Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель данной работы - анализ деятельности газеты «Новое время».
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................4-5
I РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
1.1. Общественная ситуация и пресса в начале ХХ века…..………..........6-14
1.2. Система периодической печати в начале ХХ века ….........................15-18
II. «НОВОЕ ВРЕМЯ»: ГАЗЕТА НОВОГО ФОРМАТА
2.1. Уникальные особенности «Нового времени»……………………….19-23
2.2. Отношения «Нового времеми» и представителей власти ..................24-28
2.3. Ведущие авторы издания: трансформация взглядов………………....…29-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................41-42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……........................................................................43-44
Создание партий и партийной прессы сделало систему русской журналистики более современной для начала XX в. «Русская печать стала носить характер, напоминающий политическую прессу Западной Европы и Америки»2, – справедливо заметил журнал «Русское богатство» в 1906.
Эпоха 1905г. ознаменовалась
еще одним заметным явлением в
области печатного слова —
появилось множество
Первая русская
революция открыла путь изданию
газет на национальных языках народов,
населявших Россию (чуваши, татары, узбеки).
В 1905г. появились первые эротические
издания. Дальнейшее развитие получили
журналы искусств («Мир искусств» С. Дягилева,
«Новый путь»
Д. Мережковского, «Весы» В. Брюсова и др.),
театральные и отраслевые издания.
3 июня 1907г.
министр внутренних дел П.А.
Столыпин распустил
III Государственную думу, оказавшуюся
более революционной, чем хотелось бы
правительству. «Столыпинский переворот»
означал окончание революции, все завоевания
почти трех лет борьбы с самодержавием
были сведены на нет. Особенно сильно это
ощутила на себе пресса. «Временные правила
о печати» были отменены, их заменило «Положение
о чрезвычайной охране», устанавливающее
систему штрафов и фактически возрождающее
предварительную цензуру. Современники
писали, что «такого количества штрафов,
приостановок, административных взысканий,
как в 1908г., не было за 40 лет (с 1865 по 1904г.)
истории русской журналистики. Доход казны
от административных штрафов только с
газет за 9 месяцев 1908г. составил около
80 тыс. рублей. Штрафы накладывались 165
раз. Газеты и журналы были полны сообщениями
об очередных репрессиях»3.
Начавшаяся в августе 1914г. Первая мировая война поставила перед русским обществом целый ряд сложнейших вопросов. Одним из самых острых оказался вопрос об отношении к войне. Общий патриотический подъем, охвативший Россию в первые месяцы войны, довольно быстро угас: бездарное командование, поражение на фронте, тяжелое положение в тылу из-за неорганизованности и отсталости страны быстро остудили самые горячие патриотические чувства.
В начале войны русская пресса растерялась, ее деятельность не удовлетворяла даже собственных сотрудников. B.C. Мельгунов – многолетний автор провинциального отдела «Русских ведомостей» в докладе, прочитанном в обществе деятелей периодической печати 28 февраля 1916г. говорил: «Наша печать за самым малым исключением повинна в тяжком грехе распространения тенденциозных сведений, нервирующих русское общество, культивирующих напряженную атмосферу шовинистической вражды, при которой теряется самообладание и способность критически относиться к окружающим явлениям. Война оказала разлагающее влияние на значительную часть нашей печати – она лишила ее морального авторитета»4. Правда, тенденциозную информацию газеты и журналы распространяли часто не по своей воле. Им приходилось довольствоваться только официальными сведениями, так как послать своих корреспондентов па фронт они не могли. В конце июля 1914г. начальникам штабов была дана телеграмма: «Корреспонденты в армию допущены не будут»5. Петербургское телеграфное агентство распространяло «не факты, а вымыслы»6, по выражению одной из газет.
В 1915г. в докладе
царю говорилось о необходимости «более
широкого осведомления отечественной
печати и прессы дружественных России
государств о ходе военных действий»7.
Было разрешено наиболее влиятельным
органам прессы послать своих корреспондентов
в ставку. Однако, даже имея информацию
с фронтов, напечатать
что-либо было трудно. Право цензуровать
газеты и журналы было передано департаменту
полиции, который запрещал даже пометы
на корреспонденциях «из действующей
армии». Иногда из уже набранного материала
цензура вырезала целые куски, и газеты
выходили с белыми пятнами.
К 1917г. положение в стране было крайне тяжелым. Всеобщее недовольство сложившейся ситуацией в России, политикой самодержавного правительства и лично Николая II, военные неудачи, разрушавшаяся от непосильного военного бремени экономика – все это и привело к февральской революции 1917г., которую с энтузиазмом встретили почти все слои русского общества.
Сторонников вокруг императора не было. Он принял решение отречься от престола. 2 марта Николай II подписал отречение от своего имени и от имени сына Алексея в пользу брата Михаила. Чуть позже отрекся от престола и Михаил в пользу народа. Февральская революция закончилась. Главное, чего удалось достичь в эти дни – с 27 февраля по 2 марта – сделать революцию бескровной. Было очень много арестов, избиений, но не было массовой крови.
2 марта 1917г.
страну возглавило Временное
правительство, но оно не
Если практически
вся русская легальная пресса
считала Февраль высшим достижением
в борьбе за демократию и республику,
то после Октября большинство
общественно-политических органов
прессы, как и их сотрудники, оказались
в антибольшевистском, антисоветском
лагере.
26 октября Совет Народных Комиссаров принял
«Декрет о печати». Согласно этому документу,
закрытию подлежали лишь органы прессы,
призывающие к открытому сопротивлению
или неповиновению Рабочему и Крестьянскому
правительству, сеющие смуту путем клеветнического
извращения фактов, призывающие к деянием
явно преступного, уголовно наказуемого
характера. ЗА 1917- 1918 годы было закрыто
множество оппозиционных изданий. Так
отечественная журналистика вступила
в эпоху советской власти.
1.2 СИСТЕМА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
В начале ХХ века количество печатных изданий разной периодичности стремительно увеличивалось. Так в 1913 году существовало 417 газет, 10 из которых выпускались 2 раза в день. Столь интенсивное развитие газет стало новым для России явлением.
Одной из причин
растущей популярности прессы стало
увеличение читательской аудитории. Это
во многом было связано с развитием
капиталистических отношений и
проникновением в массы общественно-
Сложившиеся к началу XX века капиталистические отношения привели к бурному развитию промышленности, возникновению большого количества новых заводов и фабрик. Люди интенсивно мигрировали из деревень в города, внутри которых были сосредоточены типографии газет и журналов.
Деятельность
народничества была направлена на
просвещение безграмотного
Таким образом, поколение начала XX века совсем по-иному стало воспринимать информацию, опубликованную на страницах газет. Газета «стала приобретать иной облик, чем в былые времена, – писал известный журналист С. Мельгунов. – Ее задача удовлетворять вкусам публики, обслуживать переменчивые интересы толпы падкой на сенсации»9.
Обратил внимание
на интерес народа к печатному
слову и известный публицист-
В начале ХХ века на территории России существовали опеределенная ситема газет. Одним из первых выделил основные типы изданий А.В. Пешехонов в 1901 г. Он опирался на скрупулезный статистически анализ. По мнению Пешехонова, в «столице можно выделить три типа газет: «большие» – самые дорогие и влиятельные газеты, рассчитанные на образованные, подготовленные круги читателей; «малые» – газеты, небольшие по объему и более доступные по цене, ориентированные на широкие круги читателей; «дешевые» – газеты, отличающиеся от других не только низкой ценой, но и качеством»11.
Если перевести принятое на рубеже XIX и XX вв. деление газет на «большие», «малые» и «дешевые» на современную терминологию, используемую при анализе европейских и американских газет, то «большая» соответствует понятию «солидная», «малая» – «популярная», а «дешевая» – «желтая» газета. Таким образом, русская журналистика, приблизившаяся в начале XX в. к мировому уровню развития, и в газетном деле повторяла путь, уже пройденный наиболее развитыми странами.
Качественные, «большие» газеты возникли в России первыми. Они были рассчитаны на интеллигентного читателя и являлись изданиями четко выдержанного единого направления, печатали серьезные статьи.
Массовые газеты – продукт рубежа XIX и XX вв., первые из них возникли в самом конце XIX в., когда к активной общественной жизни приходит новый читатель, не подготовленный к восприятию публикаций серьезной, качественной газеты. Это издания с нечетким, хотя в большинстве случаев обличительным направлением, более востребованным широкой аудиторией, учитывающие момент определенной развлекательности, необходимый для привлечения внимания «улицы» – так называли тогда читателей массовых, малых газет.
Согласно Пешехонову бульварные или дешевые газеты изначально существовали только в Санкт-Петербурге. В 1900 г. их было 13. Однако в 1904г. появилась газета, стоившая 1 копейку, которая уже в 1908–1910 гг. распространилась по всей стране в форме многочисленных «Газет-Копеек», сразу же нашедших своего читателя.
Но в конце XIX в. возникло несколько изданий, не вписывавшихся ни в одну из типологических групп, выделенных Пешехонцевым. Такие газеты отличались большой информационной насыщенностью. Они были замечены современниками, однако не были определены. Сегодня подобные СМИ называют информационными.
Благодаря такого рода изданиям у широких слоев населения появилась привычка читать прессу ежедневно, чтобы получать сведения о важных событиях, происходящих в стране и мире, быть в курсе последних новостей. Информационные газеты возникли вслед за «большими», примерно в то же время, что популярная пресса.
Первой представительницей данного типа прессы стала газета «Глвле время», которая была основана А.С. Сувориным, который с уважением относился к печатному слову. Сподвижник хозяина «Нового времени» В.В. Розанов очень точно определил значение его деятельности, назвав Алексея Сергеевича «Ломоносовым русской ежедневной прессы»12.
Благодаря умению освещать самые актуальные темы, мобильности, а также острым фельетонам, размещаемым на страницах «Нового времени», популярность газеты в читательских кругах стремительно роста. Наконец, издание стало одним из наиболее распространенных в империи.
II. «НОВОЕ ВРЕМЯ»: ГАЗЕТА НОВОГО ФОРМАТА
2.1 УНИКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «НОВОГО ВРЕМЕНИ»
О популярности «Нового времени» среди современников можно судить по следующему высказыванию К.К. Арсеньева, являвшегося обозревателем «Вестника Европы», а позже и его редактором: «все читали бойкую, живую, интересную и полную газету, так что в 6 часов вечера на Невском ни у одного газетчика нельзя было найти сегодняшнего номера, хотя газета печаталась одновременно в двух больших типографиях в небывалом для русской печати количестве экземпляров»13. Страницы газеты были насыщены информацией о том, что происходило в городе, стране и мире. Суворин один из первых понял, что издание, которое «заводит себе корреспондентов в Париже, Вене, Лондоне вместо того, чтобы завести их в Киеве, Воронеже, Саратове и проч.»14 быстро потеряет влияние, и осознал важность работы провинциальных корреспондентов.
В типографиях Суворина, по размерам значительно превосходившим типографии других газет, впервые появились машины Деррье, применявшие стереотип. Если раньше типографщик выполнял сразу несколько ролей, являясь и наборщиком, и печатником, и словолитчиком, то теперь каждый из работников выполнял определенные функции. Затем появилась фотоцинкография, благодаря которой страницы «Нового времени» украсили иллюстрации: планы местности и карта Балканского полуострова.
Газету недаром называли русским «Таймс»: делалась она на европейский лад, что отражалось и на внешнем виде издания, и на его содержании. Суворин сумел создать службу собственных корреспондентов в нескольких западных странах, поэтому информация о внешнеполитических событиях, публикуемая в «Новом времени», была оперативна и актуальна.
Информация о работе Новаторство и уникальность газеты "Новое время"