Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа
Целью исследования является выяснение особенностей массовой прессы города Пензы: ее жанрово-тематической направленности, лексической и синтаксической стороны.
Задачи исследования.
1. Изучение теоретических основ феномена «желтой» прессы.
2. Характеристика «желтой» прессы города Пензы.
3. Описание структуры, тематики и языковых особенностей рассматриваемых изданий, а именно газет «Молодой Ленинец», «Репортер» (Пенза), «Комсомольская правда» (Пенза).
Введение
Глава 1. Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие
Глава 2. Классификация «желтой» прессы
2.1. Типы «желтых» изданий 13
2.2. Тематические особенности «желтой» прессы 15
2.3. Структурно-тематические особенности анализируемых
изданий 26
Глава 3. Жанровая специфика «желтых» газет
3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы 30
Глава 4. Специфика визуальной составляющей
4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы 42
4.2. Заголовочный комплекс 43
4.3. Иллюстрации, цвет 47
Глава 5. Особенности языка «желтой» прессы
5.1. Лексические особенности текстов 51
5.2. Образные средства в текстах «желтой» прессы 57
5.3. Синтаксические особенности материалов 64
Заключение 71
Список использованных источников 74
Что касается массового издания, то параметры, по которым она определяется, являются следующими: продажность, стремление продать свой товар любой ценой; стремление к сенсационности как средству привлечения внимания, поверхностность в отражении окружающего мира; тенденция к ерничеству, осмеянию всего и вся, эклектичность, преобладание количества над качеством, восприятия профессионализма как обладания некоторыми техническими приемами.
Во многом это определение массового издания перекликается с понятием «бульварная», или «желтая» пресса. В дальнейшем в нашей работе под определением «массовая» мы будем подразумевать прежде всего «желтую» прессу.
Михаил Дмуховский, журналист, который также относится к представителям массового издания, выделяет несколько критерии бульварного («желтого») издания.
Игра с языком, причем, иногда заголовок по своему содержанию не соответствует содержанию материала.
Интерес к криминальной тематике. Криминал здесь предстает во всем своем ужасе, с подробными описаниями, что и как произошло.
Внимание к популярным персонам, именуемых «звездами», причем интерес не столько к самим персоналиям, сколько к обстоятельствам их личной жизни, к скандалам вокруг известных имен. Причем, в этом случае пресса становится диффамационной (от лат. Diffamare - лишать доброго имени, порочить). [4]
По мнению идеолога и основателя «желтой» прессы Уильяма Рендольфа Херста, читателя, прежде всего, интересуют события, которые создают элементы его собственной жизни, то есть самосохранение, любовь и размножение, тщеславие. И, соответственно, издание, если оно хочет быть популярным, должно ориентироваться на эти интересы. [5]
Аксель Шпрингер, глава западногерманской информационной империи, пропагандировал культ пяти «Б».
«Бубен» (женский бюст) – предмет, неизменно пользующийся популярностью у любителей эротики;
«Бэби» (ребенок) – фотографии, рисунки детей; всевозможные истории про них (желательно жалостливые) не оставят равнодушными супружеские пары и людей, потерявших детей или мечтающих о их появлении.
«Блад» (кровь) – военные действия, уголовные преступления, убийства; преступники, поножовщина, драки с кровопусканием -– лучшее средство пощекотать нервы большой группе читателей;
«Бетен» (молиться) – символ, притягивающий религиозных людей и сильных мира сего.
«Бестия» (животное) – изображение животных; рассказы о них приковывают к себе внимание любителей всевозможных тварей.
Нужно отметить, что принцип пяти «Б» Акселя Шпрингера используют и такие средства массовой информации, которые претендуют на то, чтобы называться качественными. [5]
По мнению Александра Тертычного, отечественные «желтые» издания в основном используют только три темы – убийства, сексуально патологические и мистические темы. В стране, где долгое время говорить о подобном, тем более с экранов телевизоров и страниц газет, было невозможно, эти темы находят живой отклик. [6]
В нашей работе мы подробно остановимся на анализе следующих газет: «Молодой Ленинец», «Комсомольская Правда-Пенза», «Жизнь», «Репортер» (Пенза) в период с 2006 по 2009 годы. Краткая характеристика данных изданий следующая (данные на 2009 год);
1. «Молодой Ленинец»
«Выпуск общественно-политической газеты "Молодой ленинец" был возобновлен группой пензенских журналистов в феврале 1999 года. Главным девизом творческого коллектива было и остается "Никаких штампов!". Благодаря этому еженедельнику пензяки постоянно находятся в курсе важнейших событий из жизни города и области. Популярная молодежная газета "Молодой ленинец" выходила в Пензе с 1920 года. Подхватив знамя честного и интересного издания, редакция в ее новом составе старается рассказывать обо всем, что волнует наших современников. Оценку этой задачи дали читатели: сегодня "Молодой ленинец" - одна из самых известных газет области» (информация взята с официального сайта газеты).
Главный редактор - Трушин Михаил Федорович. До этого должность главного редактора занимали, В.Вершинин, В.Савельев, Н. Семенова, Н.Наземнова, А. Голдинова, Вл. Вершбовский и др. Объем: 24 полосы. Периодичность: выходит еженедельно по вторникам. Тираж: около 14 000 экземпляров.
2. «Комсомольская Правда» (Пенза)
Главный редактор: Медведева Ольга Николаевна
Объем: 16 полос Периодичность: выходит 5 дней в неделю. Тираж: по России: более 600 тысяч экземпляров.
3. «Репортер» (Пенза»). Еженедельник Издательского Дома "Провинция". Выходит в Пензе с января 2004. Около 70% - 80% материалов в газетах Издательского Дома посвящены жизни регионов.
Главный редактор: Ольга Кукарцева
Объем: 32 полосы. Периодичность: выходит еженедельно по вторникам. Тираж: 17 000 экземпляров.
4. «Жизнь»
Является федеральным изданием. Пензенских материалов крайне мало.
Главный редакторы: А. Габрелянов, Руслан Сагаев
Объем: 18 полос. Периодичность: выходит еженедельно по вторникам. Тираж: около 23 500 экземпляров.
Глава 2
Классификация «желтой» прессы
2.1 Типы «желтых» изданий
В зависимости от наличия типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, в массиве «желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности. Это
1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «желтых». Как мы уже говорили, собственно качественной прессы в России практически нет. К качественным относят такие издания, как «Коммерсант», «Российскую газету» и некоторые другие. Большинство издаваемых газет имеют в себе те или иные черты «желтых» изданий, такие как гороскоп и кроссворд на последней полосе, фотоконкурсы, тематический эклектизм и др.
2. Бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные». К таковым можно отнести пензенские газеты «Комсомольская Правда» (Пенза) и «Молодой Ленинец».
3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности. Ярким представителем этого подвида «желтой» прессы» являлся «Молодой ленинец» с 1999 по 2006 гг.
4. Полупорнографические и порнографические издания. Для них характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных (Девиантность - отклонение от принятых в обществе традиций, норм, форм деятельности и поведения) половых отношений. Ярким примером данного подвида является газета «Жизнь». Собственно пензенских газет этого типа в нашем городе нет. Та же, что рассматривается в нашей работе, распространяется по всей России и не содержит информативных местных вкладок. Материалов с местными новостями крайне мало. [2]
Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией.
Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности.
Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией.
«Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст. [7] Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволили выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы.
2.2. Тематические особенности «желтой» прессы
Из приведенных выше критериев становится ясно, что одним из главных показателей «желтизны» прессы является ее тематическая составляющая.
В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые полосы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания.
Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.
Содержание массовой печати также затронула тенденция к специализации. Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации. Мы выделили два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ. [2]
1) Нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.
2) Превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план. Серьезные темы, отраженные в таких газетах, как «КП», «Жизнь», «Репортер» (Пенза), «Молодой Ленинец» и др., написанные на достаточно высоком уровне, часто уступают ведущее положение развлекательным. У потребителя информации складывается такая картина реальной действительности, в которой невозможно выделить важное и второстепенное, что становится одной из причин когнитивного (когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации) диссонанса. [7]
Объективными показателями ценности той или иной новости является место, занимаемое ею в структуре номера, а также размер материала, посвящённого выбранной теме, в сравнении с другими новостями
«Вирус свиного гриппа привезли в Россию».
«Столичные медики пытаются разработать вакцину против смертельно опасной болезни.
СВИНОЙ грипп специально привезли из Мексики в Москву- российские врачи получили там образцы мутировавшего вируса H1N1.
Его доставили в Россию, чтобы создать вакцину, способную обуздать болезнь. Медики привезли в Москву штаммы свиного гриппа, которые будут изучены в НИИ эпидемиологии…
Симптомы
Признаки свиного гриппа H1N1 такие же, как у обычного, но выражены сильнее. У зараженных наблюдается проблемы с дыханием, жар и чувство невыносимой усталости. Наблюдается, потеря аппетита, кашель опухает горло… По заявлению директора НИИ гриппа в Санкт Петербурге Олега Киселева, человеческий организм пока не имеет антител против свиного гриппа». («Жизнь». №17, 2009)
Приведенная выше заметка находится на пятой полосе, в правом верхнем углу, и занимает примерно одну пятую ее площади. Заголовок набран некрупным шрифтом, иллюстрации мелкие. Между тем на третьей полосе той же газеты располагается статья о личной жизни одной из актрис под названием «Екатерина Вилкова: Я была гадким утенком», объемом в 2\3 полосы. В ней крупные фото постельных сцен с крупным же заголовком. Оставшуюся треть полосы занимает материал «Чадов не простил измены». И тот, и другой материалы выгодно выделяются оформлением и местом в структуре газеты по сравнению с общественно значимой новостью о вакцине от нового гриппа.
Этот случай является характерным примером использования превышения и нивелирования в современных «желтых» изданиях.
Следующей характеристикой рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения, сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.
Во-первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютизируя ее сенсационную и биолого-натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны – порнографической. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует одну цель - привлечь внимание непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. [2]
Информация о работе Особенности массовой прессы города Пензы