Проблемы современного эфирного ведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного эфира

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ в2.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

     В последнее время прямые включения  становятся неотъемлемой частью выпусков новостей многих телекомпаний.

     Главную роль в творческой работе репортера  играет описательная функция. Репортер смотрит на событие глазами телезрителя. А поскольку описательная функция  осуществляется камерами, репортеру  остаются закадровые пояснения, рассказ  об обстоятельствах происходящего.

     Прямой  эфир в форме прямого репортажа, - это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение  существа ситуации до аудитории.

     Репортер - это «гид» телезрителя, своим  живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным  отношением к событию помогающий понять суть экранного действия. Субъективное восприятие события репортером выходит  на первый план, журналист в большинстве  случаев выступает свидетелем, а  иногда и участником отражаемого действия.

     Прямой  репортаж транслируется в эфир в  момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной  станции. 
Обычно на прямой эфир с места события информационная программа выделяет не более 2-3 минут и это рождает стремление к точности, выразительности, а главное - к емкости речи.

     Работа  репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет  возможности размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить»  его. Ведя передачу в прямом эфире, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том  же положении, что и зритель: так  же изумляясь, так же «болея», как  и сидящие у телевизора. 
Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения.

     Репортажи включают следующие параметры:

  1. Содержат информацию, имеющую для зрителя прикладной, утилитарный смысл, т. е. зритель, скорректирует свои дальнейшие действия в зависимости от полученных сведений;
  2. Содержат информацию, удовлетворяющую любознательность зрительность;
  3. Вызывают сопереживание зрителя;
  4. Вызывают соучастие в ситуации;
  5. Имеют эстетическую ценность.

    Особенности работы репортера в прямом эфире:

  1. Репортер на месте события делает какие-то оценки и выводы, которые в дальнейшем каким - либо образом повлияют на действия зрителей;
  2. Огромную роль в репортаже играет журналист, который обличает информацию в популярную, увлекательную форму;
  3. Репортер в прямом эфире является участником события. От его эмоционального состояния, от его подачи материала зависит то, как зритель погрузится в освещаемую ситуацию.

    Можно сделать следующие выводы:

  1. Ведение репортажа в прямом эфире несет описательную функцию. 
    Задача журналиста здесь не только описывать происходящее, но и предусматривать возможную реакцию слушателя, мгновенно реагировать на ход его мыслей.
  2. Благодаря личностным и профессиональным характеристикам журналиста информация получает популярную, увлекательную форму.
  3. Особенностью работы в прямом эфире с психологической точки зрения является личностный характер воздействия на аудиторию
  4. Репортер в закадровом тексте рассказывает о подробностях события - причинах и последствиях, проводит аналогии, ищет связь с другими событиями. От закадрового слова репортера зависит построение репортажа в прямом эфире.
  5. Репортер - участник действия.
  6. Репортер, ведущий прямой эфир должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко.

     Прямой  эфир в программе предполагает:

  1. Живое общение героя программы со зрителями.
  2. Обсуждение актуальных и злободневных вопросов руководителями областных и городских ведомств со зрителями.
  3. Наличие обратной связи.
  4. При выборе ведущего прямого эфира необходимо учитывать следующее:
  5. На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение.
  6. Для ведущего прямого эфира очень важны: харизма и внешняя привлекательность.
  7. Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события. Знание проблем - важнейшее условие работы ведущего.
  8. На тележурналисте, работающем в прямом эфире, также лежит обязанность не только интервьюировать собеседника, но и смотреть на ситуацию с точки зрения режиссёра.
  9. Ведущий следит за временем выступления.

     На  основе наблюдения за эфиром Сергея Корабельникова были выявлены следующие личностные и профессиональные характеристики:

     Внешняя привлекательность (хорошая внешность, приятно звучащий голос, хорошая  дикция). 

     Особые  качества личности (личностные характеристики):

  1. Умение слушать.
  2. Умение общаться.
  3. Эрудиция.
  4. Уверенность в себе.
  5. Определенная подача материала.

     Профессиональные  характеристики:

  1. Четкость и емкость речи.
  2. Подаваемая информация является актуальной и интересной.
  3. Благодаря беседе с руководителем и зрителем, журналист помогает как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе эфира.
  4. Психологическая сторона.
  5. Является участником происходящего в студии.
  6. Умеет снимать всплески психологического дискомфорта, что говорит о его профессиональных качествах.

     Выводы.

     В результате проведенных наблюдений и исследований передач, транслируемых в прямом эфире можно сделать следующие общие выводы:

  1. Ведущий эфира - участник действия, беседы;
  2. На ведущем программы лежит огромная ответственность за происходящее в студии во время прямого эфира, т.к. проходит живое общение;
  3. Благодаря личностным и профессиональным характеристикам ведущего атмосфера в студии в большинстве случаев сохраняется дружелюбная;
  4. Ведущий прямого эфира должен иметь высокую степень информированности, умение быстро ориентироваться на месте события;
  5. Ведущий прямого эфира должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера.

     Бесспорно, прямой эфир предполагает высококвалифицированную подготовку журналистов, так как от журналиста всецело зависит эмоциональная составляющая эфира.

     При этом наиболее важны следующие личностные характеристики журналиста:

  1. Умение слушать.
  2. Умение общаться.
  3. Эрудиция.
  4. Уверенность в себе.
  5. Определенная подача материала.
  6. Профессиональные характеристики:

Первое - четкость и емкость речи;

Второе - подаваемая информация должна быть актуальной и интересной. 
 

  1. Психологическая сторона:

Первое - является участником происходящего события;

Второе - оказывает личностный характер воздействия на аудиторию.

      

 

Глава 3

Проблемы  ведения 

     Прочитав  некоторые статьи в интернете, а так же сделав некоторые умозаключения в процессе изучения данной темы, мы сделаем соответствующие выводы на счет проблем современного эфирного ведения.

       Во-первых, отметим важнейшую проблему -малое количество цензуры. Как в эфире радио, так и телевидения должна соблюдаться цензура помимо свободы слова.  Все средства Массовых Информаций должны контролироваться соответствующими органами. Например,  во времена СССР и каждое действие в эфире, выходящее за рамки законодательства каралось конфискацией всей аппаратуры и большим денежным штрафом... В то время как сейчас каждый может писать  и говорить то что ему вздумается, а как же читатель или зритель должен убедиться в  достоверности услышанной им информации?

     Во-вторых,  это зачастую низкая квалификация штата сотрудников теле- и радиоканалов. Учебные программы факультетов и отделений журналистики не могут полностью удовлетворить запросы вещателей относительно квалификации выпускников. Вызывает серьезную озабоченность и отсутствие должной правовой базы и в деятельности журналистов в прямом эфире, и в ее оценке, что нередко приводит к острым общественно-политическим конфликтам.  Это во многом связано с тем, что коммерческое вещание, пожалуй, одно из самых молодых в мире. А потому в нашей стране нет четких традиций коммерческого вещания, образовательных программ, соответствующих современным требованиям квалификации журналистов и ведущих. Именно благодаря работе ведущего эфира (ди-джея) реализуется одна из ключевых функций радио как СМИ - коммуникативная. Поэтому от практических навыков и эрудиции ведущего зависит успех коммуникативного процесса

     И наконец,  в-третьих, это вульгаризация и жаргонизация в эфире. В наше время «жаргонизация» заполонила газеты, журналы, телевидение, радио. Буквально везде можно увидеть синонимические выражения, без употребления которых можно было бы смело сказать, что, к примеру, в данном издании была пропущена цензура. Нельзя не согласиться, что постепенно разговорная речь, а именно простонародные выражения, которые понятны практически всему населению, проникают в СМИ. И можно с уверенностью сказать, что пройдут годы, и стиль написания статей будет во многом отличаться от нынешнего.  

     Вопрос: Как например сегодняшние статьи газет отличаются от тех, которые выпускались во времена Советского Союза? Бесспорно, стало больше свободы слова, меньше правил, которых должен был придерживаться каждый автор, и что не менее важно, больше жаргонных выражений. К примеру, Машковцева А. Ю., которой принадлежат  труд  «Лексическая синонимия в «русском ассоциативном словаре»», по которому можно убедиться насколько богат язык, на котором мы говорим, занимается изучением вопросов  «жаргонизации» и «вульгаризации» языка в СМИ. Изучая труды Машковцевой, можно детально рассмотреть примеры «жаргонизации», которую автор представляет как «синонимическую замену». В любой стране, которая имеет свой язык и традиции общения, в том числе и в Казахстане, существуют люди, которые занимаются изучением языковой трансформации.

     Вообще  язык наш - это главное оружие. Ссылаясь на жаргоны, нельзя говорить только о русском языке, любой язык - это кладовая новых выражений, которая постепенно пополняется. К большому сожалению, в последнее время все более и более подвергается вульгаризации и жаргонизации. 
 
 
 
 
 
 

 

     Заключение

     Эфир - это один из важнейших пунктов нашей современной жизни. Он ведется как по радио, так и по телевидению. Телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. В рабочий материал журналиста входят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности жанров и тематику телепередач. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение, прочитать текст, услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Кроме того на мой взгляд, интерактивные средства интернет можно смело отнести к средствам ведения эфира, так например для молодого поколения и подростков наиболее доступным и постоянно используемым источником информации является интернет.

     Информация, распространяемая в эфире, несет  также воспитательную функцию, непосредственно  влияет на моральные, этические нормы  и модели поведения, выработку жизненной  и гражданской позиции людей, в особенности подрастающего  поколения.

     Итак, подводя итоги из всего выше сказанного, хотелось бы отметить, что, изо дня в день, большое влияние на нашу повседневную жизнь оказывает  услышанная, прочитанная в СМИ или полученная из интернета информация. Не для кого, не секрет, что восприятие информации напрямую зависит от качества ведения эфира, поэтому достоверность, информативность, подача и качество транслируемой в эфире информации должны постоянно улучшаться.  Для того, что бы все эти задачи были исполнены нужно, чтобы подготовкой и осведомлением информацией в эфире занимались высококвалифицированные профессионалы. Кроме того на мой взгляд нужно больше внимания уделять материалам и способам подачи информации посредством интернет - ресурсов.

Информация о работе Проблемы современного эфирного ведения