Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 00:02, курсовая работа
Заметным явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических отношений становятся зоны свободного предпринимательства. Зоны свободного предпринимательства – это важный институт мирового хозяйства, особая форма международной экономической интеграции. Обычно это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговыми, таможенными, инвестиционными, валютно-финансовыми и налоговыми режимами, поощряющими хозяйственную деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТИПОЛОГИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Понятие, сущность и признаки зоны свободного предпринимательства 4
1.2. Классификация зон свободного предпринимательства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 11
2.1. Этапы становления ЗСП и их роль в России 11
2.2. Формирование и функционирование особой экономической зоны на примере ОЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 31
Несмотря на то, что положения Концепции не удалось реализовать в полной мере (в первую очередь, вследствие несовместимости отдельных положений Концепции с действовавшим общенациональным режимом хозяйствования), данный документ явился прогрессивным шагом в создании ЗСП в России.
Выделяют несколько основных типов ЗСП, разграничиваемых по определенным признакам:
- по уровню и кругу решаемых задач: складские, транзитные зоны, свободные порты; промышленные и экспортные; научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры; комплексные, многопрофильные ЗСП;
- по размерам территорий: точечные (фирма, склад, терминал); территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки); особо крупные (регионы);
- по направлениям и сферам хозяйственной специализации: предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля; секторального (добыча, обработка, услуги), функционального (банковская, коммерческая деятельность);
- по участвующим сторонам и особенностям расположения: международные, приграничные.
Исторически первые и логически наиболее простые ЗСП, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов,— торгово-складские зоны. В беспошлинных торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные иностранные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них, однако, распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком. Более широким кругом функций характеризуются относящиеся к этой группе зоны внешней торговли свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны , где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как их структурами, так и местными предприятиями. Разновидностью этого являются зоны беспошлинной розничной торговли (duty free) в крупных международных морских и аэропортах . Наконец, свободные порты — ТСЗ, где помимо названных операций осуществляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров на территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Неслучайно свободные зоны этого вида размещаются обычно в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных узлах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учетом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортозамещающие и экспортные производства. Для управления деятельностью в этих зонах создается специальная администрация; они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей.
Однако свободные зоны, ориентированные только на коммерческую, внешнеторговую деятельность, транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей — привлекательности в силу близости к международным транспортным коммуникациям и связанным с этим уменьшением транспортных затрат на перевозки внешнеторговых грузов; некоторой экономии на таможенных пошлинах и накладных расходах.
По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. Практически возник качественно иной вид ЗСП, характеризующийся новыми целями и механизмами.
Главные характеристики СЭПЗ заключаются в следующем:
-
Здесь сочетается и
-
Важным объектом
-Внешний
инвестор получает
- Иностранный участник получает практическую возможность апробировать и реально оценить условия и возможности своей деятельности в данной стране.
- Инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технология, машины и оборудование, сырье, материалы и комплектация), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются принимающей страной.
- ЗСП обеспечивает возможности привлечения дешевой рабочей силы необходимой квалификации.
-
Значительно упрощается
-
Инвестиционные условия (
Россия имеет достаточно небольшой опыт работы со свободными экономическими зонами (ЗСП) на ее территории и опыт этот, по мнению большинства экспертов, трудно назвать положительным.
Первые ЗСП появились на территории России в XIX в. в виде свободных портов. Под свободным портом понималась территория данного порта, предназначенная для беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей для развития, в первую очередь, внутреннего рынка, а затем для содействия выхода и на внешний рынок. Такие порты в России имели место в Одессе (1817), Владивостоке (1862), Батуми (1878.
Однако к концу XIX в. практика «свободных портов» в России постепенно стала затухать, а в связи с возникновением Советского государства прекратилась вообще. На протяжении существования советского государства и господства социалистической плановой экономики ЗСП в России фактически не признавались вплоть до конца 1980-х гг. Правда, в 1980 г. в подмосковном Бутове, с целью обслуживания Московской Олимпиады, был образован таможенный склад, который является разновидностью ЗСП. На этом практика создания ЗСП на территории СССР прекратилась еще почти на десятилетие — до 1988 г.
Идея создания ЗСП в России с новой силой возродилась в 80-х годах XX столетия, само же становление прошло несколько этапов.
Первый этап (первые годы перестройки — первая половина 1990гг.). Этот этап характеризуется оформлением идеи ЗСП, созданием советской концепции ЗСП, разработкой проектов ЗСП как на местном уровне (рабочие комиссии регионов), так и на общесоюзном (рабочие группы при Госплане), а также принятием первых нормативно-правовых актов по данной тематике.
Когда, под влиянием перестройки, отечественные специалисты, осознав недостаточную эффективность плановой экономики, стали искать более эффективные механизмы экономической политики, одним из таких механизмов представились ЗСП, которые положительным образом зарекомендовали себя за рубежом. Популярность идеи ЗСП в СССР во многом была обусловлена успешным опытом Китая. Было решено создать первые экспериментальные зоны на территории Белоруссии, Прибалтийских республик и Дальнего Востока. Белоруссия и Прибалтика рассматривались как приграничные регионы, посредством которых можно осуществлять международное сотрудничество и привлечение иностранного каптала, что являлось основной целью проекта, а Дальний Восток признавался регионом, имеющим развитый научно-технический потенциал. Предполагалось, что здесь ЗСП будут способствовать росту производства наукоемкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала. В проектах предусматривались налоговые льготы, но только для предприятий с иностранными инвестициями, причем система регулирования этих льгот относилась к компетенции СССР. Однако идеи эти остались на данном этапе лишь в проектах5.
В 1988 г. руководители ряда регионов (Приморский край и Ленинградская область) обратились к Совету Министров СССР с предложением о разработке проектов создания на территории данных регионов зон свободного предпринимательства. Предложение это нашло поддержку со стороны Совета Министров СССР. Местные власти получили «добро» на разработку проектов будущих ЗСП. Однако интерес к ЗСП не ограничивался только 2 вышеозначенными регионами: в экономических и государственных кругах у общественности страны быстро возрос интерес к этой проблеме, и из разных регионов СССР поступили предложения о создании ЗСП. Такие идеи, в частности, выдвигались администрациями Калининградской, Читинской областей, Новгорода, Еврейской автономной области и других регионов. Наряду с проектами возможных ЗСП постепенно формировалась и правовая база будущих ЗСП. Первым официальным документом на эту тему стало постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных организаций», в котором провозглашалась идея создания в опытном порядке на территории СССР нескольких зон свободного предпринимательства, именуемых в то время «зонами свободного предпринимательства».
В сентябре 1989 г. в Москве прошел международный семинар по теме «Зоны совместного предпринимательства в странах с центрально планируемой экономикой». Семинар открыл широкие перспективы и породил большие надежды у российских специалистов на создание ЗСП в России и на ускорение, посредством таких зон, развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Итогом работы семинара стало принятие решения о целесообразности создания в РСФСР в опытном порядке нескольких ЗСП (в Находке, Выборге, Новгороде, Калининградской и Читинской областях). На практике это решение было реализовано несколько позже.
Первый этап становления ЗСП в СССР характеризуется также выработкой советской концепции создания ЗСП в СССР. Кратко суть данной концепции сводится к следующему:
1.
Зоны свободного
2.
Зоны должны создаваться «
3. Концепция допускала создание ЗСП как в приграничных, так и в глубинных регионах СССР и на значительных по площади территориях;
4.Концепция
предлагала следующую
5. На первом этапе создания зон свободного предпринимательства предполагалось оформлять ЗСП на основе индивидуальных нормативно-правовых актов для каждой ЗСП. В дальнейшем, по мере накопления и обобщения опыта создания отечественных ЗСП, предлагалось создать единое государственное регулирование этого процесса.
В целом ЗСП рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений.
Концепция ставила следующие цели создания ЗСП:
- обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов, где расположены эти ЗСП;
-
широкое использование при
-
создание условий для
-
постепенный перевод
-
активное включение экономики
страны в систему
Однако на первом этапе союзную программу по созданию ЗСП реализовать не удалось по целому ряду причин, к главным из которых следует отнести:
- несовместимость концепции ЗСП с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования;
- отсутствие средств, предназначенных для создания инфраструктуры этих зон;
-
неразрешенность огромного
-
пассивное отношение
Информация о работе Роль зон свободного предпринимательства в российской экономике