Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:09, реферат
Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.
Задачи исследования:
Охарактеризовать разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
Провести анализ речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»
Введение…………………………………………………………………….3
1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5
б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения…………...…...8
2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15
б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………….18
Заключение……………………………………………………………….....24
Библиографический список…………………………………………….....26
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновский государственный технический университет
гуманитарный факультет
Кафедра «Политологии, социологии и связей с общественностью»
Дисциплина «Теория и практика массовой информации»
Реферат на тему:
«Особенности речевого поведения телеведущего
ток-шоу »
Студент: Кашичкина Е.С. Сод-31
Ульяновск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
а) Особенности речевого
б) Ток-шоу как жанр
2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
а) Сравнительная
б) Анализ
речевого поведения телеведущих ОАО «Первый
канал» А.Малахова («Пусть говорят»)
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….....26
Введение
Современное российское телевидение - это разнообразие идей, форм, жанров. Многие из них заимствованы с Запада и адаптированы к отечественной действительности. Одним из таких видов телевизионной продукции является ток-шоу (англ. talk show от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация) - особый жанр журналистики, подразумевающий дискуссию, обсуждение какого-либо вопроса. При этом в дискуссии принимают непосредственное участие приглашенные в студию зрители.
Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего.
В ток-шоу ведущий обращается не только к массовому зрителю, но и к гостям студии. Эта двойной адресация считается одним из характерных признаков жанра ток-шоу. Ведущий ток-шоу, несомненно, определяет "лицо" передачи, являясь центральной фигурой ток-шоу, заявляет тему для обсуждения, производит выбор между эксплицитной и имплицитной информацией, делает некоторые выводы, направляет развитие диалога, создает определенный образ себя. Речевые стратегии способствуют максимально эффективной реализации всех целей и нацелены на увеличение силы высказывания.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью описания речевых стратегий и тактик в ток-шоу, которая создается в ходе изучения типовых образцов речевого поведения телеведущих, позволяющих понять алгоритмы быстрого и эффективного достижения коммуникативного результата.
Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.
Задачи исследования:
Обзор литературы. Теоретической и методологической основой реферата послужили работы:
В данной монографии анализируются: структура коммуникативного события, замысел речевой партии коммуниканта, режимы диалоговедения, стандартные механизмы дискурсивного развертывания, типы коммуникативной координации речевого поведения. Опираясь на данную работу, мы рассмотрели особенности речевого поведения в социально ориентированном общении.
Это пособие помогло нам овладеть необходимыми знаниями, направленными на понимание текстов массовой коммуникации, которые во многом определяют социально-психологическую, информационно-языковую и культурную ситуации в обществе. Основываясь на данное пособие, мы рассмотрели условия, позволяющие участникам общения действовать совместно.
В данной статье автор предлагает классификацию речевого поведения участников беседы. В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении
Книга посвящена актуальным вопросам словоупотребления в текстах российского телевидения последних лет. Выводы автора подтверждаются многочисленными примерами, иллюстрирующими основные тенденции лексической динамики в телевещании. На основании данной книги мы сделали вывод, что словоупотребление в телепередачах зачастую воспринимается в качестве авторитетной нормы, оказывающейся соответственно весьма интересной для исследования.
Так же мы опирались на работы Бредермайера К. Искусство словесной атаки», Вартанова А. С. Актуальные проблем телевизионного творчества. На телевизионных подмостках, Введенской Л. А. Русский язык и культура речи, Кузнецова Г. В. Так работают журналисты ТВ, Могилевской Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования и др.
Материалом для исследования послужили репортажи, взятые из программ «Пусть говорят» (Первый) и «Окна» (ТНТ).
1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
а) Особенности речевого
Начать работу следует с ответа на вопрос: что же называется речевым поведением? Согласно словарю1, речевое поведение – это система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно-адекватной тональности и стилистике. По мнению А. А. Князева2,соблюдение определенных форм речевого поведения является чрезвычайно важным для работы в радио и телевизионной журналистике, особенно в диалогических и полилогических жанрах.
Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. «Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем»3.
М. Н. Володина выделяет исходные условия, позволяющие участникам общения действовать совместно:
Данные условия автор называет «принципом кооперации», т.е. требованием к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.
В. М. Березин отмечает основные правила речевого поведения, обусловленные этим принципом:
Однако, «реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Но если нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи»5.
В социальном взаимодействии
особое значение приобретают применяемые
собеседниками речевые
Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д. Стоит отметить, что тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре — мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно.
Типы речевого поведения:
И. Г. Родченко в своей статье «Типы речевого поведения»7говорит о том, что своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Являясь участниками общения, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые цели. Автор подчеркивает, что прогноз вряд ли был бы возможен, если бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях массовой коммуникации.
В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении. Таким образом, И. Г. Родченко предлагает следующую классификацию:
Информация о работе Особенности речевого поведения телеведущего ток-шоу