Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа
Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного эфира
3) Определенная подача материала.
4) Психологическая стойкость.
Работу тележурналиста можно рассматривать с нескольких аспектов:
В данной курсовой работе будут рассмотрены два аспекта в работе тележурналиста в прямом эфире - это творческий (репортаж в прямом эфире и программа в прямом эфире) и профессионально - личностный (репортер прямого эфира и ведущий прямого эфира).
1.2 Специфика прямого эфира
В
научной и специальной
Прямой эфир можно рассматривать в трех аспектах:
1) Средство повышения оперативности в доставке аудитории актуальной телевизионной информации;
2) Технологическая
составляющая телевизионных проектов,
рассчитанных на интерактивность;
3) Специфические особенности работы журналиста
в различных жанрах телевизионной журналистики.
Прямой
эфир на телевидении, показ (трансляция)
осуществляется исключительно специальными
съемочными и вещательными телевизионными
комплексами, находящимися в собственности
средств массовой информации (или
арендованными), которые обладают действующими
государственными лицензиями установленного
образца, а также необходимым
творческим и техническим персоналом.
В рамках телевизионных проектов
разных жанров во время прямого эфира
могут быть протранслированы изображение
и звуковое сопровождение не одного,
а нескольких событий, происходящих
одновременно на разных площадках, являющихся
элементами единой сценарной структуры
(в том числе и с участием
ведущих или гостей), а также
заранее заснятые и смонтированные
материалы (хроника, видеосюжеты и
т.д.), так или иначе связанные
с транслируемым событием (предметом,
темой эфира). В связи с этим
характер содержания прямого эфира
можно определять не только как репортажный
(ретранслирующий), но и документально,
публицистически или
Можно выделить четыре основных составляющих прямого эфира:
1) Способ передачи информации;
2) Емкость и оперативность информации;
3) Использование прямого эфира делает зрителей прямыми участниками программ;
4) Внешняя привлекательность и профессионализм телеведущего.
Работа
в прямом эфире, позволяющая, действительно,
использовать все возможности телевидения,
должна предусматривать некое
Таким
образом, прямой эфир - это всегда фиксация
мгновения, описание ситуации ведущим
- журналистом.
1.3 Жанры телевизионной информации в эфире
Выделяют следующие жанры телевизионной информации в эфире:
В нашей курсовой работе в первой главе мы рассмотрим два жанра телевизионной информации в прямом эфире (жанры телевизионной публицистики и жанры аналитической публицистики).
Жанры информационной публицистики.
Жанры
телевизионной публицистики, в которых
основным изобразительно-выразительным
средством выступает слово, живая
человеческая речь, а формой существования
- диалог (общение), имеют особое значение
для телевидения, поскольку коммуникативный
процесс, выраженный преимущественно
речью с дополнением мимики и
пантомимики, представляет собой одну
из основ телевидения как
Среди жанров телевизионной информации можно выделить следующие, наиболее часто использующиеся в прямом эфире:
1.
Информационное сообщение (
Заметка - информационный жанр журналистики, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт. На телевидении в этом жанре выступают устное сообщение и видеозаметка.
3. Отчет.
Тематическая
основа отчета, как правило, официальное
событие значительного
3. Выступление (монолог в кадре).
Любое
обращение человека к массовой аудитории
с телеэкрана, когда сам этот человек
является основным (чаще всего единственным)
объектом показа, и есть выступление
в кадре. Выступление может
4. Интервью.
Интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией; а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью системы вопросов помогает интервьюируемому (источнику информации) как можно полнее, логически последовательно раскрыть заданную тему в процессе телевизионной передачи.
Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей, где бы журналисты ни задавали вопросов компетентным людям, ни обращались к участникам различных событий, ни интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях.
Интервью
- непременный элемент многих сложных
телевизионных форм. Реже оно используется
для создания самостоятельной передачи.
В зависимости от задачи, поставленной
журналистом, различают интервью-мнение
(высказывание по какому-либо поводу) и
интервью-факт (сообщение о чем-либо известном
данному лицу).
Используют
жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый
может сказать больше, чем журналист,
или когда интервьюируемый
Интервьюируемые традиционно
1) политические и государственные деятели,
специалисты и другие люди, обладающие
специфическими знаниями в какой-то конкретной
области; их интервьюируют, чтобы узнать
о чем-нибудь;
2) знаменитости,
которых интервьюируют для
3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.
5. Репортаж.
Репортаж - наиболее распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики. Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать.
Репортаж - жанр журналистики, оперативно сообщающий для телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. В репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа.
Описательная
функция - главная в творческой работе
репортера. Репортер смотрит на событие
глазами телезрителя (точнее, телезрители
видят события глазами
Нет
никакого противоречия в том, что, с
одной стороны, телерепортаж отражает
жизнь в формах самой жизни, т.е.
максимально приближен к
К
типологическим особенностям репортажей
относится и деление их на событийные,
тематические и постановочные. В
первом случае речь идет о показе реального
события, протекающего независимо от репортера,
задача которого - по возможности точно
и достаточно подробно проинформировать
об этом. В тематическом репортаже
автор-журналист подбирает
Некомментированный репортаж (или трансляция) используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений.
В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия.
В
событийном репортаже определяющим
является само событие, последовательность
его развития. Слово репортера
не организует, не ведет действие, но
следует за ним. Работа репортера, ведущего
закадровый комментарий, сложна и ответственна.
Он не имеет возможности, подобно
газетчику, размышлять над каждым словом,
каждой фразой, затем перечитать свой
материал, отредактировать, «выправить»
его. Ведя передачу «по живому», он часто
сталкивается с неожиданными ситуациями,
находясь нередко в том же положении,
что и зритель: так же изумляясь,
так же «болея», как и сидящие
у телевизора. Подготовка к репортажу
сводится к сбору предварительных
сведений о предстоящем событии,
к написанию «заготовок», где
были бы и яркий, запоминающийся образ,
и остроумная фраза. Событие неприкосновенно.
На него можно смотреть, в него можно
вглядываться, но изменить, адресуя
его зрителю, нельзя. Подчиняясь лишь
своей логике, в реальном времени
и пространстве, оно течет перед
объективами и микрофонами