Проблемы современного эфирного ведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного эфира

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ в2.docx

— 67.46 Кб (Скачать)

Введение 
 

     Эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Работа в эфире, позволяющая, использовать все возможности , очень трудна и многогранна. Она предполагает специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики. Эфир это столь востребованная вещь в наше время, которая имеет распространение как визуально, так и на слух. Хотелось бы подчеркнуть, что помимо проблем в ведении эфира также, несомненно, можно найти невероятное количество плюсов (прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества, особенности работы журналиста на телевидении, специфика прямого эфира, жанры телевизионной информации в прямом эфире, особенности работы журналиста).

     Актуальность  данной темы заключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире .

       Начиная с 90-х годов прошлого  века, коммерческое радиовещание  переживает настоящий бум: открывается  огромное количество станций,  растет региональная сеть, увеличивается  число авторских программ и  т.д.  Прямо пропорционально этому  возрастает потребность и в  квалифицированных кадрах: журналистах,  корреспондентах, операторах, ди-джеях. 

     Рассматривая  прямой эфир в качестве основного  объекта данного исследования, мы подразумеваем, что это акт телевизионной коммуникации, содержащий непосредственную звуковую и зрительную информацию о происходящем событии (или действии) в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:

     -творческих  (виды, формы и жанры вещания);

     -профессионально-личностных  (ведущий, режиссер, оператор, -интервьюируемый и др.);

     -творческо-технологических  (приемы, методики, планирование, программирование);

     - психологических(напряжение, стресс, поликонтактность);

     - социологических(интерактивность, исследование аудитории);

     - технических (специализированное  студийное и внестудийное оборудование, мобильные и спутниковые средства  связи для передачи звуковых  и видео сигналов).Вместе они  составляют особую среду профессионального (творческого, технологического, технического, психологического) взаимодействия, результатом которого является осуществление телевизионного вещания в прямом эфире.

     Сейчас  мы не будем говорить о том влиянии, которое могут оказывать на общество программы прямого эфира, посвященные самым актуальным политическим и социальным проблемам.

     Также хотелось бы отметить то, что в настоящее  время как бы то печально не звучало  сложно найти высокопрофессиональных ведущих, которые должны следовать  стандартным требованиям.

     Цель  данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области  прямого телевизионного Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

  1. Дать определение и раскрыть содержание понятий: «эфир»  «жанры телевизионной информации» «работа журналиста в эфире в различных жанрах информации»;
  2. Выяснить особенности работы журналиста в прямом эфире в теории и практике современной журналистики;
  3. Выявить критерии, по которым будет рассматриваться работа журналистов;
  4. Особенности  работы журналиста в прямом эфире, обобщить результат; 
    5) выявление особенностей работы журналиста в разных жанрах прямого эфира.

     Объектом  данного исследования является работа телевизионного журналиста в эфире.

     Задачи  представления информации на данный момент времени в моем понимании  это: правильное дыхание в эфире, грамотное интонирование фраз, логичная речь... В идеале человек, работающий в эфире с аудиторией, должен в совершенстве владеть языком, на котором говорит большая часть аудитории, (в частности, знать орфоэпические нормы и правила интонации). Кроме того, ведущий хотя бы на начальном уровне должен знать основы социальной психологии, психологии влияния и риторики. Знание истории популярной музыки народов мира, теории социального влияния и особенностей слухового восприятия также необходимы для эффективной работы в эфире.

     Процесс общения с каждым собеседником в  эфире должен начинаться с установления раппорта - то есть атмосферы доверия  и эмпатии. В распоряжении ведущего только голос и интонации собеседника. Здесь большую помощь может оказать  подстройка именно под голос: темп, тон, громкость, ритм. Обычно на это  уходит не более минуты: подстроившись, ведущий начинает говорить на языке, понятном собеседнику.

     По  данным Британского журнала социальной и клинической психологии, на голос, тембр, ритм, громкость и эмоции приходится до 37% всей информации, которую получает человек о состоянии собеседника, 7% приходится непосредственно на слова  вне эмоционального контекста. Об этих 7% хочется поговорить более подробно, коммуникативный процесс состоит  из 3 этапов: сбора информации о состоянии  человека, подстройки и ведения.

     Далеко  не каждое эфирное лицо, даже со значительным стажем работы, может похвастаться этими навыками.

     Ведущий эфира - это профессия, сочетающая в  себе знание целого комплекса различных  наук. Немаловажную роль играет и нейролингвистическое программирование (NLP). Конечно, далеко не весь объем методов и средств NLP можно использовать, работая в  эфире, однако большая их часть должна стать основными инструментами ди-джея и журналиста.

     Руководителям СМИ, главному редактору необходимо знать, что вне зависимости от уровня профессионализма, духовное состояние ведущих, их происхождение и среда воспитания, образ мыслей, манеры поведения, стиль общения и интерьер, которым они себя окружают в быту, будут привлекать в Вашу аудиторию людей таких же социальных групп. Если это соответствует Вашей целевой аудитории, то Ваша программа будет эффективна,

     Предмет исследования: является особенности  работы телевизионного журналиста в  среде эфира 

     Методами  исследования послужили изучение и  анализ учебной и специальной  литературы по журналистике; изучение и обобщение разработанности  данной темы; наблюдение; сопоставительный анализ работы тележурналиста в прямом эфире. 
Степень разработанности темы: При работе над материалом были использованы труды российских авторов - исследователей тележурналистики: А.Я. Юровского о природе телевидения и прямого эфира, Зверевой Н.Е. о особенностях работы регионального тележурналиста, Муратова С., Багирова Э.Г. и труды др. авторов.

     Вот почему более углубленное рассмотрение всего комплекса вопросов в данной работе, связанных с самим понятием эфира, призвано положить началом разрешению названных проблем, придавая работе особую актуальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.

Эфир  как актуальный инструмент журналистского творчества 

    1. Особенности работы журналиста на телевидении.
 

     «О светлом будущем заботятся политики, О светлом прошлом - историки, О светлом настоящем – журналисты» (Жарко Петан). 
Телевидение обладает значительно большей эффективностью воздействия, чем пресса и радио. Важная особенность телевидения - личностный, доверительно - интимный характер телевизионного общения. Телевидение выступает в качестве мощного коммуникационного фактора, воздействующего на психологию людей разного возраста, формирующего их мировоззрение. В рабочий материал журналиста входят устное и письменное слово, изображение, шумы, музыка. Все это предопределяет и особенности жанров. Телевидение позволяет аудитории воочию наблюдать событие, дополнить изображение звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом и т.п.), прочитать текст (специально выведенный на экран или демонстрируемый в виде документа), услышать живой голос героя и реальное звуковое сопровождение события. Это предполагает наличие у журналиста способностей режиссера и оператора, навыков и умений работы с аппаратурой. Особые требования предъявляются к телеведущему, выполняющему сложный комплекс функций. Телевизионное общение с массовой аудиторией, потенциальными телезрителями и потребителями информации, строится на основе имиджа телеведущего. На телеведущего возлагается большая ответственность перед той аудиторией, которая его смотрит и слушает. Все сказанные им слова оказывают большое воздействие на ум и сознание телезрителей. На сегодняшний день большое внимание на телевидении уделяется образу телеведущего, его харизме и узнаваемости. При всех составляющих успешной телевизионной программы (жанровое разнообразие, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств, нестандартный подход к оформлению студии), основополагающим фактором, способным вызвать интерес у аудитории, является личность тележурналиста. Многие современные телеведущие при съемках той или иной программы выступают в кадре не только как журналисты, но и используют свои артистические данные, стараются «играть» в кадре, сделать общение с гостем и со зрителем более интересным и занимательным. Конечно, это удается далеко не всем.

     Журналист (от фр. journal - дневник, jour - день; восходит к лат. diurna - ежедневный) - сотрудник  СМИ, обязанности которого состоят  в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между  журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации: 
сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников); 
журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет); 
фотокорреспонденты.

    Специальной литературой выделяются следующие  профессии на телевидении:

  1. Телерепортер (корреспондент).
  2. Комментатор.
  3. Обозреватель.
  4. Интервьюер (мастер больших интервью, аналитик или «портретист»).
  5. Ведущий (дискуссии или иной диалогической передачи; за рубежом именуется модератор).
  6. Ведущий ток-шоу.
  7. Ведущий информационной программы.
 

     Квалификационные  данные тележурналиста:

     1) Внешняя привлекательность.

     Среди важных факторов внешней привлекательности  специалисты выделяют следующие:

* Здоровый  вид. Это первое по значимости  качество внешне привлекательного  образа телеведущего. Его внешний  вид должен излучать здоровье  и оптимизм. Здоровые люди наиболее  работоспособны, предрасположены к  творчеству, им свойственны общительность  и чувство юмора. 
* Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь обязательное условие - отсутствие явно выраженных недостатков на лице.

* Стройная  и пропорциональная фигура. Наличие  стройной и пропорциональной  фигуры желательное, но не категоричное  требование к работе телеведущего.

* Белые,  ровные зубы. Если у телеведущего  больные дёсны, а зубы не  здоровы, это обязательно будет  видно на экране, особенно если  передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность  телеведущему красиво улыбаться.

* Приятно  звучащий голос. Вокал - это  главнейшее вербальное средство  телеведущего. Голос телеведущего  должен обладать приятным тембром,  быть гибким, пластичным, нагруженным  эмоциональной теплотой. Следует  всегда помнить, что люди воспринимают  весьма чувствительно его тембровые  оттенки, индивидуальность того  лица, которое произносит речь. Выразительная  речь телеведущего предполагает  основательную отработку дикции  и специально поставленное дыхание.

* Выразительность  жестов. Жесты - это необходимый  коммуникативный инструмент телеведущего, а потому владеть техникой  жеста - обязательное требование  к работе таких профессионалов. Специфика телевидения требует  особой технологичности использования  жестов в работе телеведущих.  Главное в использовании жестов - это безгласное подчёркивание  и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать  внимание зрителей от того, что  говорится с телеэкрана, чрезмерным  жестикулированием.

* Доверительность.  Это качество бесценно для  телевизионного общения. Ведущий  призван демонстрировать своё  искреннее отношение к тому, о  чём он рассказывает с экрана. Важно, чтобы он был уважительным  по отношению к своему собеседнику  по телепередаче, тактично воспринимал  его мнения и переживания.

     2) Особые качества личности.

     Профессия тележурналиста, а особенно телеведущего требует от человека соблюдения соответствия многим факторам и критериям. 
Зверева Н.В. выделяет следующие качества личности тележурналиста: 
1) Интерес к людям и природная любознательность.

2) Умение слушать.

3) Умение  общаться.

4) Эрудиция.

5) Уверенность в себе.

6) Амбиции.

7) Фанатизм.

8) Искренность.

9) Умение удивлять и удивляться.

     Ведущий прямого эфира должен иметь приятный голос, интересную внешность и умение общаться «сквозь» камеру. Необходимо быть коммуникабельным и открытым человеком, сохранять самообладание при  большом количестве людей, уметь  держать на себе внимание большинства, всегда оставаться в хорошем настроении и расположении духа.

Информация о работе Проблемы современного эфирного ведения