Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа
Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31
Второй этап (1990—1991). Этот этап ознаменовался принятием целого ряда нормативно-правовых актов, которое положило начало созданию и деятельности СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, «Находка» — в Приморском крае, «Даурия» — в Читинской области и др.
Второй
период был также отмечен
Так, 1990 г. был создан специальный орган — Консультативный совет по ЗСП при Антимонопольном комитете, на который возлагается ответственность за создание ЗСП в стране.
В 1991 г. в России учреждается Международная ассоциация развития зон свободного предпринимательства (МАРЗСП), цель создания которой — поддержка территориальных инициатив и отбор новых форм и методов управления в период перехода к рынку, разработка нормативно-правовых документов, программ практической реализации проектов ЗСП. МАРЗСП дала свое определение ЗСП в России, в соответствии с которым ЗСП — «это особые территориально-хозяйственные образования, как правило, открытые для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующей экономическому, научно-техническому, экологическому, социальному развитию России, специально создаваемые путем дополнительного делегирования им федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий, с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления».
Итогом второго периода становления ЗСП в России стала значительная популяризация у региональных властей идеи создания ЗСП. К началу 1991 г. в Госплан поступило 350 предложений о создании ЗСП в различных регионах страны. Из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. В конечном итоге, ВС РСФСР принял предложения 11 региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде («Ленинградская зона свободного предпринимательства»), Выборге (ЗСП «Выборг»), Зеленограде (Технополис «Зеленоград»), Находке (ЗСП «Находка»), Калининградской (СЭЗ «Янтарь»), Сахалинской (ЗСП «Сахалин»), Читинской (ЗСП «Даурия»), Кемеровской (ЗСП «Кузбасс»), Новгородской (ЗСП «Садко») областях, Алтайском крае (ЗСП «Алтай», эколого-экономическая зона «Горный Алтай»), Еврейской автономной области (ЗСП «Ева»).
Второй
этап становления ЗСП в России отличался
от первого не только более активной работой
по внедрению ЗСП в экономику России и
изданием целого ряда нормативно-правовых
актов. Несколько изменилась концепция
построения ЗСП. Так, если на первом этапе
предполагалось создавать ЗСП как компактные
территории, то на втором этапе статус
ЗСП получали такие административно-
Но
распад СССР и возникшая в связи с этим
новая геополитическая обстановка, в которой
оказалась Россия, не лучшим образом отразились
на становлении ЗСП: практика создания
ЗСП приобрела, по сути, беспорядочный
характер, административно-
Третий этап становления ЗСП в России (1992—1994). Результаты функционирования ЗСП в России к 1992 г. оказались неутешительными: из числа создаваемых ЗСП лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. Назрела необходимость принятия эффективных мер по стабилизации сложившейся ситуации. В первую очередь необходимо было сформировать единую для всей страны правовую базу создания и деятельности ЗСП в России.
04.06.1992 г. был издан указ Президента РФ № 548 "О некоторых мерах по развитию зон свободного предпринимательства в Российской Федерации"», в котором подтверждалось действие прежних льгот для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, льгот для российских предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности. В 1993 г. принимается Таможенный кодекс Российской Федерации и закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», указ Президента РФ от 27.09.1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Вышеперечисленные нормативно-правовые акты имели важное значение для функционирования ЗСП в России. В них нашел отражение курс на ликвидацию гигантских ЗСП либо их преобразование в компактные таможенные зоны с внешнеэкономической ориентацией. Закон «О таможенном тарифе» уменьшил число предоставляемых свободным экономическим зонам льгот.
Четвертый этап становления ЗСП в России ведет отсчет с 1995 г., когда Правительством РФ был выработан новый законопроект о зон свободного предпринимательстваах.
В указанный период был издан еще ряд нормативно-правовых актов (преимущественно подзаконного характера) относительно ЗСП. Это письмо ГТК России от 01.03.1995 г. № 01-13/2953 «Об особенностях функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия"», указ Президента РФ от 22.03.1995 г. № 300 «О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария"», указ Президента РФ от 18.05.1995 № 495 «О социально-экономическом развитии Калининградской области», постановление Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1244 «О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории зон свободного предпринимательства», постановление Правительства РФ от 11.06.1996 г. № 701 «О создании региона интенсивного экономического развития "Осетия"» и др.
09.07.1999 г. появился закон РФ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который заменил соответствующий I закон 1991 г. Однако, в отличие от закона «Об иностранных инвестициях» 1991 г., закон 1999 г. не содержит вопросов, касающихся ЗСП.
Результаты эксплуатации ЗСП в России трудно назвать в полной мере положительными. Зарубежный опыт, перенесенный без должного осмысления на почву российской экономики ни к чему хорошему не привел. Большинство из созданных зон оказались нежизнеспособными, а те из них, которые все-таки продолжают функционировать (например, «Находка», «Янтарь», «Выборг»), имеют уровень эффективности весьма далекий от мировых аналогов. Причины таких результатов:
1.
Отсутствие продуманной
2.
Отсутствие стабильной, учитывающей
международную практику
3.
Неумение (или нежелание) управлять
процессом функционирования
4.
Поспешность, с которой
5. Не были выработаны четкие
критерии выбора места
6.
Негативную роль сыграло
7.
Нестабильная политическая
Все вышеизложенные факторы привели к тому, что идея ЗСП оказалась в России дискредитированной, а результаты функционирования таких зон неэффективными. Однако это отнюдь не означает, что идея ЗСП не имеет перспектив в России. Мировая практика показывает, что при продуманной организации зоны свободного предпринимательства могут явиться эффективным механизмом вывода регионов и страны в целом из кризиса.
22
июля 2005г. был принят федеральный
закон РФ «Об особых
Принятие этого закона имеет огромное значение в целях упорядочения многочисленных нормативно-правовых актов, принятых по вопросу ЗСП.
Несколько данных о Калининградской области. Площади — 15,1 тыс. км. Население — около 1 млн чел. Высокий уровень урбанизации: в городах и поселках городского типа просеивает около 80% всего населения. Имеет выгодное географическое положение: непосредственная близость к развитым странам Западной Европы, незамерзающие морские порты. Благоприятные климатические условия, значительные водные ресурсы. На континентальном шельфе открыты месторождения природного газа и нефти. Этот регион нередко называют «янтарным краем», ибо здесь сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря. В 1993—1994 гг. структура промышленности характеризовалась значительным преобладанием пищевой промышленности (в основном рыбопромышленного комплекса), машиностроения (судостроение, приборостроение, вагоностроение, военно-промышленное производство), лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Вопрос о создании ЗСП в Калининградской области был поднят ее руководителями еще в конце 80-х гг. Но реальное воплощение эти идеи получили вскоре после августовского путча 1991 г., когда Совет Министров РСФСР утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области».
Цели создания СЭЗ «Янтарь» определялись так:
- ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
- повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
- обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;
-
развитие производства
-
отработка новых форм
В состав СЭЗ «Янтарь» вошли территория Калининградской области и прилегающие к ней районы континентального шельфа и экономической зоны России. В состав ЗСП не включались те районы Калининградской области, которые были связаны с обеспечением обороны страны.
Действие «Положения» распространялось на все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории ЗСП. Эти предприятия получили наименование «предприятия-резиденты СЭЗ «Янтарь».
Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике