Новаторство и уникальность газеты "Новое время"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ деятельности газеты «Новое время».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................4-5
I РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
1.1. Общественная ситуация и пресса в начале ХХ века…..………..........6-14
1.2. Система периодической печати в начале ХХ века ….........................15-18
II. «НОВОЕ ВРЕМЯ»: ГАЗЕТА НОВОГО ФОРМАТА
2.1. Уникальные особенности «Нового времени»……………………….19-23
2.2. Отношения «Нового времеми» и представителей власти ..................24-28
2.3. Ведущие авторы издания: трансформация взглядов………………....…29-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................41-42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……........................................................................43-44

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

 Создание  партий и партийной прессы сделало  систему русской журналистики более  современной для начала XX в. «Русская печать стала носить характер, напоминающий политическую прессу Западной Европы и Америки»2, – справедливо заметил журнал «Русское богатство» в 1906.

 Эпоха 1905г. ознаменовалась еще одним заметным явлением в  области печатного слова —  появилось множество сатирических иллюстрированных изданий разной периодичности: «Пулемет», «Жало», «Топор», «Зритель», «Жупел», «Бич», «Сатирикон». Общее число подобных изданий исчислялось сотнями. Все они были ультрарадикальными, но с разной политической платформой: от революционных, социалистических до умеренно конституционных и реакционных, погромных. Многие были недолговечны. Главная мишень большинства подобных изданий — самодержавие, Манифест 17 октября, царь Николай II, министры Витте, Дурново. Цветные рисунки и карикатуры дополняли стихи и прозу, широко практиковался жанр пародии.

 Первая русская  революция открыла путь изданию  газет на национальных языках народов, населявших Россию (чуваши, татары, узбеки). В 1905г. появились первые эротические  издания. Дальнейшее развитие получили журналы искусств («Мир искусств» С. Дягилева, «Новый путь»  
Д. Мережковского, «Весы» В. Брюсова и др.), театральные и отраслевые издания.

 3 июня 1907г.  министр внутренних дел П.А.  Столыпин распустил  
III Государственную думу, оказавшуюся более революционной, чем хотелось бы правительству. «Столыпинский переворот» означал окончание революции, все завоевания почти трех лет борьбы с самодержавием были сведены на нет. Особенно сильно это ощутила на себе пресса. «Временные правила о печати» были отменены, их заменило «Положение о чрезвычайной охране», устанавливающее систему штрафов и фактически возрождающее предварительную цензуру. Современники писали, что «такого количества штрафов, приостановок, административных взысканий, как в 1908г., не было за 40 лет (с 1865 по 1904г.) истории русской журналистики. Доход казны от административных штрафов только с газет за 9 месяцев 1908г. составил около 80 тыс. рублей. Штрафы накладывались 165 раз. Газеты и журналы были полны сообщениями об очередных репрессиях»3.

 Начавшаяся в августе 1914г. Первая мировая война поставила перед русским обществом целый ряд сложнейших вопросов. Одним из самых острых оказался вопрос об отношении к войне. Общий патриотический подъем, охвативший Россию в первые месяцы войны, довольно быстро угас: бездарное командование, поражение на фронте, тяжелое положение в тылу из-за неорганизованности и отсталости страны быстро остудили самые горячие патриотические чувства.

 В начале войны  русская пресса растерялась, ее деятельность не удовлетворяла даже собственных сотрудников. B.C. Мельгунов – многолетний автор провинциального отдела «Русских ведомостей» в докладе, прочитанном в обществе деятелей периодической печати 28 февраля 1916г. говорил: «Наша печать за самым малым исключением повинна в тяжком грехе распространения тенденциозных сведений, нервирующих русское общество, культивирующих напряженную атмосферу шовинистической вражды, при которой теряется самообладание и способность критически относиться к окружающим явлениям. Война оказала разлагающее влияние на значительную часть нашей печати – она лишила ее морального авторитета»4. Правда, тенденциозную информацию газеты и журналы распространяли часто не по своей воле. Им приходилось довольствоваться только официальными сведениями, так как послать своих корреспондентов па фронт они не могли. В конце июля 1914г. начальникам штабов была дана телеграмма: «Корреспонденты в армию допущены не будут»5.  Петербургское телеграфное агентство распространяло «не факты, а вымыслы»6, по выражению одной из газет.

 В 1915г. в докладе царю говорилось о необходимости «более широкого осведомления отечественной печати и прессы дружественных России государств о ходе военных действий»7. Было разрешено наиболее влиятельным органам прессы послать своих корреспондентов в ставку. Однако, даже имея информацию с фронтов, напечатать  
что-либо было трудно. Право цензуровать газеты и журналы было передано департаменту полиции, который запрещал даже пометы на корреспонденциях «из действующей армии». Иногда из уже набранного материала цензура вырезала целые куски, и газеты выходили с белыми пятнами.

 К 1917г. положение  в стране было крайне тяжелым. Всеобщее недовольство сложившейся ситуацией  в России, политикой самодержавного правительства и лично Николая II, военные неудачи, разрушавшаяся  от непосильного военного бремени экономика – все это и привело к февральской революции 1917г., которую с энтузиазмом встретили почти все слои русского общества.

 Сторонников вокруг императора не было. Он принял решение  отречься от престола. 2 марта Николай II подписал отречение от своего имени и от имени сына Алексея в пользу брата Михаила. Чуть позже отрекся от престола и Михаил в пользу народа. Февральская революция закончилась. Главное, чего удалось достичь в эти дни – с 27 февраля по 2 марта – сделать революцию бескровной. Было очень много арестов, избиений, но не было массовой крови.

 2 марта 1917г.  страну возглавило Временное  правительство, но оно не справилось  с труднейшими проблемами, стоявшими  перед проигрывающей войну Россией.  Агитация большевиков, их лозунги подготовили переворот Октября 1917г. В ночь с 25 на 26 октября были арестованы министры Временного правительства. 25 октября Военно-революционный комитет опубликовал воззвание «К гражданам России!» о низложении Временного правительства и установление советской власти.

 Если практически  вся русская легальная пресса считала Февраль высшим достижением  в борьбе за демократию и республику, то после Октября большинство  общественно-политических органов  прессы, как и их сотрудники, оказались  в антибольшевистском, антисоветском лагере.   
26 октября Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о печати». Согласно этому документу,  закрытию подлежали лишь органы прессы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеющие смуту путем клеветнического извращения фактов, призывающие к деянием явно преступного, уголовно наказуемого характера. ЗА 1917- 1918 годы было закрыто множество оппозиционных изданий. Так отечественная журналистика вступила в эпоху советской власти.

 
 

 

 1.2  СИСТЕМА  ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В НАЧАЛЕ  ХХ ВЕКА

 

  В начале ХХ века количество печатных изданий разной периодичности стремительно увеличивалось. Так в 1913 году существовало 417 газет, 10 из которых выпускались 2 раза в день. Столь интенсивное развитие газет стало новым для России явлением.

 Одной из причин растущей популярности прессы стало  увеличение читательской аудитории. Это  во многом было связано с  развитием  капиталистических отношений и  проникновением в массы общественно-политического  движения XIX века - народников.

 Сложившиеся к началу XX века капиталистические отношения привели к бурному развитию промышленности, возникновению большого количества новых заводов и фабрик. Люди интенсивно мигрировали из деревень в города, внутри которых были сосредоточены типографии газет и журналов.

 Деятельность  народничества  была направлена на просвещение безграмотного населения  России. Сильнейшее влияние на все  российское общество оказал социокультурный  идеал народничества. Лавров считал, что «поскольку цивилизованное русское меньшинство (интеллигенты) было обязано народу своей свободой от физического труда во имя умственного совершенствования, то и оно должно отдать народу свой долг – просвещая и обучая его»8.

 Таким образом, поколение начала XX века совсем по-иному стало воспринимать информацию, опубликованную на страницах газет. Газета «стала приобретать иной облик, чем в былые времена, – писал известный журналист С. Мельгунов. – Ее задача удовлетворять вкусам публики, обслуживать переменчивые интересы толпы падкой на сенсации»9.

 Обратил внимание на интерес народа к печатному  слову и известный публицист-народник С.Н. Кривенко, который в 1904 г. отмечал, что «рост читателя несомненен и несомненно также, что газета становится все более и более предметом насущной необходимости не одних только богатых классов и интеллигенции, но и простого народа. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, с каким нетерпением и какою разнообразною публикою ждутся на железнодорожных станциях поезда с газетами и как эти газеты быстро расхватываются. То же самое происходит и около почтовых контор в глухих городках в стороне от железных дорог. Газеты сплошь и рядом выписываются в складчину и читаются по очереди или вслух целыми группами»10.

 В начале ХХ века на территории России существовали опеределенная ситема газет. Одним из первых выделил основные типы изданий А.В. Пешехонов в 1901 г. Он опирался на скрупулезный статистически анализ. По мнению Пешехонова, в «столице можно выделить три типа газет: «большие» – самые дорогие и влиятельные газеты, рассчитанные на образованные, подготовленные круги читателей; «малые» – газеты, небольшие по объему и более доступные по цене, ориентированные на широкие круги читателей; «дешевые» – газеты, отличающиеся от других не только низкой ценой, но и качеством»11.

 Если перевести принятое на рубеже XIX и XX вв. деление газет на «большие», «малые» и «дешевые» на современную терминологию, используемую при анализе европейских и американских газет, то «большая» соответствует понятию «солидная», «малая» – «популярная», а «дешевая» – «желтая» газета. Таким образом, русская журналистика, приблизившаяся в начале XX в. к мировому уровню развития, и в газетном деле повторяла путь, уже пройденный наиболее развитыми странами.

 Качественные, «большие» газеты возникли в России первыми. Они были рассчитаны на интеллигентного читателя и являлись изданиями четко выдержанного единого направления, печатали серьезные статьи.

 Массовые  газеты – продукт рубежа XIX и XX вв., первые из них возникли в самом  конце XIX в., когда к активной общественной жизни приходит новый читатель, не подготовленный к восприятию публикаций серьезной, качественной газеты. Это издания с нечетким, хотя в большинстве случаев обличительным направлением, более востребованным широкой аудиторией, учитывающие момент определенной развлекательности, необходимый для привлечения внимания «улицы» – так называли тогда читателей массовых, малых газет.

 Согласно  Пешехонову бульварные или дешевые  газеты изначально существовали только в Санкт-Петербурге. В 1900 г.  их было 13. Однако в 1904г. появилась газета, стоившая 1 копейку, которая уже в 1908–1910 гг.  распространилась по всей стране в форме многочисленных «Газет-Копеек», сразу же нашедших своего читателя.

 Но в конце XIX в. возникло несколько изданий, не вписывавшихся ни в одну из типологических групп, выделенных Пешехонцевым. Такие  газеты отличались большой информационной насыщенностью. Они были замечены современниками, однако не были определены. Сегодня подобные СМИ называют информационными.

 Благодаря такого рода изданиям у широких слоев населения появилась привычка читать прессу ежедневно, чтобы получать сведения о важных событиях, происходящих в стране и мире, быть в курсе последних новостей. Информационные газеты возникли вслед за «большими», примерно в то же время, что популярная пресса.

       Первой представительницей данного типа прессы стала газета «Глвле время», которая была основана А.С. Сувориным, который с уважением относился к печатному слову. Сподвижник хозяина «Нового времени» В.В. Розанов очень точно определил значение его деятельности, назвав Алексея Сергеевича «Ломоносовым русской ежедневной прессы»12.

 Благодаря умению освещать самые актуальные темы, мобильности, а также острым фельетонам, размещаемым  на страницах «Нового времени», популярность газеты в читательских кругах стремительно роста. Наконец, издание  стало одним из наиболее распространенных  в империи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 II. «НОВОЕ ВРЕМЯ»: ГАЗЕТА НОВОГО ФОРМАТА

 

 2.1 УНИКАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ «НОВОГО ВРЕМЕНИ»

 

 О популярности «Нового времени» среди современников можно судить по следующему высказыванию К.К. Арсеньева, являвшегося обозревателем «Вестника Европы», а позже и его редактором: «все читали бойкую, живую, интересную и полную газету, так что в 6 часов вечера на Невском ни у одного газетчика нельзя было найти сегодняшнего номера, хотя газета печаталась одновременно в двух больших типографиях в небывалом для русской печати количестве экземпляров»13. Страницы газеты были насыщены информацией о том, что происходило в городе, стране и мире. Суворин один из первых понял, что издание, которое «заводит себе корреспондентов в Париже, Вене, Лондоне вместо того, чтобы завести их в Киеве, Воронеже, Саратове и проч.»14 быстро потеряет влияние, и осознал важность работы провинциальных корреспондентов.

 В типографиях Суворина, по размерам значительно превосходившим типографии других газет, впервые появились машины Деррье, применявшие стереотип. Если раньше типографщик выполнял сразу несколько ролей, являясь и наборщиком, и печатником, и словолитчиком, то теперь каждый из работников выполнял определенные функции. Затем появилась фотоцинкография, благодаря которой страницы «Нового времени» украсили иллюстрации: планы местности и карта Балканского полуострова.

 Газету недаром  называли русским «Таймс»: делалась она на европейский лад, что отражалось и на внешнем виде издания, и на его содержании. Суворин сумел создать службу собственных корреспондентов в нескольких западных странах, поэтому информация о внешнеполитических событиях, публикуемая в «Новом времени», была оперативна и актуальна.

Информация о работе Новаторство и уникальность газеты "Новое время"