Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа
Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31
В январе 1996 г. был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области».
В блоке мероприятий, связанных с развитием ЗСП, важнейшими явились: развитие морских портов, строительство международной автомагистрали и железной дороги с европейской колеей, развитие фермерства, создание сети предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на переработке местных видов сырья, расширение конверсионного процесса, приватизация машиностроительных предприятий. Однако воплощение в жизнь этих программ одновременно, тем более в короткий срок, было крайне затруднительным. В качестве приоритетных вопросов, по мнению многих экономистов региона и Центра, да и руководящих работников области, следовало бы сосредоточить усилия на решении трех главных проблем:
-
развитие Калининградского
-
развитие международной
-
развитие янтарного
Иными словами, в пределах СЭЗ «Янтарь» было выделено 3 основных субзоны, которые могут стать фундаментом развития зоны свободного предпринимательства9.
Янтарь — ископаемая смола хвойных пород деревьев верхнемелового — палеогенового периода. Имеет весьма широкое применение: для высококачественных изоляторов в радиотехнической промышленности (обладает высокими диэлектрическими и теплостойкими качествами), для производства лака, янтарного масла, для производства ювелирных украшений, искусственных кож, лекарств, стимуляторов роста растений и животных, фотореактивов, пластмасс и др.
В Калининградской области известно несколько крупных месторождений; по оценкам специалистов, даже при полном использовании мощностей янтарного комбината сырья хватит более чем на 100 лет.
В перспективе Калининградская зона должна активнее использовать рекреационные ресурсы, которые весьма благоприятствуют развитию курортно-туристского комплекса, тем более что здесь имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Уже сегодня широкую известность имеют курортно-оздоровительные зоны в Светлогорске, Зеленограде, на побережье.
С
января 1993 г. в Калининградской области
действует режим свободной
Товары, произведенные в особой экономической зоне и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей. К этим товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Товары, ввозимые из других стран в особую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, перерабатываемые в особой экономической зоне и считающиеся произведенными в особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики.
С товаров, ввозимых из других стран в особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются.
Условия экономической жизни в области, определенные статусом ЗСП, можно считать уникальными в российской и мировой практике зон свободного предпринимательства. Она единственная из 89 субъектов Российской Федерации пользуется подобными льготами, да и в мире нет других примеров предоставления права таможенной экстерриториальности столь крупному густонаселенному и экономически освоенному региону. Однако итогом первых десяти лет существования свободной (особой) экономической зоны было ухудшение экономического положения области.
К концу десятилетия ее валовой региональный продукт (ВРП) сократился почти до 45,5% уровня 1990 г. Доля области в совокупном региональном продукте Северо-Запада уменьшилась на 21%, а по величине среднедушевого ВРП она опустилась с 5-го места в 1990 г. на 8-е место в 1993 г. и 9-е в 2000 г. среди 10 регионов округа.
Конечно, 90-е годы не были периодом экономического процветания практически ни для одного из российских регионов, поэтому эти тенденции нельзя считать следствием одной только экономической политики, проводившейся в области.
Вместе с тем основные результаты развития области в 90-е годы вызывали обоснованные сомнения в эффективности этой политики и правильности определенных для нее направлений и приоритетов.
Некоторые исследователи низкую эффективность особого экономического режима в Калининградской области объясняют следующими его основными особенностями:
Непропорциональность: политика экономического развития была сосредоточена на предоставлении таможенных льгот в ущерб другим мерам, в первую очередь поощрению внутренних инвестиций. Вследствие нарушения пропорций такая политика изначально (в теории) не могла привести к существенным позитивным результатам, а на практике в дополнение к имевшимся структурным недостаткам в экономике области чрезмерно возросла роль внешнеторговых операций.
Нестабильность: льготный режим периодически вводился, отменялся и пересматривался, что существенно повышало риски для инвесторов. В результате сдерживающее влияние изменяющихся условий экономической жизни оказалось сильнее положительного эффекта от льгот.
Неопределенность: не были обозначены производственные приоритеты экономической политики России и не было соответствующих государственных инвестиционных программ. В отсутствие мер поощрения капиталовложений в приоритетные секторы промышленности и сельского хозяйства и государственного участия в инвестиционных проектах наиболее привлекательной сферой приложения капитала стало импортное посредничество, превратившееся таким образом в приоритет экономической политики.
Несоразмерность: предоставленные области льготы были чрезмерными с точки зрения трудностей эксклавного положения, на преодоление которых были направлены. Эти льготы не могли быть использованы полностью в самой Калининградской области, что превратило ее в коридор контрабанды. Объемы импорта некоторых товаров значительно превышают фактическое потребление (например, по высокооктановому бензину - более чем в 3 раза). Одним из неизбежных последствий этих чрезмерных льгот стало резкое разрастание теневого сектора, по имеющимся оценкам, составляющего не менее 60% ВРП.
Нерациональность: введение в Калининградской области льготного режима с самого начала было предметом в основном политических дискуссий в России и за ее пределами. Это осложнило разработку и осуществление режима - льготы водились в значительной степени для поддержания в области стабильной социальной и политической обстановки, а контроль за их эффективностью и сама возможность внесения изменений в зависимости от результатов оказались под политическим давлением. В результате льготы как своеобразный индикатор отношений с Центром стали самостоятельной целью экономической политики России в Калининградской области10.
7
декабря 2001г. постановлением
К настоящему времени выявился ряд позитивных и негативных последствий действия "зонального" механизма. К позитивным результатам действия режима ОЭЗ относятся:
- реструктуризация областной экономики;
- адаптация предпринимателей к эксклавному положению региона, появление многочисленных новых предприятий, освоение старыми производствами современной конкурентоспособной продукции;
-
наполнение потребительского
-
обеспечение занятости
-
сохранение области в
Негативные аспекты включают:
- высокую степень зависимости экономики региона от режима свободной таможенной зоны, преобладание сборочных технологий в промышленности;
-
экспансию неформального
-
возникновение жесткой
С началом экономического роста в России в 1999 г. в Калининградской области быстро развивается импортозамещающее производство. Повышается роль области в российских внешнеторговых перевозках. Наблюдавшийся до этого более глубокий, чем в среднем по стране, экономический спад сменился более быстрым подъемом. За период 1999-2003 гг. объем промышленного производства в Калининградской области увеличился на 95% против 37% в среднем по РФ. В области быстрее среднего по России росли инвестиции (более чем в 4 раза), транспортные перевозки, обслуживание экспортно-импортных связей, отечественный и зарубежный туризм. ВРП в 2002 г. увеличился на 9,5%, в 2003 г. — на 11,5%. Среднегодовые темпы роста ВРП в Калининградской области выше средних по стране (притом, что в России темпы роста ВВП выше, чем в Прибалтике, Польше и странах ЕС).
Структура импорта товаров из-за рубежа и вывоза произведенной в области продукции в другие регионы России свидетельствует о новой импортозамещающей специализации области. Вывоз калининградской продукции на остальную территорию России достиг в 2003 г. 1120 млн. долл. против 759 млн. в 2002 г., 619 млн. в 2001 г. и 424 млн. долл. в 2000 г.11
В
настоящее время экономика
Проект нового закона об ОЭЗ, представленный Минэкономразвития, предусматривает коренную трансформацию механизма компенсации потерь от эксклавности региона и, в частности, переход от таможенных преференций к налоговым льготам для новых предприятий, ведущих масштабную инвестиционную деятельность. Льготы предусматриваются по:
- налогу на прибыль: нулевая ставка в течение первых шести лет, 50-типроцентная ставка в течение следующих шести лет;
- налогу на имущество: нулевая ставка в течение шести лет;
- налогу на операции с ценными бумагами: нулевая ставка.
Для
уже действующих в ОЭЗ
Оценивая
предоставленные налоговые
Принципиальный вопрос: будут ли создаваться новые предприятия и отрасли или возможна эволюция нынешнего производственного потенциала от импортозамещения к экспортной ориентации? По мнению специалистов, наиболее приемлемым вариантом региональной специализации является постепенный, а главное, естественный (то есть инициируемый самими предприятиями-резидентами) переход от импортозамещения к экспортно ориентированным производствам: такая схема развития региона соответствует "скандинавской модели" интернационализации.
Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике