Особенности речевого поведения телеведущего ток-шоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.
Задачи исследования:
Охарактеризовать разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
Провести анализ речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5
б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения…………...…...8
2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15
б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………….18
Заключение……………………………………………………………….....24
Библиографический список…………………………………………….....26

Работа содержит 1 файл

реферат по типмммми.docx

— 298.92 Кб (Скачать)



       С начала 2011 года ТНТ продолжает борьбу с Первым каналом за молодежную аудиторию 18-30. И в июне месяце ТНТ с долей 17,4% вырывается вперед.

         В июне 2011 года ТНТ набрал рекордную долю по аудитории 6-54 - 11,4%, благодаря чему впервые вышел на третье место за месяц среди крупных российских телеканалов.

В I полугодии 2011 года по молодежной аудитории 18-30 ТНТ с долей 15,5% по-прежнему уступает  Первому телеканалу.

2.2. Анализ речевого поведения  телеведущих ОАО «Первый канал»  А.Малахова («Пусть говорят»)  и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»).

              Чтобы перейти к сравнительному анализу речевого поведения,  нам нужно ознакомиться с характером и спецификой ток-шоу «Пусть говорят» и «Окна».

         Передача «Пусть говорят» – совместный проект Первого канала и “Новой компании”. Продюсер телешоу — руководитель Студии спецпроектов Первого канала, дважды лауреат премии ТЭФИ Наталья Никонова, ведущий – Андрей Малахов. Передача тесно переплетается с предыдущими проектами с участием А. Малахова — “Большая стирка” и “Пять вечеров”, оно раскрывает жизненные проблемы, и также популярно, как и прошлые проекты благодаря харизме ведущего. По-прежнему сохранились животрепещущие темы для обсуждения, противоречивость вопросов, острые эмоции участников и гостей15.          

Концепция ток-шоу  ”Окна”, ведущим которого является Дмитрий Нагиев, была заимствована из западноевропейских массмедиа, и  относится к числу законодателей  модельной личности конфликтного телеведущего16. Откровенное обсуждение необычных и жестоких семейных конфликтов часто превращает студию ток-шоу в арену для драки. Личные проблемы героев программы выходят на поверхность и на глазах взволнованной публики переходят в стадию расставления всех точек над "И". Человек истинен на пике эмоций - невозможно удержаться от эмоциональных всплесков и неконтролируемых высказываний. Основные принципы программы: никаких границ, полная свобода! На случай драки в студии всегда находятся представители службы безопасности. В "ОКНАх" нет никакой цензуры и подсадных уток. На площадке свет софитов так меняет человека, что он теряет управляемость.   

 

 

           Чтобы провести сравнительный анализ речевого поведения  телеведущих ОАО «Первый канал»  А.Малахова («Пусть говорят»)  и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»), на основе изученного теоретического материала, мы разработали следующие критерии.

  1. Коммуникативность:

а) Вербальные коммуникации:

      • Тип речи
      • Принцип создания беседы
      • Тип речевого поведения в споре
      • Культура речевого поведения

                б)  Невербальные коммуникации:

    • Жесты и мимика, эмоции
  1. Стратегия речевого поведения
  1. Тактика речевого поведения
  2. Компетентность
  3.    Рассмотрим первый критерий – коммуникативность.

Коммуникативность - это умение эффективно общаться с людьми с разным статусом (зрителями, сотрудниками, руководством телеканала, коллегами, партнерами и т.д.), устанавливать контакты, получать и обрабатывать информацию и доносить ее до зрителей, мастерское владение словом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Эффективность телекоммуникации зависит от того, насколько точно ведущие телепрограмм представляют себе зрителей, на которых они рассчитывают, а также ориентируются на них при воплощении своих творческих замыслов.

а) Вербальные коммуникации -  это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщении.

      • Тип речи

Анализируя речевое  поведение А. Малахова, в первую очередь  стоит отметить, что чаще всего  его речь является социально ориентированной, что обусловлено работой на телевидении. Как было сказано выше, Первый канал – один из главных телеканалов страны, соответственно это предполагает довольно строгую регламентацию речевого поведения телеведущих.

          Характеризуя речевое поведение  телеведущего Д.Нагиева, прежде всего, стоит подчеркнуть, что его речь также является социально ориентированной, что обусловлено работой на телевизионном канале. Поскольку ТНТ – популярный канал, целевую аудиторию которого составляет молодежь, то строгая регламентация речевого поведения для телеведущих не предполагается.

      • Принцип создания беседы

           Так как А. Малахов в каждом  выпуске ток-шоу «Пусть говорят»  выступает в роли интервьюера,  то ему приходится следовать принципу кооперации, чтобы вызвать собеседника на откровенность и получить ответы на интересующие зрителей вопросы. Он старается достигнуть целей общения с собеседником, выяснить интересующие факты, его высказывания и вопросы соответствуют теме разговора, он избегает ненужного многословия и непонятных выражений, что обусловлено знанием целевой аудитории Первого канала.

 Пример: А.М.: «Друзья, давайте скажем спасибо…», женщине пожилого возраста, у которой погибла внучка: «Валентина Федоровна, примите наши соболезнования. Мы понимаем, что потерять внучку не пожелаешь и врагу».

   Д. Нагиев в ток-шоу «Окна» так же выступает в роли интервьюера, но в противовес А.Малахову, он не пытается  вызвать доверие у собеседника, а наоборот,  стремится к кооперации и солидаризации с партнерами по общению за счет использования действенных в этой среде коммуникативных «поглаживаний»:

а) речевых комических форм, каламбуров,  нарушений жанрово-ролевых норм речевого взаимодействия

Пример: Д.Н.: Ты че? Сводница! Ты щас и рюмаху попросишь; Прощелкал, щелкунчик!; Ой, чудеса! Диву даешься! Век живи, век лечись; Зрительница пожилого возраста: Вот в наше время была любовь…/ Д.Н. (заинтересованно): А теперича?;

б) прецедентных феноменов, связанных с народной и массовой культурой 

Пр.: Нас терзают смутные сомненья…; Жена укоряет мужа, показывая на его любовницу: Нашел на кого променять! / Д.Н.: Да сердцу не прикажешь;

в) жаргонизмы, просторечные выражения 

Пр.: Если он бомж, то никто его на улицу не гнал. Сам снюхался, что называется; Ну, приятно, что ты сам допетрил; Да вы хам, Леон! Да вы хам!.

      • Тип речевого поведения

            А. Малахов в своей передаче «Пусть говорят» выступает в тандеме двух типов: «системщик» и «мыслитель».

      Во-первых, он подчеркивает своим речевым поведением формальность обстановки: использует официальное приветствие, такие фразы как «Позвольте мне представить…», «Разрешите мне пригласить в студию…», к участникам ток-шоу и гостям студии обращается на «вы», позволяя себе обратиться на «ты» только к ребенку, подростку или человеку, с которым он лично хорошо знаком.

      Во-вторых, он стремится правильно произносить и употреблять слова и выстраивать высказывания.

      В-  третьих,  А. Малахов в своем ток-шоу опирается на факты, стремится не выражать свои чувства и критично высказывать свое мнение во время передачи, чаще всего говорит спокойно, а также демонстрирует богатый словарный запас и знание не только русского, но и английского языка, не позволяя себе употреблять жаргонизмы, сленг или обсценную лексику.

          Д.Нагиев в своей передаче выступает  « вождем».

В его речи нет грубых нарушений основных литературных норм, соблюдаются нормы общения, проявляется желание шоумена «украсить» свою речь книжной и иноязычной лексикой. В то же время отдельные намеренные нарушения норм гармонического общения способствуют, по замыслу ведущего, успеху передачи в целом.

      Д.Нагиев в отличии от А.Малахова  не умеет грамотно, аргументировано, на хорошем риторическом уровне отстаивать свою точку зрения (не поднимается выше обвинений по принципу «сам дурак») и демонстрируют крайне низкий уровень общей и речевой культуры

Пр.: Д.Н. Вы сказали «я убедюсь». Так убедитесь, пожалуйста; Лифтер: Да надоело! Лифт все время сломан, пока она там… пердолится со всеми! / Д.Н.: Долго слово подбирал?

 

      • Культура речевого поведения 

         Что касается культуры речевого поведения, то А. Малахов обычно не задает несколько вопросов одновременно, внимательно слушает ответы собеседника, однако часто позволяет себе прерывать участников ток-шоу и гостей студии на полуслове, не давая закончить мысль, что позволяет усомниться в его профессионализме. Часто переспрашивает  гостя, стараясь акцентировать внимание.

Пр.- «Вы говорите эти лекарства безопасны?» , «По Вашему мнению, все это случайно».

        Ведущий «Окон» Д.Нагиев с одной стороны должен дистанцироваться от участников телешоу, выполняя роль арбитра, стоящего не столько вне схватки, сколько выше участников противостояния, как в этическом, так и в культурно-речевом отношении.

И Д.Нагиев, и А.Малахов  осуждают героев программы за то, что  они  опустились до публичного обсуждения сугубо личных проблем  

          Пример высказывания Д. Нагиева: Я не знаю, ценный ли вы труд пишете, но мне лично вы неприятны. Вы плохо поступили по отношению к женщине. Вы не проявили того чувства такта, которым должен обладать интеллигентный человек. Поэтому вам я аплодировать не хочу. А маме мы аплодируем. 

                Пр. высказывания А.Малахова: Вы вообще не достойны того, чтобы вас назвали «мать». 

    б)  Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов.
      • Жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы.

        А. Малахов садится рядом с гостем или героем программы, поддерживает визуальный контакт с собеседником, проявляет заинтересованность в речи собеседника, кивая головой.

         Д. Нагиев  постоянно перемещается по студии, переходя с места на место, его жесты агрессивны, резки, неожиданны.

  1. Стратегия речевого поведения

         Как мы говорили ранее, стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

  • Регулятивная стратегия предназначена для изменеия поведения собеседника.
  • Диктальная стратегия имеет цель «информировать собеседника о фактах, событиях объективной реальности, рассуждать, рассказывать, логически осмыслить тему разговора».
  • Модальная стратегия предназначена для выражения своих эмоций, чувств, настроения в отношении речи и коммуникативной ситуации в целом.

 

  1. Тактика речевого поведения

Стоит отметить неизменную тактику ведения беседы А. Малахова: он проявляет заинтересованность в  речи собеседника и старается не задавать неуместных вопросов.

Пр.- «Давай мы перенесемся сейчас в ваш город и  вспомним те события»-в обращении к молодому парню.

В поведении же  Д.Нагиева во время беседы, начинает преобладать стремление разрешить  противостояние героев программы в  форме скандала, с  его правом и обязанностью отчитать, вынести приговор виновным.  

Пр.: Я вот свято верю, что человека нельзя увести. Вот я свято верю, что человек может уйти. И виноват не тот, кто увел, а тот, кто ушел.

 Это приводит  к актуализации отрицательных  коммуникативных черт ведущего. Он превращается в конфликтного  манипулятора, склонного к категоричным, императивным высказываниям, к  частым перебивам и к использованию, направленных на подавление собеседника, конфликтных речевых жанров – колкости и упрека, а также приемов языковой демагогии – доведения аргумента собеседника до абсурда.

  1. Компетентность – совокупность компетенций и наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

       В своем ток-шоу  «Пусть говорят» Андрей Малахов  пытается показать всевозможные стороны жизни в нашей стране,  во всех, даже самых крайних, ее проявлениях. Передача «Пусть Говорят» помогает взглянуть с новой, а порой совсем с неожиданной стороны на проблемы, которые, казалось бы, неразрешимы, а может быть даже о которых никто еще до сих пор не задумывался.  

Как показало проведенное  исследование, противоречивое коммуникативное  поведение Дмитрия Нагиева на съемочной площадке обусловлено  речеповеденческим сценарием «заимствованного»  ток-шоу «Окна» и нацелено на достаточно реалистичное воссоздание коммуникативной  ситуации конфликтного взаимодействия непримиримых противников – героев программы. Д. Нагиев в данной ситуации выполняет несколько функций.

Информация о работе Особенности речевого поведения телеведущего ток-шоу