Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Роль ЗСП в российской экономике.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

   Второй  этап (1990—1991). Этот этап ознаменовался принятием целого ряда нормативно-правовых актов, которое положило начало созданию и деятельности СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, «Находка» — в Приморском крае, «Даурия» — в Читинской области и др.

   Второй  период был также отмечен формированием  специальных структур, занимающихся вопросами создания ЗСП в России.

   Так, 1990 г. был создан специальный орган  — Консультативный совет по ЗСП при Антимонопольном комитете, на который возлагается ответственность за создание ЗСП в стране.

   В 1991 г. в России учреждается Международная ассоциация развития зон свободного предпринимательства (МАРЗСП), цель создания которой — поддержка территориальных инициатив и отбор новых форм и методов управления в период перехода к рынку, разработка нормативно-правовых документов, программ практической реализации проектов ЗСП. МАРЗСП дала свое определение ЗСП в России, в соответствии с которым ЗСП — «это особые территориально-хозяйственные образования, как правило, открытые для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующей экономическому, научно-техническому, экологическому, социальному развитию России, специально создаваемые путем дополнительного делегирования им федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий, с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления».

   Итогом  второго периода становления  ЗСП в России стала значительная популяризация у региональных властей идеи создания ЗСП. К началу 1991 г. в Госплан поступило 350 предложений о создании ЗСП в различных регионах страны. Из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. В конечном итоге, ВС РСФСР принял предложения 11 региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны учреждались в городах Ленинграде («Ленинградская зона свободного предпринимательства»), Выборге (ЗСП «Выборг»), Зеленограде (Технополис «Зеленоград»), Находке (ЗСП «Находка»), Калининградской (СЭЗ «Янтарь»), Сахалинской (ЗСП «Сахалин»), Читинской (ЗСП «Даурия»), Кемеровской (ЗСП «Кузбасс»), Новгородской (ЗСП «Садко») областях, Алтайском крае (ЗСП «Алтай», эколого-экономическая зона «Горный Алтай»), Еврейской автономной области (ЗСП «Ева»).

   Второй  этап становления ЗСП в России отличался от первого не только более активной работой по внедрению ЗСП в экономику России и изданием целого ряда нормативно-правовых актов. Несколько изменилась концепция построения ЗСП. Так, если на первом этапе предполагалось создавать ЗСП как компактные территории, то на втором этапе статус ЗСП получали такие административно-территориальные образования, как края и области. Цели создания зон на втором этапе уже не ограничивались экспортной направленностью, льготы предоставлялись широкому кругу предприятий, а не только совместным предприятиям.

   Но  распад СССР и возникшая в связи с этим новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия, не лучшим образом отразились на становлении ЗСП: практика создания ЗСП приобрела, по сути, беспорядочный характер, административно-территориальные образования самостоятельно объявляли о принятии статуса ЗСП. Подавляющее большинство проектов ЗСП потерпело крах, в первую очередь, вследствие их гигантизма и разрыва связей между предприятиями, расположенными в различных регионах и республиках СССР. Наложило свой отпечаток и нарастание кризисных экономических процессов в стране. Необходимо было принятие продуманных мер по выводу страны из кризиса6.

   Третий  этап становления ЗСП в России (1992—1994). Результаты функционирования ЗСП в России к 1992 г. оказались неутешительными: из числа создаваемых ЗСП лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. Назрела необходимость принятия эффективных мер по стабилизации сложившейся ситуации. В первую очередь необходимо было сформировать единую для всей страны правовую базу создания и деятельности ЗСП в России.

    04.06.1992 г. был издан указ Президента  РФ № 548 "О некоторых мерах  по развитию зон свободного предпринимательства в Российской Федерации"», в котором подтверждалось действие прежних льгот для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, льгот для российских предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности. В 1993 г. принимается Таможенный кодекс Российской Федерации и закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», указ Президента РФ от 27.09.1993 г. № 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями». Вышеперечисленные нормативно-правовые акты имели важное значение для функционирования ЗСП в России. В них нашел отражение курс на ликвидацию гигантских ЗСП либо их преобразование в компактные таможенные зоны с внешнеэкономической ориентацией. Закон «О таможенном тарифе» уменьшил число предоставляемых свободным экономическим зонам льгот.

   Четвертый этап становления ЗСП в России ведет отсчет с 1995 г., когда Правительством РФ был выработан новый законопроект о зон свободного предпринимательстваах.

   В указанный период был издан еще  ряд нормативно-правовых актов (преимущественно подзаконного характера) относительно ЗСП. Это письмо ГТК России от 01.03.1995 г. № 01-13/2953 «Об особенностях функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия"», указ Президента РФ от 22.03.1995 г. № 300 «О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария"», указ Президента РФ от 18.05.1995 № 495 «О социально-экономическом развитии Калининградской области», постановление Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1244 «О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории зон свободного предпринимательства», постановление Правительства РФ от 11.06.1996 г. № 701 «О создании региона интенсивного экономического развития "Осетия"» и др.

   09.07.1999 г. появился закон РФ № 160-ФЗ  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», который заменил соответствующий I закон 1991 г. Однако, в отличие от закона «Об иностранных инвестициях» 1991 г., закон 1999 г. не содержит вопросов, касающихся ЗСП.

   Результаты эксплуатации ЗСП в России трудно назвать в полной мере положительными. Зарубежный опыт, перенесенный без должного осмысления на почву российской экономики ни к чему хорошему не привел. Большинство из созданных зон оказались нежизнеспособными, а те из них, которые все-таки продолжают функционировать (например, «Находка», «Янтарь», «Выборг»), имеют уровень эффективности весьма далекий от мировых аналогов. Причины таких результатов:

   1. Отсутствие продуманной долгосрочной  стратегии развития ЗСП.

   2. Отсутствие стабильной, учитывающей  международную практику нормативно-правовой базы ЗСП.

   3. Неумение (или нежелание) управлять  процессом функционирования созданных  ЗСП, а также недостаточность творческой инициативы на правительственном уровне (ни по одной из этих зон не были утверждены технико-экономические показатели, сроки и условия их достижения) привели к серьезным нарушениям финансово-экономической и хозяйственной деятельности в созданных ЗСП, невыполнению Правительством РФ принятых на себя обязательств, снятию или резкому сокращению ранее предоставленных льгот и фактическому закрытию или частичной ликвидации этих проектов.

   4. Поспешность, с которой руководители  некоторых регионов стремились  создавать ЗСП, привела к определенным упущениям, просчетам и в уже принятых документах, и в создаваемой проектной документации. По мнению специалистов Международной ассоциации развития ЗСП (МАРЗСП), наиболее характерными недостатками в ранее принятых документах по ЗСП являются: во-первых, отсутствие в ряде программ разделов, определяющих цели, задачи и этапы создания ЗСП, объем потребных инвестиций и источники получения необходимых материальных и финансовых средств; во-вторых, значительное число продекларированных льгот, предоставленных субъектам федерации, что спровоцировало стремление решать вопросы создания ЗСП на местном уровне; в-третьих, игнорирование в ряде случаев необходимого подготовительного и переходного этапов, в течение которых должны быть проведены приватизация, формирование финансово-экономической инфраструктуры.

    5. Не были выработаны четкие  критерии выбора места размещения  зон. Такие зоны, как «Алтай»,  «Кузбасс» и ряд других, расположены в глубинных регионах страны, не имеющих выхода на экономически выгодные международные коммуникации, что снижает интерес иностранных инвесторов к данным проектам.

   6. Негативную роль сыграло увлечение  гигантскими масштабами ЗСП. Так, только за неполный год (июль 1990 г. — июнь 1991 г.) Верховный Совет СССР официально закрепил статус ЗСП за 11 регионами общей площадью более 1 млн. км2 (7 % территории России) и населением в 18,5 млн. человек (13 %), что превышало совокупные размеры всех имеющихся в мире ЗСП, вместе взятых. По зарубежному опыту для нормального обустройства 1 км2 экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40—45 млн. долларов США, таможенно-торговой — 10—15 млн. долларов. Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать ЗСП на всей территории — 432 тыс. км2, или Алтайский край — 262 тыс. км2?

   7. Нестабильная политическая ситуация  в России (особенно это касается  периода 1991—1993 гг.), вследствие чего  идея ЗСП стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках так называемой суверенизации бывших союзных республик, а распад СССР привел к разрыву сложившихся экономических связей между субъектами хозяйствующей деятельности, оказавшихся на территориях разных государств.

   Все вышеизложенные факторы привели  к тому, что идея ЗСП оказалась в России дискредитированной, а результаты функционирования таких зон неэффективными. Однако это отнюдь не означает, что идея ЗСП не имеет перспектив в России. Мировая практика показывает, что при продуманной организации зоны свободного предпринимательства могут явиться эффективным механизмом вывода регионов и страны в целом из кризиса.

   22 июля 2005г. был принят федеральный  закон РФ «Об особых экономических  зонах в РФ» №116-ФЗ. Согласно этому закону  «Особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». В России «особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы7». Особые экономические зоны в России являются аналогом общепринятого понятия зон свободного предпринимательства8.

   Принятие  этого закона имеет огромное значение в целях упорядочения многочисленных нормативно-правовых актов, принятых по вопросу ЗСП.

2.2. Формирование и  функционирование  особой экономической  зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области

 

   Несколько данных о Калининградской области. Площади — 15,1 тыс. км. Население — около 1 млн чел. Высокий уровень урбанизации: в городах и поселках городского типа просеивает около 80% всего населения. Имеет выгодное географическое положение: непосредственная близость к развитым странам Западной Европы, незамерзающие морские порты. Благоприятные климатические условия, значительные водные ресурсы. На континентальном шельфе открыты месторождения природного газа и нефти. Этот регион нередко называют «янтарным краем», ибо здесь сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря. В 1993—1994 гг. структура промышленности характеризовалась значительным преобладанием пищевой промышленности (в основном рыбопромышленного комплекса), машиностроения (судостроение, приборостроение, вагоностроение, военно-промышленное производство), лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Вопрос о создании ЗСП в Калининградской области был поднят ее руководителями еще в конце 80-х гг. Но реальное воплощение эти идеи получили вскоре после августовского путча 1991 г., когда Совет Министров РСФСР утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области».

     Цели создания СЭЗ «Янтарь» определялись так:  

   - ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

   - повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

   - обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;

   - развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

   - отработка новых форм хозяйствования  в условиях перехода к рыночной  экономике.

   В состав СЭЗ «Янтарь» вошли территория Калининградской области и прилегающие к ней районы континентального шельфа и экономической зоны России. В состав ЗСП не включались те районы Калининградской области, которые были связаны с обеспечением обороны страны.

   Действие  «Положения» распространялось на все  предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории ЗСП. Эти предприятия получили наименование «предприятия-резиденты СЭЗ «Янтарь».

Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике