Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа
Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного эфира
Тематический (его называют также «обозренческий», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Событием можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю.
Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия.
Роль
репортера - облечь всю информацию в
популярную, увлекательную форму. Репортаж
не должен быть казенным. Хорошего репортера
отличает нестандартный взгляд на происходящее,
умение подметить в нем интересные
для всех подробности.
Тележурналист может сам смоделировать
событие. Этот метод получил название
«спровоцированная ситуация».
Поскольку
событийный репортаж выполняет информационную
функцию, а тематический (проблемный)
- чаще всего культурно-
Суть
профессионального мастерства репортера
сводится к трем компонентам:
1) оказаться вместе со съемочной техникой
там и тогда, где и когда происходит нечто
общеинтересное, общезначимое.
2) вместе
с оператором выбрать,
3)
сопроводить кадры лаконичным
рассказом, вскрывающим суть
Выезжая
на съемку, репортер уже представляет
экранный материал, поскольку съемка
и монтаж всегда подчинены определенным
закономерностям, оставляющим, впрочем,
достаточный простор для
Репортаж в прямом эфире включает несколько этапов:
1) Интервью.
2) Комментарий.
3) Репортаж с места события.
Репортерство - наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности. Теперь всякий раз репортер должен решать для себя: действительно ли интервью необходимо, может ли собеседник дополнить сообщаемое репортером? Зритель видит в репортере подобного себе человека, имеющего свое суждение обо всем на свете.
Особенности репортажа:
- эффект присутствия;
- стопроцентная достоверность;
- детали должны быть точны, правдивы;
- фактографичность;
- элемент расследования;
- оценка журналиста;
- фото с места события;
- мнение экспертов;
- данные документов;
- сведения очевидцев;
- вывод, подведение итогов, анализ информации.
Репортаж
по следам события близок журналистскому
расследованию, тут уже следует
упомянуть о целом направлении
теледокументалистики, именуемом «репортерский
фильм», где в непринужденном общении
журналиста с собеседниками, в показе
сегодняшней жизни
Жанры
аналитической публицистики
Предмет данного жанра - общественные события, а цель - предъявление зрителям причинно-следственных связей.
Беседа,
пресс-конференция и дискуссия
носят диалогический характер и
ведут свою родословную от интервью
беседа - это специфический
Наличие конфликта, столкновения различных
точек зрения, развитие мысли, движущейся,
однако, по заранее намеченному сценарию
(сценарному плану), а в результате - разрешение
конфликта путем выбора наиболее убедительных
аргументов, значительность проблематики,
занимательность - все эти качества обусловливают
действенность и популярность таких передач,
а вместе с тем и сложность их осуществления.
Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, обсуждение) - жанр, притягательный для телеэкрана, ибо демонстрирует процесс живой мысли, ее рождение, развитие и движение к цели, происходящее на глазах у зрителей. Столкновение различных мнений включает телеаудиторию в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную для восприятия готовых истин. Отсюда высокий познавательный потенциал жанра.
В переводе с английского дословно - разговорное зрелище, разговорное представление. Ток-шоу, сочетая сущностные признаки интервью, дискуссии, игры концентрируются вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Такому взаимовлиянию, взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, т. е. регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».
Пресс-конференция
- разновидность интервью с большим
числом интервьюеров, задающих вопросы
одному или нескольким хорошо осведомленным
в какой-то области лицам.
Краткий инструктаж для журналистов, ориентирующий
их в программе того или иного важного
(официального) события и желаемых аспектах
его освещения, называется брифингом.
Однако не следует понимать брифинг только
как попытку представителей правительственного
учреждения (например, отдела печати МИД)
повлиять на ход освещения той или иной
кампании, акции или встречи глав государств.
Подобно
другим жанрам аналитической публицистики,
корреспонденция пришла на телевидение
из газеты и радиовещания. Но этот термин
не прижился на ТВ. Вместо «корреспонденция»
принято говорить просто: «передача»»
Не будем спорить с
Таким образом, прямая передача может широко использовать как элементы жанров информационной публицистики, так и аналитической публицистики, и вбирает в себя их эмоциональную ценность, становится более живой, интересной и яркой.
Глава 2.
Анализ
работы журналиста
2.1 Особенности работы журналиста в прямом эфире
Чтобы изучить особенности работы журналиста в прямом эфире, в качестве примера оформления передачи прямого эфира, рассмотрим «Прогноз погоды». В таких передачах обычно необходимо показать диктора на фоне карты погоды, вывести титры с названиями населённых пунктов и значений температуры, логотип канала, анимированные символы в виде облаков, солнца и т.п., логотип спонсора, показания часов и др. Использование реальных рисованных карт и декораций достаточно трудоёмко и выглядит довольно архаично, применение больших плазменных панелей высокой яркости с изображениями карт за спиной диктора помимо непомерно больших расходов приводит к техническим неудобствам, таким как блики на поверхности от источников света, тени от объектов съёмки, невозможность использования яркого освещения, необходимого в студии, да и для вывода изображений на плазменную панель требуется компьютер. Традиционный микшер даёт низкое качество перехода «картинка-актёр» и не позволяет одновременно работать с другими элементами оформления и двухплановыми декорациями. Наиболее логичным вариантом решения проблемы является «прокеивание» на компьютере фона диктора в видеосъемке и замещения его виртуальными декорациями - картами погоды, предварительно нарисованными на компьютере. Использование NLE систем для таких программ слишком трудоёмко и неудобно, т.к. не позволяет делать «прокеивание» в «живом» видеосигнале, да и качество получаемого результата оставляет желать лучшего из-за артефактов по контуру актёра вследствие несовершенства алгоритмов компрессии. И наконец наверное самое главное: приведённые выше варианты не позволяют управлять всем процессом из единой программной среды.
Для
решения именно такой задачи предназначен
блок рир-проекции реального времени
в видеокомпозиционных системах
AKULA VTM. Заметим, что функция рир-проекции
в составе такого устройства обойдётся
в несколько сот долларов, в
то время как за отдельный блок
рир-проекции придётся заплатить не
менее двух тысяч. Компактность, простота,
удобство управления всего одним
человеком и невысокая цена –
вот основные достоинства такого
подхода. Заранее готовится сценарий,
в котором прописана