Публицистика Ф.М. Достоевского. "Дневник Писателя"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Достоевский культовая фигура русской журналистики девятнадцатого века. Помимо писательской популярности, как автора блестящих романов, Достоевский достиг серьезных успехов в журналистской деятельности, как автор статей, редактор и издатель. Мысли, донесенные им посредством периодической печати, актуальны и по сей день. Размышления Достоевского - публициста ценны и содержательны, обращаться к его трудам не просто нужно, а необходимо, тем более в наше «кризисное» время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Журналистика (1860-1880). Основные тенденции и направления….......5

Глава 2. Ф.М. Достоевский. Начало публицистической деятельности…………12

2.1. Жизненный путь Ф.М. Достоевского……………….…………………...….12

2.2. Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха»………………………16

Глава 3. «Дневник писателя» - уникальное публицистическое произведение………………………………………………………………………...27

3.1. «Дневник писателя» - исключительное произведение российской словесности…………………....……………………………………………………..27

3.2. Тематика и проблематика «Дневника писателя»…………...…………………………………………………….…………..31

3.2.1. «Дневник писателя» - рубрика в газете-журнале «Гражданин» (1873)…..31

3.2.2. «Дневник писателя» - самостоятельное издание (1876-1877)…………….36

3.2.3. «Дневник писателя» - самостоятельное издание (1880-1881)…………….57

Заключение…………………………………………………………………………..59

Список литературы………………………………………………………………… 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_ПУБЛИЦИСТИКА_Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО._ДНЕВНИК_ПИСАТЕЛЯ.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

     Майский выпуск. 28 апреля 1876 года на заседании  Петербургского окружного суда слушалось «дело Каировой». Актриса провинциального театра А.В. Каирова полоснула бритвой по горлу жену своего любовника антрепренера В.А. Великанова и тоже актрису А.И. Великанову, рана оказалась не смертельной, присяжные Каирову оправдали. Дело это вызвало в прессе новую волну дискуссии о суде присяжных и адвокатуре. Всю первую главу майского выпуска Дневника писателя Достоевский и посвятил этой «капитальной» теме — судебной реформе в связи с данным судебным процессом, разбив, по традиции, ход рассуждений на главки.

     Говоря  в связи с этим делом о размытости нравственных критериев в речах адвокатов, Достоевский, в частности, убежденно пишет: «...ведь трибуны наших новых судов — это решительно нравственная школа для нашего общества и народа. Ведь народ учится в этой школе правде и нравственности; как же нам относиться хладнокровно к тому, что раздастся подчас с этих трибун?..»42

     Вторая  глава этого выпуска пестрит  разнообразностью затронутых в ней  тем. Следует выделить вторую главку «Одна несоответственная идея». Здесь Достоевский возвращается к одной из самых «капитальных» тем в своем творчестве, с которой он и начал самый первый выпуск Дневника писателя 1876 г. — участившиеся случаи самоубийства среди молодежи. На этот раз его внимание привлекло сообщение о 25-летней Надежде Писаревой, которая «устала жить» и предсмертная записка которой потрясла писателя циничной деловитостью. Достоевский обращается к таким преждевременно «уставшим жить»: «Милые, добрые, честные (все это есть у вас!), куда же это вы уходите, отчего вам так мила стала эта темная, глухая могила? Смотрите, на небе яркое весеннее солнце, распустились деревья, а вы устали не живши...»43

      В июньском выпуске за 1876 год, Достоевский  посвятил первую главу памяти французской писательницы Жорж Санд (1804—1876), оказавшей на русскую литературу и творчество самого Достоевского огромное влияние.

     Вторая  же глава этого выпуска отдана политике, обзору положения в Европе, сложившемуся накануне и в начале военных действий на Балканах. В обществе, в прессе кипели страсти по поводу участия России в этой войне. Русское общество разделилось на противников войны и сторонников. Достоевский был безусловным сторонником позиции, что русские должны помочь братьям-славянам в борьбе против турецкого ига. В конце, в главке «Опять о женщинах», писатель, сообщая о визите к нему девушки, которая собралась ехать в Сербию на войну сестрой милосердия, указывая тем самым на возрастание роли женщины в жизни страны и необходимости предоставления ей больших прав и образования.

     5 июля 1876 г. Достоевский выехал  на лечение в Эмс и возвратился в Петербург 9 августа. Подписчики получили в начале сентября сдвоенный выпуск «Дневника писателя» за два летних месяца. Вся первая глава посвящена дорожным и заграничным впечатлениям, размышлениям писателя о Европе, иностранцах, русских за границей и в этом плане перекликается с «Зимними заметками о летних впечатлениях» (1863), «Игроком» (1865) и рядом других произведений. В заключительном разделе первой главы о «Самом последнем слове цивилизации» Достоевский переходит к политической злобе дня — «восточному вопросу», то есть положению на Балканах, освободительной войне славянских народов против турецкого ига. Во второй главе он ставит этот вопрос в центр внимания, проводя параллели между этой войной и Крымской 1855 года. А все остальные материалы сдвоенного выпуска, как и первая глава, тоже посвящены впечатлениям и размышлениям Достоевского в связи с пребыванием за границей — нравы, обычаи, национальные особенности, русские за границей и прочее. Здесь, в главе четвертой, вновь появляется некий «парадоксалист», уже знакомый читателю по апрельскому выпуску собеседник автора, с которым в горячих спорах обсуждаются самые злободневные вопросы: политика, будущее «детей», «женский вопрос», балканский кризис и т.п.

     Сентябрь 1876 год. Первая глава опять же посвящена  «восточному вопросу». Достоевский  позволяет особенно резкие высказывания по отношению как к «враждебным» государствам, так и к союзным. В итоге проводит аналогию с историей завоевания Иваном Грозным Казани, указывает на возможность разрешить текущий конфликт подобным образом. Во второй главе Достоевский опять окунается с головой в полемику, навязанную ему различными изданиями, которые практически никогда не скупились на высказывания, которые будоражили сердце и разум неравнодушного к жизни писателя.

     В октябрьском номере «Дневника писателя»  необходимо выделить интересную с публицистической точки зрения главку «Несколько заметок о простоте и упрощенности», которая, как и немалая часть публикаций из «Дневника», до сих пор актуальна. По мнению Достоевского, в обществе распространилась привычка на самые сложные вопросы и проблемы смотреть чересчур просто. «А между тем от этой чрезмерной упрощенности воззрений на иные явления иногда ведь проигрывается собственное дело. В иных случаях простота вредит самим упростителям, простота не меняется, простота «прямолинейна» и сверх того — высокомерна. Простота враг анализа. Очень часто кончается ведь тем, что в простоте своей вы начинаете не понимать предмета, даже не видите его вовсе, так что происходит уже обратное, то есть ваш же взгляд из простого сам собою и невольно переходит в фантастический. Это именно происходит у нас от взаимной, долгой и все более и более возрастающей оторванности одной России от другой. Наша оторванность именно и началась с простоты взгляда одной России на другую. Началась она ужасно давно, как известно, еще в Петровское время, когда выработалось впервые необычайное упрощение взглядов высшей России на Россию народную, и с тех пор, от поколения к поколению, взгляд этот только и делал у нас, что упрощался»,44 — таков вывод писателя.

     Так же в октябрьском «Дневнике» продолжается военная тема. Достоевский делает главным героем выпуска русского генерала М.Г. Черняева, командующего сербской армией в освободительной войне против Турции. 17/29/ октября 1876 г. турки нанесли окончательное поражение его армии и открыли себе путь на Белград, что означало проигрыш войны сербско-черногорской стороной. Русское правительство предъявило Турции ультиматум о временном прекращении военных действий и заключении перемирия. Достоевский поддерживал и освободительную войну славянских братьев, и участие русских добровольцев в войне, и миссию генерала Черняева. Рисуя портрет генерала Черняева как безусловного героя, одного из «лучших людей», настоящего русского патриота, Достоевский размышляет о том, что такое теперь «лучшие люди» в России.

  В ноябрьском выпуске было опубликовано художественное произведение автора – фантастический рассказ «Кроткая». В декабрьском выпуске Достоевский возвращается к публицистике. Необходимо выделить интересную полемичную статью «Словечко об «ободнявшем Петре»». Полемика с противниками войны на Балканах и участия в ней России, которых Достоевский делит на два вида: «жидовствующих», кричащих «про вред войны в отношении экономическом», и «европействующих», боящихся, что в погоне за «национальностью» можно повредить «общечеловеческие вечности». Писатель высказывает здесь свое убеждение: «А между тем для меня почти аксиома, что все наши русские разъединения я обособления основались, с самого их начала, на одних лишь недоумениях, и даже самых грубейших, и что в них нет ничего существенного. Горше всего то, что это еще долго не уяснится для всех и каждого. И это тоже одна из самых любопытнейших наших тем». И уже заглавием предупреждает, что по известной поговорке «Лови Петра с утра, а ободняет, так провоняет», и Россия в помощи братьям-славянам может «ободнять», то есть не поспеть к сроку.»45

      Ежемесячное издание «Дневника писателя»  продолжается и в 1877 году. У дневника писателя 3000 подписчиков и столько же экземпляров расходится в розничной продаже.

      Январский выпуск начинает Достоевский со статьи «Три идеи», в которой продолжает разговор о единении русского народа внутри страны и всех славянских народов в мире. Православие сопоставляет с католичеством и протестантизмом. Далее Достоевский уделяет внимание такому явлению, как распространение в России сект, в частности, — штундистов-протестантов и редстокистов. Негативно относясь к подобным явлениям, автор указывает, что невежество русских - причина их появления. В следующей главке «Фома Данилов, замученный русский герой» Достоевский рассказывает о зверски замученном кипчаками пленном унтер-офицере 2-го Туркестанского стрелкового батальона Фоме Данилове, который отказался сохранить жизнь ценой перехода в мусульманство. Достоевский заостряет тему о вере и безверии, о значении православия для русского народа в период, когда на Балканах убивают славян тысячами.

      Во  второй главе выпуска нет единой тематики. Две главки «Примирительная мечта вне науки» и  «Мы в Европе лишь стрюцкие» посвящены анализу положения, которое Достоевский сформулировал так: «Всякий великий народ верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтоб стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной...»46 Идею эту писатель окончательно разовьет через несколько лет в Пушкинской речи, но уже здесь недвусмысленно заявлено о великой миссии в этом плане именно русского народа: «...дело тут вовсе не в вопросе: как кто верует, а в том, что все у нас, несмотря на всю разноголосицу, все же сходятся и сводятся к этой одной окончательной общей мысли общечеловеческого единения. Это факт, не подлежащий сомнению и сам в себе удивительный, потому что, на степени такой живой и главнейшей потребности, этого чувства нет еще нигде ни в одном народе. Но если так, то вот и у нас, стало быть, у нас всех, есть твердая и определенная национальная идея; именно национальная.»47 А иначе, считает автор Дневника писателя, быть нам в Европе только «стрюцкими» - подлыми, дрянными, презренными людьми. Достичь же цели очень просто: «Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу асе измени ген. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш в национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать...»48

      Так же в этом номере должна была быть опубликована статья «Старина о «петрашевцах. 6 декабря 1876 года на Казанской площади состоялась революционная демонстрация, участники которой были арестованы. В анонимной статье «По поводу политического процесса», опубликованной в «Петербургской газете», автором проводилась мысль, что революционеры от поколения к поколению («декабристы» — «петрашевцы» — «чернышевцы» — «нечаевцы» — «долгушинцы») мельчали, а в «казанской истории» участвовал и вовсе «не только еще полуграмотный сброд, но с большим оттенком еврейского элемента и фабричного забулдыги»... Достоевскому уже приходилось опровергать мысль об измельчании типа «государственного преступника» в среде петрашевцев по сравнению с декабристами в Дневнике писателя за 1873 г. («Одна из современных фальшей»), и на этот раз он напомнил читателям, что петрашевцы были нисколько не ниже декабристов ни по положению, ни по образованию.49 Данная статья не прошла цензуру и была опубликована позже.

     «Русская сатира. «Новь». «Последние песни». Старые воспоминания.» Главка посвящена литературе и чрезвычайно важна для биографии Достоевского и понимания его творческого кредо. О «русской сатире» и романе И.С. Тургенева «Новь», который еще печатался в «Вестнике Европы», только лишь упоминается, а вся основная часть отдана уже тяжелобольному в то время Н.А. Некрасову, его сборнику «Последние песни», воспоминаниям о своей юности, литературном дебюте, знакомстве с Некрасовым и В. Г. Белинским. Именно здесь писатель высказал еще одно суждение, которое остается злободневным и до наших дней: «Все наши критики,  (а я слежу за литературой чуть не сорок лет), и умершие, и теперешние, все, одним словом, которых я только запомню, чуть лишь начинали, теперь или бывало, какой-нибудь отчет о текущей русской литературе чуть-чуть поторжественнее (прежде, например, бывали в журналах годовые январские отчеты за весь истекший год), - то всегда употребляли, более или менее, но с великою любовью, все одну и ту же фразу: «В наше время, когда литература в таком упадке», «В наше время, когда русская литература в таком застое», «В наше литературное безвременье», «Странствуя в пустынях русской словесности» и т.д. и т.д. На тысячу ладов одна и та же мысль. А в сущности, в эти сорок лет явились последние произведения Пушкина, начался и кончился Гоголь, был Лермонтов, явились Островский, Тургенев, Гончаров и еще человек десять по крайней мере преталантливых беллетристов...»50 Добавить надо, что в тот список Достоевский, по понятной скромности, не включил себя, а Л. Н. Толстого упомянул чуть выше.

     После столь разнообразного по тематике январского номера, февральский номер был сосредоточен на двух основных темах. В первой главе Достоевский продолжает «капитальную» тему «дневника» за 1876 год – восточный вопрос, положение на Балканах, судьбы славянских народов, ведущих освободительную борьбу против Турции, роль России в этой борьбе. Достоевский обвиняет не только на Турцию в бесчеловечности, но так же винит просвещенную Европу, которая допускает до сих пор «сдирание кожи» ради собственных интересов. Достоевский поддерживает внешнюю политику России, выражает глубокое уважение к русским, защищающим славянских братьев в этой войне.

     Во  второй главе февральского выпуска  Достоевский предпринимает попытку  высказаться по литературным вопросам. Но эта попытка не увенчалась успехом, и Достоевский посвящает главу проблемам социального мироустройства.

     В мартовском выпуске «Дневника писателя»  Достоевский вновь пишет про восточный вопрос, который Европа никак решить не может. Вторая же глава этого номера заслуживает более пристального внимания, так как в ней Достоевский подробно высказывается по «Еврейскому вопросу», который впрочем и раньше затрагивал на страницах своего дневника. С периода, когда Достоевский возглавил газету-журнал «Гражданин» (1873) в основал на его страницах свой «Дневник писателя»,— а затем еще более широко и в Дневнике 1876 года — он взялся довольно часто употреблять слово «жид» и производные от него, а затем появляется в его публицистике латинское выражение, которое станет ключевым во многих последующих статьях писателя, затрагивающих еврейский вопрос, — «status in statu» («государство в государстве»). Достоевскому все чаще приходилось объясняться, оправдываться по поводу своего неприкрытого «антижидовского шовинизма». Слишком видную роль в общественной жизни России стал он играть в последние годы жизни, каждое слово его, каждый поступок вызывали резонанс в образованных кругах.51 Эта глава — краеугольная публикация у Достоевского по «еврейскому вопросу», стоит процитировать из нее основные фрагменты:

Информация о работе Публицистика Ф.М. Достоевского. "Дневник Писателя"