Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:09, реферат
Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.
Задачи исследования:
Охарактеризовать разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
Провести анализ речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»
Введение…………………………………………………………………….3
1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5
б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения…………...…...8
2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15
б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………….18
Заключение……………………………………………………………….....24
Библиографический список…………………………………………….....26
Разумеется, пишет И. Г. Родченко, массовая коммуникация - лишь одна из форм речевого поведения и далеко не все люди попадают в такие условия. Зато побывать в ситуации конфликта доводилось каждому. Автор считает, что человек проявляет себя именно в ссоре, споре, столкновении интересов. Речевое поведение человека в ситуации эмоционального стресса многое говорит о его личности.
Исходя из этого В. И. Максимов пишет, что выделяется три типа речевого поведения в споре: конфликтный, центрированный и кооперативный.
По словам автора, конфликтный тип - это агрессор или манипулятор, чьи действия открыто или завуалировано направлены против партнера по общению8. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая удовольствие от унижения собеседника. В речевом поведении их отличает неумение замечать окружающее пространство и уменьшать или повышать в зависимости от этого силу голоса. Как правило, они говорят громче, чем требуется и невоздержанны в жестах и словесных оборотах.
Главная особенность людей с центрированным типом речевого поведения, пишет В. И. Максимов, заключается в игнорировании собеседника и концентрации внимания на себе. Более активные эгоцентрики бывают шумными, с выразительной голосовой подачей, яркими словесными образами, но их меньше всего интересует мнение партнера, они слушают и слышат только себя. Более меланхоличные люди центрированного типа могут быть полностью закрыты: отвечают невпопад, неожиданно меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы в жестах, эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило, тихо, тембр голоса - тускл, речь монотонна.
По словам А. Д. Васильева9, телевизионная передача – в высшей степени эффективная форма рекламы товаров и пропаганды идей, способная одновременно воздействовать на многомиллионную аудиторию и склонять ее к принятию определенных решений. Автор пишет, что в сознании многих телезрителей по-прежнему присутствуют представления о СМИ как о рупоре и непременном атрибуте высшей государственной власти, никогда не ошибающейся. Поэтому и словоупотребление в телепередачах зачастую воспринимается в качестве авторитетной нормы, оказывающейся соответственно весьма интересной для исследования.
Причиной заимствования обычно оказывается необходимость обозначения реалий, неизвестных носителям языка-реципиента. Однако в настоящее время телевидение пропагандирует моду на употребление заимствованных слов. Например, относительно недавно в широкое употребление вошли такие слова как шоу-бизнес, кастинг, промоушен, экшн и др.
Самым популярным жанром телепередачи стало ток-шоу, которое А. С. Вартанов определяет как «вид телевизионной передачи, во время которой происходит обсуждение каких-либо проблем»10.
С. А. Муратов в своей книге «Телевизионное общение в кадре и за кадром» пишет о том, что телеведущий является объектом оценки аудитории, перед которой демонстрирует собственную культуру речевого поведения. И если присутствие культуры на экране, как правило, незаметно, то ее отсутствие зрители заметят сразу11. Итак, по мнению автора, телеведущего нельзя считать профессионалом, если он:
Подводя итог сказанному, можно отметить, что выбор речевой тактики зависит не только от сферы общения, но и от психологического типа собеседника, его культурного уровня, моральной установки в момент общения. Эффективность речевого воздействия во многом зависит от методов, уровня риторической грамотности собеседников, правильном использовании коммуникативных стратегий и тактик и выбора их речевого воплощения.
Мы
рассмотрели типы речевого
б) Ток-шоу как жанр
Россия представляет собой особый мир со своей уникальной культурой, которая включает определенные черты культур Запада и Востока, но вместе с тем отличается от них. Массовая культура является неотъемлемой частью культуры в нашем современном мире, которая получила огромное распространение. Телевидение - очень молодой феномен массовой культуры, который давно стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Мало кто из нас представляет день, проведенный без выпуска ново-стей, просмотра фильма или любимой передачи. Но мало кто задумывается о том, что телевидение - еще и мощное средство воздействия. Правильно сконструированный телепродукт приносит своим создателям не только при-быль, но и высокую оценку зрителя.
Вступив в ХХI век, отечественное телевидение - вместе с коренными общественно-политическими, экономическими, социокультурными преобра-зованиями - тоже изменилось радикально:
В последние годы в наших программах все более заметное место занимают передачи с новым для нас названием – ток-шоу. В переводе с английского дословно – разговорное зрелище, разговорное представление. Перенесенное с подмостков эстрады в телевизионные павильоны ток-шоу завоевало широкую популярность у зрителей уже в 60-е годы: сначала в США, затем в Западной Европе, наконец, во всем мире.
Ток-шоу (от англ. talk show — разговорное шоу) — разговорный жанр на телевидении, строящийся на вопросно-ответной форме по предлагаемой ведущим теме, с обязательным участием зрителей в студии, компетентных экспертов и гостей.
Ток-шоу представляют
собой феномен массовой культуры,
возникший в 20 веке и занимающий
достаточно большое место по содержательным,
временным параметрам. Такая их значимость
в массовой культуре связана с
рядом причин. Они заполняют телевизионное
время, в связи с большим количеством
каналов. Чрезвычайно велика социальная
значимость, так как они позволяют
проводить определенные мировоззренческие
ориентиры и тем самым
Сюжетная линия ток-шоу достаточно проста и известна. Зрителю, сталкивающемуся с различными трудностями, дается понять, что его ситуация не уникальна, что он не одинок: есть еще люди, которых волнуют близкие вопросы, и те, кто готов поделиться с ними своим жизненным опытом. Именно ток-шоу позволяет моделировать ситуации, сообща переживать их, заручаясь поддержкой виртуального коллектива, и проговаривать допустимые линии поведения, что восполняет нынешнюю нехватку авторитетных суждений и указаний. Предполагается, что в каждой передаче будет предложено какое-то, хотя бы и промежуточное, решение поставленной проблемы. Потенциально такие программы могут служить освобождению от распространенных культурных страхов и предубеждений.
Жанр ток-шоу раскрывает такие понятные любому зрителю темы любви и ненависти, власти и денег, победы и поражения и, в конце концов, жизни и смерти. Убедительность и неоднозначность характеров, реалистичность сюжета – именно это обеспечило ток-шоу невероятную популярность. Ток-шоу – это своего рода шаблон ситуаций и их решений, которые возникают с нами.
Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашённые собеседники (эксперты) - зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем заданной ему авторами ток-шоу ролью.
Проведение любого ток-шоу требует:
• наличие актуальной или актуально поданной проблемы, задающей содержание разговора (вопросы и ответы);
• участников ток-шоу (ведущие, герои ток-шоу, зрители, эксперты);
• оформления места проведения дела (художественного и музыкального);
• регламента дискуссии (определение времени и приёмов организации общения, выраженных в существующем сценарии);
• необходимого для реализации ток-шоу материально-технического обеспечения.
Современные ток-шоу выносят на передний план темы повседневности. Производители телевизионной продукции рассуждают о перспективности этого направления, об «усталости зрителей от политики» и их желании видеть на экране передачи, отражающие трудности и радости обычной жизни. Под «жизнью» понимается сфера житейских отношений, все то, что связано с устройством семьи, с детьми, родственниками, друзьями, бытовыми вопросами. Реже выпуски программ затрагивают социально значимые проблемы —преступности, экологии, демографии.
Иногда термином "ток-шоу" обозначают любую "разговорную" передачу, например беседу за круглым столом или даже простое интервью в студии, если его берет достаточно популярный, свободно ведущий себя журналист – "звезда" экрана или радиоэфира12.
У любого ток-шоу существуют стратегии и тактики. Т.В.Матвеева отмечает,что речевая стратегия предполагает отслеживание движения к намеченной цели, а также контроль над своей, так и над чужой речью, и выделяет группу генеральных стратегий.
Сопоставим стратегии, выделенные
Т.В.Матвеевой, с типологией И.Н.Борисовой,
представленной в статье «Дискурсивные
стратегии в разговорном
Как видим, в несколько «сокращенном» варианте это те же стратегии, о которых пишет и Т.В. Матвеева.
Вывод: Для того, чтобы правильно вывести критерии сравнения речевого поведения телеведущих ток-шоу, мы рассмотрели основные характеристики ток-шоу, его структуру и элементы, особенности и специфику этого жанра. Опираясь на данные знания и специфику этого телевизионного жанра, мы сможем дать анализ речевому поведению телеведущих ток-шоу «Пусть говорят» А.Малахову и «Окна» Д.Нагиеву.
Глава 2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
2.1. Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и канала «ТНТ»
Мы составили таблицу, в которой привели сравнение телевизионных каналов ОАО «Первый канал» и «ТНТ». Нам необходимо сравнить эти каналы, так как они отличаются своей направленностью, целями деятельности, целевой аудиторией, жанровой структурой вещания, а это сказывается на особенностях речевого поведения ведущих. От жанра телеканала, от особенностей его регламентации напрямую зависят характер и типы речевого поведения.
Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и «ТНТ»
|
ОАО «Первый канал» |
«ТНТ» |
Целевая аудитория |
Доля
молодежи (100% - телезрители всех
телеканалов 18-30 лет): 16,1%. |
Доля
молодежи (100% - телезрители всех
телеканалов 18-30 лет): 14,5%. |
Популярность |
Позиционируется как главный телеканал страны |
Занимает пятое место по популярности среди телеканалов России |
«Возраст» телеканала |
Первый канал ведёт свою историю от Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир с 1951 года, и является старейшим массовым телеканалом в России. В конце 1991 года Центральное телевидение было заменено РГТРК «Останкино» и был основан 1-й канал Останкино, существовавший до 1995 года. 25 января 1995 года было основано ОРТ. 1 апреля 1995 года был образован Первый канал, в то время называвшийся «Общественное российское телевидение» (ОРТ) до 2 сентября 2002 года. Первый канал заменил РГТРК «Останкино» 1 апреля 1995 года. Историческое название «Первый канал» было возвращено телеканалу в 2002 году (хотя название ОРТ упоминается на канале и на его сайте вплоть до наших дней). |
Телеканал ТНТ был основан в 1998 году и принадлежал холдингу «Медиа-Мост». Его название создатели расшифровывали как «Твоё новое телевидение». Изначально канал не имел тенденции к росту и мог в любой момент прекратить своё существование, не выдержав конкурентной борьбы, но мощный рост региональной аудитории, привязанной к региональным сетям и популярные телесериалы 90-х «Улицы разбитых фонарей» и «Агент национальной безопасности» привели к резкому увеличению аудитории телезрителей. |
Охват вещания |
РФ и зарубежье |
975 городов |
Цель деятельности канала |
стремление как
можно более полно |
достижение коммерческого успеха на рынке рекламы, увеличение доли зрительской аудитории |
Жанровую структуру вещания телеканала |
информационные программы, сериалы , телепублицистика, ток-шоу, телевикторины и игры, комедийные и игровые форматы, полнометражные художественные и документальные фильмы (почти всегда — в ночном эфире, по непонятным причинам), трансляции спортивных и общественно-политических событий, зрелищных мероприятий, юмористические шоу |
зрелищные игровые
программы, реалити-шоу, зарубежные фильмы,
современные отечественные |
Жанр телеканала |
Информационно-развлекательный и новостной канал |
Развлекательные канал |
Информация о работе Особенности речевого поведения телеведущего ток-шоу