Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:01, курсовая работа
В настоящее время реклама занимает большое место в российском информационном пространстве, управляя поведением широкой аудитории с помощью постоянных призывов и настойчивых просьб приобрести бесчисленное множество разнообразных товаров и воспользоваться различными услугами. Используя весь набор приемов пропаганды и постоянно присутствуя в СМИ, реклама формирует сознание всего общества.
Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.
Научный тип сообщений
предполагает особый язык и стиль: однозначное,
не вызывающее разночтений, изложение
специфических научных
Художественный
тип сообщений, в отличие от научного,
характеризуется образностью
Публицистика (от лат.Publicus - общественный) - способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни[10]. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.
Иногда понятие
публицистика воспринимается как синоним
к слову журналистика. Это объясняется
тем, что публицистика, в сущности,
тоже родовое понятие, включающее в
себя произведения, освещающие актуальные
социально-политические и другие проблемы
современности в печати, на радио
и телевидении и в отдельных
печатных изданиях. Публицистика существует
в словесных (устных и письменных),
графических изобразительных (плакат,
карикатура), фото- и кинематографических
(фоторепортаж, документальный фильм),
театрально-драматических и
Если говорить о
видах журналистской
В свою очередь, каждый
из журналистских видов
Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобилипоходили на конные экипажи, а электрические люстры - на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра источником света, независимо от используемой энергии.
Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.
Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь уместно обратиться к методике системного анализа.
Если культуру рассматривать как совокупность объектов и субъектов материальной и духовной деятельности, или некую гиперсистему, то, скажем, искусство как вид духовного освоения действительности и ее преобразования по законам красоты есть самостоятельный и весьма обширный пласт человеческой культуры. Это практически независимая (автономная) система внутри гиперсистемы культурной деятельности человечества. Внутри этой системы существуют подсистемы (или системы более мелкого уровня), такие, как изобразительное искусство, литература, художественный кинематограф и т.д.
Точно так же в идеологический системе можно выделить журналистику, или систему средств массовой информации. Внутри системы СМИ, как мы знаем, существуют подсистемы периодической печати, радио, телевидения и интернет изданий (роды журналистики). Составными частями, или компонентами этих подсистем, можно назвать информационную, аналитическую и художественную публицистику (виды журналистики). Реклама, распространяемая при помощи СМИ (в отличие от directmail, наружной и т.п.), тоже вид журналистики. Наконец, составными частями, или элементами этих компонентов, являются разнообразные жанры, которые, по сути, выполняют роль своеобразных «кирпичиков», из которых строится полноценная журналистская конструкция.
Условимся, что под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков.
В основу жанрового
деления положена не только уже упоминавшаяся
мера типизации. Здесь учитывается
также способ отражения реальной
действительности, тематическое своеобразие,
функциональные особенности, технические
условия создания журналистских
произведений. При помощи этих признаков
все разнообразие журналистской
продукции можно
Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных, радиопрограмма и интернет изданиях. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга - это явление называется диффузией. На «стыке» жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.
Но сколь бы сложной, ни была конструкция журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы - основные жанровые формы.
Некоторые жанры
можно назвать
Для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод - по преимуществу, констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация должна отвечать на вопросы: что? где? когда? Объект аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.
В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.
К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВи использоваться в сети интернет; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.
К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио, ТВ и интернет изданиях.
К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.
Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью - пресс-конференция.Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate- расследовать) журналистики, его так и называют -расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в своеобразное театрализованное представление с участием публики, самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.
1.2 Типология рекламы
Типология рекламы традиционно строится на иных принципах: здесь жанровые особенности уступают содержательным характеристикам, а на передний план выводится понятие целеполагания. До сих пор теоретики рекламы, похоже, считают более важным, какую цель преследует тот или иной материал, нежели то, как он сделан. Однако, в плане профессионального мастерства второе уж не как не менее важно.
Все начиналось очень просто: рекламная классификация, в сущности, укладывалась в два понятия - так называемая прямая реклама или рекламное объявление и, как говорят в англоязычных странах, «адверториал» (advertorial)- нечто промежуточное между объявлением и редакционной статьей в газете, теле- и радиопередачей, в которых рекламный материал выносится из раздела, где господствует шумиха, сообщения громоздятся друг на друга, вместо этого «адветориал» спокойно обсуждает проблему, решаемую при помощи предлагаемого товара или услуги.
По мере совершенствования
рекламной деятельности усложняется
типология рекламы. Сегодня охотно
говорят о престижной или имиджевой
рекламе (ею пользуются для формирования
долговременного образа фирмы, учреждения,
организации), о рекламе марки (тоже
для долговременного выделения
конкретного марочного товара), рубричной
рекламе (для распространения
Американцы, для которых профессионализм - главное в любом деле, классифицируют рекламу с позиции типичных способов ее производства.
Жанрами они называют следующие типы создания рекламных сообщений: прямая продажа, обращение от лица фирмы, рекомендации знаменитостей или специалистов, интервью с покупателем, демонстрация, прямое сравнение товаров, драматизация, музыкальная реклама, анимация. Такая классификация намного удобнее.
К сожалению, в учебниках
по рекламе отсутствует хоть какая-то
попытка рассматривать
2. ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКЛАМЫ В СМИ
Формы рекламы, использующей
слово, весьма разнообразны. Выделяют
зрительную, слуховую и зрительно-слуховую
рекламу. Первую группу - наиболее распространенную
- образуют газетно-журнальная, печатная,
световая, оформительская и фотореклама.
Ко второй группе относятся радиореклама,
устные сообщения и объявления. Третью
группу составляют теле- и интернет
реклама в сопровождении
2.1 Журналистские жанры печатной рекламы
жанр журналистский рекламный
Современная печатная реклама представляет собой сложное, многоаспектное и многоступенчатое образование - от прагматичной, краткойлистовки, внезапной появившейся в вашем почтовом ящике, до красочной страницы с приложением образцов шампуня или крема в дорогом глянцевом журнале. В жанровом отношении эта продукция столь же разнообразна, сколь и сложна для идентификации.
Кратко рассмотрим
традиционные рекламные жанры и
начнем с жанров печатной рекламы. Печатная
реклама, к которой относят каталоги,
буклеты, проспекты, брошюры, плакаты,
рекламные листовки, рекламно-подарочные
издания и т.п., - одно из важнейших
средств распространения
Фирменный каталог- сброшюрованное или переплетенное печатное издание, содержащее систематизированное представление всей коммерческой программы. Его главная особенность - ясное изложение содержания, преимущественная установка на рациональность и логичность, четкое следование основной цели (представить покупателю ассортиментные возможности фирмы и стимулировать большее количество покупок). К жанровой разновидности каталога можно также отнести проспект. Его цели часто близки к целям каталога; главная из них - создать обширное и красочное представление о возможностях фирмы или организации. Проспект сообщает о будущих планах, в то время как каталог о возможностях, имеющихся в наличии.