Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа
Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного эфира
Введение
Эфир - это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Работа в эфире, позволяющая, использовать все возможности , очень трудна и многогранна. Она предполагает специфические особенности работы журналиста в различных жанрах телевизионной журналистики. Эфир это столь востребованная вещь в наше время, которая имеет распространение как визуально, так и на слух. Хотелось бы подчеркнуть, что помимо проблем в ведении эфира также, несомненно, можно найти невероятное количество плюсов (прямой эфир как актуальный инструмент журналистского творчества, особенности работы журналиста на телевидении, специфика прямого эфира, жанры телевизионной информации в прямом эфире, особенности работы журналиста).
Актуальность данной темы заключается в рассмотрении особенностей работы журналиста в прямом эфире .
Начиная с 90-х годов прошлого
века, коммерческое радиовещание
переживает настоящий бум:
Рассматривая прямой эфир в качестве основного объекта данного исследования, мы подразумеваем, что это акт телевизионной коммуникации, содержащий непосредственную звуковую и зрительную информацию о происходящем событии (или действии) в фазах появления, передачи и получения, в той или иной степени осуществленный по инициативе и при участии субъектов журналистского творчества. Таким образом, можно вести речь о специфическом комплексе параметров:
-творческих (виды, формы и жанры вещания);
-профессионально-
-творческо-
- психологических(напряжение, стресс, поликонтактность);
-
социологических(
-
технических (
Сейчас мы не будем говорить о том влиянии, которое могут оказывать на общество программы прямого эфира, посвященные самым актуальным политическим и социальным проблемам.
Также хотелось бы отметить то, что в настоящее время как бы то печально не звучало сложно найти высокопрофессиональных ведущих, которые должны следовать стандартным требованиям.
Цель данной работы: выявление особенностей журналистского творчества в области прямого телевизионного Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Объектом данного исследования является работа телевизионного журналиста в эфире.
Задачи представления информации на данный момент времени в моем понимании это: правильное дыхание в эфире, грамотное интонирование фраз, логичная речь... В идеале человек, работающий в эфире с аудиторией, должен в совершенстве владеть языком, на котором говорит большая часть аудитории, (в частности, знать орфоэпические нормы и правила интонации). Кроме того, ведущий хотя бы на начальном уровне должен знать основы социальной психологии, психологии влияния и риторики. Знание истории популярной музыки народов мира, теории социального влияния и особенностей слухового восприятия также необходимы для эффективной работы в эфире.
Процесс общения с каждым собеседником в эфире должен начинаться с установления раппорта - то есть атмосферы доверия и эмпатии. В распоряжении ведущего только голос и интонации собеседника. Здесь большую помощь может оказать подстройка именно под голос: темп, тон, громкость, ритм. Обычно на это уходит не более минуты: подстроившись, ведущий начинает говорить на языке, понятном собеседнику.
По
данным Британского журнала социальной
и клинической психологии, на голос,
тембр, ритм, громкость и эмоции приходится
до 37% всей информации, которую получает
человек о состоянии
Далеко не каждое эфирное лицо, даже со значительным стажем работы, может похвастаться этими навыками.
Ведущий эфира - это профессия, сочетающая в себе знание целого комплекса различных наук. Немаловажную роль играет и нейролингвистическое программирование (NLP). Конечно, далеко не весь объем методов и средств NLP можно использовать, работая в эфире, однако большая их часть должна стать основными инструментами ди-джея и журналиста.
Руководителям СМИ, главному редактору необходимо знать, что вне зависимости от уровня профессионализма, духовное состояние ведущих, их происхождение и среда воспитания, образ мыслей, манеры поведения, стиль общения и интерьер, которым они себя окружают в быту, будут привлекать в Вашу аудиторию людей таких же социальных групп. Если это соответствует Вашей целевой аудитории, то Ваша программа будет эффективна,
Предмет исследования: является особенности работы телевизионного журналиста в среде эфира
Методами
исследования послужили изучение и
анализ учебной и специальной
литературы по журналистике; изучение
и обобщение разработанности
данной темы; наблюдение; сопоставительный
анализ работы тележурналиста в прямом
эфире.
Степень разработанности темы: При работе
над материалом были использованы труды
российских авторов - исследователей тележурналистики:
А.Я. Юровского о природе телевидения и
прямого эфира, Зверевой Н.Е. о особенностях
работы регионального тележурналиста,
Муратова С., Багирова Э.Г. и труды др. авторов.
Вот
почему более углубленное рассмотрение
всего комплекса вопросов в данной
работе, связанных с самим понятием
эфира, призвано положить началом разрешению
названных проблем, придавая работе особую
актуальность.
Глава 1.
Эфир
как актуальный инструмент
журналистского творчества
«О
светлом будущем заботятся политики, О
светлом прошлом - историки, О светлом
настоящем – журналисты» (Жарко Петан).
Телевидение обладает значительно большей
эффективностью воздействия, чем пресса
и радио. Важная особенность телевидения
- личностный, доверительно - интимный
характер телевизионного общения. Телевидение
выступает в качестве мощного коммуникационного
фактора, воздействующего на психологию
людей разного возраста, формирующего
их мировоззрение. В рабочий материал
журналиста входят устное и письменное
слово, изображение, шумы, музыка. Все это
предопределяет и особенности жанров.
Телевидение позволяет аудитории воочию
наблюдать событие, дополнить изображение
звуками (музыкой, шумами, дикторским текстом
и т.п.), прочитать текст (специально выведенный
на экран или демонстрируемый в виде документа),
услышать живой голос героя и реальное
звуковое сопровождение события. Это предполагает
наличие у журналиста способностей режиссера
и оператора, навыков и умений работы с
аппаратурой. Особые требования предъявляются
к телеведущему, выполняющему сложный
комплекс функций. Телевизионное общение
с массовой аудиторией, потенциальными
телезрителями и потребителями информации,
строится на основе имиджа телеведущего.
На телеведущего возлагается большая
ответственность перед той аудиторией,
которая его смотрит и слушает. Все сказанные
им слова оказывают большое воздействие
на ум и сознание телезрителей. На сегодняшний
день большое внимание на телевидении
уделяется образу телеведущего, его харизме
и узнаваемости. При всех составляющих
успешной телевизионной программы (жанровое
разнообразие, возможность творческого
воплощения самых невероятных проектов,
наличие большого количества выразительных
средств, нестандартный подход к оформлению
студии), основополагающим фактором, способным
вызвать интерес у аудитории, является
личность тележурналиста. Многие современные
телеведущие при съемках той или иной
программы выступают в кадре не только
как журналисты, но и используют свои артистические
данные, стараются «играть» в кадре, сделать
общение с гостем и со зрителем более интересным
и занимательным. Конечно, это удается
далеко не всем.
Журналист
(от фр. journal - дневник, jour - день; восходит
к лат. diurna - ежедневный) - сотрудник
СМИ, обязанности которого состоят
в том, чтобы оперативно собрать,
обработать, грамотно и доступно изложить
актуальную информацию. Связь между
журналистом и аудиторией осуществляется
посредством информационного
сотрудники печатных изданий (газет, журналов,
справочников);
журналисты электронных СМИ (телевидение,
радио, Интернет);
фотокорреспонденты.
Специальной литературой выделяются следующие профессии на телевидении:
Квалификационные данные тележурналиста:
1) Внешняя привлекательность.
Среди важных факторов внешней привлекательности специалисты выделяют следующие:
* Здоровый
вид. Это первое по значимости
качество внешне
* Гармония черт лица. Это качество имеет
особое значение для всех телеведущих,
но особенно для работающих в информационных
программах, выпусках новостей, где поза
статична и неподвижна и основное внимание
телезрителей приковано к лицу. Что касается
ведущих авторских, шоу и других программ,
то здесь обязательное условие - отсутствие
явно выраженных недостатков на лице.
* Стройная
и пропорциональная фигура. Наличие
стройной и пропорциональной
фигуры желательное, но не
* Белые,
ровные зубы. Если у телеведущего
больные дёсны, а зубы не
здоровы, это обязательно
* Приятно
звучащий голос. Вокал - это
главнейшее вербальное
* Выразительность
жестов. Жесты - это необходимый
коммуникативный инструмент
* Доверительность.
Это качество бесценно для
телевизионного общения.
2) Особые качества личности.
Профессия
тележурналиста, а особенно телеведущего
требует от человека соблюдения соответствия
многим факторам и критериям.
Зверева Н.В. выделяет следующие качества
личности тележурналиста:
1) Интерес к людям и природная любознательность.
2) Умение слушать.
3) Умение общаться.
4) Эрудиция.
5) Уверенность в себе.
6) Амбиции.
7) Фанатизм.
8) Искренность.
9) Умение удивлять и удивляться.
Ведущий прямого эфира должен иметь приятный голос, интересную внешность и умение общаться «сквозь» камеру. Необходимо быть коммуникабельным и открытым человеком, сохранять самообладание при большом количестве людей, уметь держать на себе внимание большинства, всегда оставаться в хорошем настроении и расположении духа.