Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа
Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.
В системе мировых хозяйственных связей зоны свободного предпринимательства предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Создание и функционирование ЗСП во всех их разновидностях способствует общему подъему экономики на национальном и региональном уровнях. Довольно быстрое распространение ЗСП подтверждает их положительную роль как важного института мировой экономики, способствующего ускорению хозяйственного развития, повышению его устойчивости, привлечению внешних ресурсов роста.
В условиях ограниченности, а тем более дефицита ресурсов, в Российской Федерации выступают как реальный и достаточно эффективный инструмент включения национальных экономик в мировое хозяйство. Они ориентированы на активную внешнеэкономическую деятельность, большую восприимчивость к современной технике и технологиям, создание целевых производств, соответствующей инфраструктуры, применение особых методов и форм финансовой, инновационной, производственно-сбытовой, внешнеторговой деятельности. Являясь частью территории страны, ЗСП выступают вместе с тем как практический рычаг адаптации всей национальной экономики к мировому хозяйству, ускоряя этот процесс.
Роль, место и формы ЗСП серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, в том числе и России, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики.
Одной из форм международного взаимодействия и экономической интеграции является практика создания зон свободного предпринимательства. Этот институт имеет многолетнюю историю, и практика создание различного рода свободных территорий существует уже давно. Сегодня в мире, по различным оценкам, функционирует более тысячи зон свободного предпринимательства, почти в 100 странах мира1. Распространение ЗСП в мировом хозяйстве явилось отражением новых экономических подходов и тенденций, связанных с поиском новых, эффективных путей развития отдельных регионов. Не обошел этот институт и Россию.
Однозначного определения ЗСП в научной литературе нет. Это обусловлено многообразием их типов, различными целями их создания и множеством функций, которые они выполняют.
Первые советские ученые - авторы публикаций о ЗСП считали (при всем многообразии ЗСП и их определений), что речь, по существу, идет об одном и том же явлении - создании хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенную обособленность в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории страны (иногда ЗСП охватывают всю территорию страны), тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.
Большой
экономический словарь
Зоны свободного предпринимательства – ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.3
Гл. 8 Таможенного кодекса РФ регламентирует правовой режим магазина беспошлинной торговли. В соответствии со ст. ТКРФ, под магазином беспошлинной торговли понимается таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами РФ) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
Прежде чем дать окончательное определение ЗСП, необходимо выделить основные черты, присущие этому образованию:
1.
Применение различных видов
- внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
-
фискальных, связанных с налоговым
стимулированием конкретных
- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде (за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов), так и косвенно (в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т. п.);
-
административных, упрощающих процедуры
регистрации предприятий,
2.
Наличие локальной,
3.
Поддержка со стороны
4. Любая ЗСП имеет свою границу. Этот признак достаточно существенен: как бы ни организовывалась ЗСП, она всегда отделена от остальной страны таможенной границей. Но, хотя ЗСП и обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью территории того или иного государства с общим пограничным режимом. Очевидно, является неверным рассмотрение зон свободного предпринимательства как проявление своего рода политической автономии.
5. Можно также выделить такую черту, свойственную для любых ЗСП, как способность к диффузионному расширению и распространению своих границ на другие, связанные с ними непосредственно или опосредованно, хозяйственные сферы, отрасли, территории. В основе этого лежит тот факт, что, несмотря на определенную обособленность, ЗСП всегда остаются неотъемлемой частью национального государственного организма. Поэтому все последствия их развития (как позитивные, так и негативные) должны в большей или меньшей степени отразиться на национальной экономике.
Таким образом, «Под ЗСП понимается определенная территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной конкретной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных, льготных механизмов регуляции общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению ее границ»9.
Иными словами, ЗСП — это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в ЗСП охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в ЗСП могут иметь также акты Трудового и Социального законодательства.
При создании ЗСП правительствами государств ставятся различные цели, которые условно можно объединить в следующие группы:
1. Экономические цели:
- привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;
-
использование преимущества
-
развитие внешнеэкономических
-
предоставление доступа к
-
отход от существующей
-
увеличение числа промышленных
предприятий на территориях
2. Социальные цели:
- ускорение развития отсталых регионов за счет усиления их инвестиционной привлекательности и, как следствие, увеличения концентрации в пределах зон различных ресурсов (людских, денежных и т.п.), что приведет к росту уровня экономического развития страны в целом;
-
повышение занятости населения,
-
создание слоя
-
удовлетворение потребности
3.
Производственные и научно-
-
привлечение и внедрение
-
ускорение внедренческих и
-
изучение на практике
- привлечение зарубежных ученых и специалистов.
-
развитие производственно-
Цели создания ЗСП могут варьироваться в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, а иногда и политических условий.
Россия имеет некоторый практический опыт создания ЗСП на своей территории. В заключение хотелось бы отметить Цели, которые ставились при создании ЗСП в России, были отражены в советской Концепции создания ЗСП в СССР, выработанной Советом Министров СССР при участии Госплана СССР в 1988— 1990 гг.:
-
обеспечение ускоренного
-
широкое использование при
-
создание условий для
-
постепенный перевод
-
активное включение экономики
страны в систему
Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике