Роль инвестиций в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Целью данной работы является рассмотрение проблем привлечения инвестиций в экономику России и инвестиционная политика государства.
Задачами данной работы являются:
выявление понятия, сущности и структуры инвестиций;
исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их
состояния на сегодняшний момент;
рассмотреть проблемы и меры привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность инвестиций и их экономическое значение……………………....5
Сущность инвестиции и их формы………………………………………5
Структура инвестиций…………………………………………………….8
Источники инвестиций……………………………………………………8
Внутренние источники инвестиций………………………………..8
Внешние источники инвестиций………………………………….11
Государственная политика в инвестиционной сфер……………………….13
Роль инвестиций в экономике России………………………………………16
Инвестиционная политика в российской экономике…………………..16
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам……………………………………………………………………...18
Пять самых выгодных инвестиций в 2011 году………………………..21
Государственная поддержка сельского хозяйства……………………..23
Инвестиции как основной фактор реализации научно-технического прогресса в бройлерном птицеводстве……………..24
Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства (на примере Курской области)………………26
Основные проблемы привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации…………………………………………………..27
Меры на ближайшую перспективу……………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая эк теория.docx

— 80.87 Кб (Скачать)

     Отставание  темпа роста прямых инвестиций можно  объяснить целым комплексом причин.

     Одна  из важнейших - отсутствие в России достаточного количества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы  могли бы приобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих пор является низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чего продажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегия сохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, но приносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеет достаточно сторонников в отечественном бизнесе.

     Владельцы предприятий намеренно не спешат повышать рыночную стоимость своих  компаний, если собственником одной  из долей является государство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этого повышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акций  иностранным инвесторам с целью  привлечения необходимых оборотных  ресурсов для развития и модернизации производств, работающих на пределе  технологических возможностей.

     Проблема  изыскания источников финансирования инвестиций в России усугубляется тем, что такой традиционный способ их формирования, как использование  внешних и внутренних государственных  заимствований, в современных условиях затруднен в силу сохранения на высоком  уровне государственного долга. Быстро увеличивается долг по корпоративным  заимствованиям на зарубежных финансовых рынках,.

Иностранные инвесторы не получают достаточных  гарантий стабильности вложений. Российское законодательство далеко от международных  стандартов.

     Проблема  состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В  этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие  отрасли и в каких формах следует  в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также  в форме кредитов и займов.

     Как и другие страны, Россия рассматривает  иностранные инвестиции как фактор:

1) ускорения  технического и экономического  прогресса;

2) обновления  и модернизации производственного  аппарата;

3) овладения  передовыми методами организации  производства;

4) подготовки  кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления  кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.

     По  оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать  за более скромный объем инвестиционного  капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или  иной страны зависит от существующего  в ней инвестиционного климата.

     Политическая  и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы»  переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным  анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах  мира.

Также притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем  усиливает их негативное влияние  на инвестиционную ситуацию.

      Слабый  приток прямых иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется  разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром  и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой  России  и войн непосредственно  на ее границах, социальной напряженностью  (забастовки, недовольство широких  слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его неконвертируемостью  и др.

      Российское  правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь вложить капитал в  российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград, а кроме  того, складывается впечатление, что  многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые  в России убеждены, что иностранные  инвестиции -  это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют  российскую экономику. 

3.6 Меры на ближайшую перспективу

     Привлечение инвестиций (как иностранных, так  и национальных) в российскую экономику  является жизненно важным средством  устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

     В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность  страны в иностранных инвестициях  составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы  пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в  инвестиционном климате. В ближайшей  перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием  новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о  свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное  определение прав собственности  на землю. Для облегчения доступа  иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке  инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

  • верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%.;
  • должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;
  • требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
  • важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года.
  • улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать

программу реструктуризации банковской системы:

  • банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
  • создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
  • повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора,;
  • Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных;
  • ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Внешнеэкономическая и таможенная политика.

  • активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства;
  • упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза;
  • ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.

Защита  прав собственности.

  • необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров;
  • законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;
  • необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти;
  • стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;
  • срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;
  • ужесточить уголовную и административную ответственность;
  • уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности.
  • Свобода входа на рынок.

Необходимо  упростить процедуры по организации  бизнеса. В настоящий момент требуются  резолюция 20-30 автономных и дислоцированных  в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю  достаточно обратиться в одну инстанцию  и за относительно короткий отрезок  времени, исчисляемый несколькими  днями, получить разрешение или четко  аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института  для апелляций.

Борьба  с коррупцией.

В условиях России наиболее эффектным путем  сокращения масштабов коррупции  является дальнейшая либерализация, ограничение  возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые  и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также  контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

  Бухгалтерский учет.

Надо  стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами  учета, так и в плане организации  контроля над процессом разработки и принятия стандартов.

В территориальном  распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую  роль играют интересы инвесторов. Они  вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной  прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие  условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом  и рыночной инфраструктурой. Прежде всего, это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Решению региональных проблем во многом способствовало бы построение общегосударственной  системы постоянного мониторинга  инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и  постоянно отслеживать динамику

Информация о работе Роль инвестиций в экономике России