираж, скажем, в 100 тыс. экземпляров, отпечатан в типографии. Все книги начинают свой путь из типографии в обычные и специализированные магазины, где производится подписка на различные издания, в магазины «Книга—почтой», а через них к покупателям; в библиотечные коллекторы, а оттуда в библиотеки к читателям. Каждый магазин и библиотечный коллектор получают с книжных баз столько экземпляров, сколько он заказал,

Книготорги, так же как и предприятия «Союзпечати», являются хозрасчетными. Поэтому вся работа по перевозке изданий, содержанию магазинов, баз, работников аппарата производится из средств, отчисляемых издательствами от каждого тиража книги или брошюры (так называемая скидка). Например, учреждения «Союзкниги» получают за распространение от центральных и местных издательств в среднем 20 процентов стоимости каждой книги и брошюры. В свою очередь «Союзкнига» уменьшает или увеличивает скидку своим книготоргам в зависимости от расстояния и трудности распространения. Так, Ленинградский городской книготорг получает лишь 12,5 процента от стоимости тиража. Ленинградский областной книготорг — 20 процентов, а книготоргующие организации Магадана и других отдаленных городов — 65 процентов. 

Книготоргующие организации  в среднем на каждого жителя Советского Союза ежегодно продают книг на 2 рубля. Для реализации литературы оборудовано более чем 13 тыс. магазинов и 32 тыс. киосков и ларьков.

Помимо широкой  сети специальных книжных магазинов, киосков, торговых точек потребительской кооперации, где работают штатные продавцы, книги и брошюры распространяются и на общественных началах. Более 500 тыс. рабочих, служащих, инженеров, колхозников ведут благородную работу по пропаганде и распространению политической, научной и художественной литературы. Они создают народные книжные магазины, киоски, советы и клубы друзей книги. 

«Москнига» располагает в столице 168 книжными магазинами. Все они имеют своих спутников — народные книжные магазины, действующие непосредственно на предприятиях или в учреждениях. Работают в них комсомольцы, молодежь. Эти магазины распространяют в год свыше миллиона книг. 

Информация о работе Распространение печатной продукции