Роль инвестиций в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Целью данной работы является рассмотрение проблем привлечения инвестиций в экономику России и инвестиционная политика государства.
Задачами данной работы являются:
выявление понятия, сущности и структуры инвестиций;
исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их
состояния на сегодняшний момент;
рассмотреть проблемы и меры привлечения иностранных инвестиций в экономику России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность инвестиций и их экономическое значение……………………....5
Сущность инвестиции и их формы………………………………………5
Структура инвестиций…………………………………………………….8
Источники инвестиций……………………………………………………8
Внутренние источники инвестиций………………………………..8
Внешние источники инвестиций………………………………….11
Государственная политика в инвестиционной сфер……………………….13
Роль инвестиций в экономике России………………………………………16
Инвестиционная политика в российской экономике…………………..16
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам……………………………………………………………………...18
Пять самых выгодных инвестиций в 2011 году………………………..21
Государственная поддержка сельского хозяйства……………………..23
Инвестиции как основной фактор реализации научно-технического прогресса в бройлерном птицеводстве……………..24
Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства (на примере Курской области)………………26
Основные проблемы привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации…………………………………………………..27
Меры на ближайшую перспективу……………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая эк теория.docx

— 80.87 Кб (Скачать)

т.п.

      Проблема    состоит     в    стимулировании    эффективного    притока

иностранного  капитала.  В этой связи  встает  два  вопроса:   во-первых,  в

какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли  и  в каких формах следует в  первую очередь его привлекать.  Иностранный  капитал может   привлекаться   в   форме  частных зарубежных инвестиций -  прямых  и портфельных,  а  также  в  форме   кредитов   и   займов.    Под    прямыми  инвестициями  принято  понимать  капитальные  вложения  в  реальные  активы (производство) в  других   странах,   в   управлении   которыми   участвует инвестор.

      Прямые   зарубежные  инвестиции  представляют также способ повышения производительности и технического  уровня  российских предприятий. Размещая свой капитал  в России, иностранная  компания  приносит с собой новые технологии, новые способы  организации—производства  и  прямой выход на мировой рынок.

 Отток капитала

      Рассмотрев  в первую очередь инвестиции,  приходящие из-за рубежа,   мы можем  сказать  и  о  том,  какие  средства  уходят нелегально за рубеж.  За последние     годы    в     России     сложился   слой     предприятий     и

предпринимателей,    накопивших    крупные  капиталы.  Из-за  неустойчивости экономического  положения  в   стране   большие   средства   переводятся   в  конвертируемую валюту  и  оседают  в  западных   банках.   Можно   было   бы ожидать,   что   с   окончанием  коммунистической    эры    Россия    станет обращаться  к  зарубежным кредиторам для финансирования  крупных  инвестиций по мере того, как страна перестраивается  под  действием  рыночных  сил.  На этом основании  было  бы  резонно  предположить,  что  в  России   возникнет  дефицит текущего платежного баланса   (когда  уровень  инвестиций  превышает  уровень сбережений). Однако этого  не происходит.  Отток  денежных   ресурсов (потенциальных  инвестиций)   из   России   в  несколько  раз  превышает  их приток.

Значительная  часть  накопленных российскими  бизнесменами  средств  под  влиянием  страха  перед   возможным социальным взрывом в силу  инфляции  и  непрерывного  падения  курса  рубля, боязни  денежной  реформы  переправляется   ими   в   западные   банки   или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

      Многие в российских деловых  кругах  чувствуют,  что  экономика   России

слишком  нестабильна  для  осуществления  долгосрочных  инвестиций.  Поэтому  и предприятия используют свои сбережения  не  на    капиталовложения  внутри страны,  а на выдачу кредитов за рубеж.  Компании-экспортеры,  как  правило, хранят свою прибыль  на счетах  в   зарубежных  банках вместо  того,    чтобы ввозить  ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции.

      Отток    в крупных  масштабах иностранной  валюты за  пределы  России   побудил   власть принять  организационно-правовые   меры   по   ужесточением   контроля    за возвращением  валютной  выручки  на  территорию  страны.  Для  того,   чтобы  российские  фирмы  не  боялись  инвестировать  средства  в  экономику  своей страны, необходимо  создать  условия  для  снижения  инвестиционного  риска. Степень  риска  может  быть  уменьшена  за   счет     снижения     инфляции, принятия    четкого    экономического   законодательства,   основанного   на рыночных потенциалах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ 

      Если  основные  принципы   государственной   инвестиционной   политики сформулированы и получили правовое оформление, то ситуация с воплощением  их такова, что, скорее, можно говорить об отсутствии на практике  ощутимой  для предпринимателей  политики  государства  в   области   инвестиций,   чем   о проведении ее в жизнь.

      "Комплексная  программа   стимулирования  отечественных   и  иностранных инвестиций  в  экономику  России".  Эта   программа   является   программным документом, определяющим  направления деятельности  правительства   по  выходу из инвестиционного  кризиса и созданию условий   для  активной  инвестиционной  деятельности.

      Программа в целом отвечает  требованиям  системности   при  формировании государственной   политики  по  стимулированию  инвестиций,  хотя   и   носит  несколько  общий  характер.  Она  характеризует   сложившуюся   ситуацию   в инвестиционной  сфере,  предпосылки  роста   инвестиций  и   задачи   по   их стимулированию,  пути  создания  благоприятного   инвестиционного   климата, направления   государственной   поддержки    инвестиционной    деятельности, организационно-правовые  условия  инвестирования.   Важно   также,   что   в  программе выделен специальный  раздел  по  снижению  транзакционных  издержек

инвесторов, не  относящихся  к  прямым  затратам  на  реализацию  конкретных проектов. В этой связи особое значение приобретают  развитие  информационной инфраструктуры  инвестиционного  рынка,  регулирование  тарифов  на   услуги монополий, защита собственности  и личности инвестора от криминальной сферы.    

      Практическая ценность программы  состоит, в частности, в содержащемся  в ней конкретном  плане   мероприятий  по  правовому   обеспечению  эффективного инвестиционного   процесса  от  основополагающих  законодательных  актов   до  инструкций и методических рекомендаций.

      Ход  реализации  программы   нельзя  признать  удовлетворительным.  Это относится как к срыву  намеченных объемов финансирования  предусмотренных  ею мероприятий,  так и к своевременному принятию  необходимых нормативных актов.  Состояние правового обеспечения  инвестиционной деятельности. Работа  по совершенствованию хозяйственного  законодательства, в  том  числе   в  области

инвестиций, постоянно является одним из  ключевых  направлений  деятельности правительства Российской Федерации.

      Центральной    правовой    проблемой    формирования    благоприятного

инвестиционного  климата  является  проблема  гарантий  прав  собственности, особенно реального  обеспечения прав  частной  собственности.  Соответственно среди  основных  законодательных  препятствий  на  пути  иностранных,  да  и отечественных  инвестиций остается неурегулированность земельного  вопроса  и прежде всего вопроса о частной собственности на землю.

    Притоку  иностранных  инвестиций  в  Россию  могло  бы  способствовать

формирование  правовой  среды,  аналогичной  правовой  среде,   принятой   в экономически  развитых  странах.  Такая  среда  предполагает   использование преимущественно  частноправового  (или  гражданско-правового)  регулирования, при котором принимающая  сторона и иностранный инвестор выступают в  качестве равноправных сторон в отношениях, основанных на договоре между ними.

      Важным   направлением   улучшения   юридической   основы   привлечения  иностранных инвестиций является  также  подключение  России  к международной системе  правового   обеспечения  в  области   инвестиционной   деятельности. Имеется  в виду растущее число заключаемых  межправительственных соглашений  о

взаимной  защите и поощрении капиталовложений, присоединение к  международным  конвенциям, вступление в международные  организации.

      Инвестиционная    деятельность    затрудняется     также     серьезной

несогласованностью  правовых подходов к  регулированию  этой  сферы,  которая имеется  в законодательствах субъектов  Российской Федерации.

      Государственная   политика    стимулирования    частных    инвестиций.

"Комплексная   программа   стимулирования   отечественных   и    иностранных  инвестиций   в   экономику   РФ"   сориентирована   на    увеличение    доли государственных  инвестиций с 1,5 до  3%  от  ВВП,  из  которых  на  развитие  социальной сферы предназначено  около 60-70%, а  производственной  сферы  30- 40% средств.  Причем  прямое  государственное  финансирование  социальных  и производственных  объектов  планируется  в   основном  в  случаях,  когда   их значение для страны можно  отнести к чрезвычайному.

      В  наше  время  вероятнее   ожидать  ухудшения   ситуации   с   прямыми

государственными  инвестициями по сравнению с  прошлой.  Об  этом  говорит  и фактический  провал государственной  инвестиционной  программы  за  последние годы.

      Когда  не  хватает  денег,  особое  значение  приобретает   расстановка

приоритетов. С одной стороны, понятно стремление сейчас, в условиях широкой бедности, задержек заработной платы,  финансовой  подорванности  социальной сферы,  выдвигать  на  одно  из  ведущих  мест  в  государственном  бюджете  социальный приоритет.  Но,  с  другой  стороны,  невозможно  сколько-нибудь заметно укрепить социальную сфер и в условиях спада без  роста  производства, создающего устойчивую базу для увеличения бюджетных доходов. Поэтому и  для самой социальной сферы будет более перспективным  вложить  сейчас  средства прежде всего  в  стимулирование  инвестиций,  обеспечивающих  экономический

рост.  Иными  словами,  выдвижение  финансирования  бюджетных   расходов   на стимулирование частных инвестиций в качестве первого  приоритета  помогло  бы на деле реализовать роль государства по активизации  капиталовложений  и  по переходу к экономическому росту в самый ответственный для этого период.

      Государственная структурная и  промышленная  политика.  Государственная  структурная и промышленная политика  как целостное  явление   также  в  стране отсутствует.  В лучшем случае встречаются  лишь отдельные фрагменты ее  в  виде пока еще недостаточно  последовательной  поддержки   жилищного  строительства, малого   бизнеса,   отдельных   финансово-промышленных   групп,    некоторых конверсионных  мероприятий и т.п.

      Ведется также разработка программы  поддержки национальной  технической  базы,  направленной  прежде  всего   на  сохранение  и  развитие  критических технологий, упускать  которые недопустимо.

      Российские  государственные   органы   должны   в   кратчайшие   сроки

предпринять чрезвычайные меры по спасению научного  потенциала  страны.  При этом необходимо отдавать  отчет  в  том,  что  в  России  нет  другой  силы, способной решить эту  задачу, и вряд ли она появится в  ближайшие  годы.  Если же сфера  исследований и разработок будет  разрушена,  то  страна  не  только потеряет наукоемкие отрасли, но  и  не  сможет  создать  конкурентоспособные  обрабатывающие производства.

      Особенно   важно   при   утверждении   рыночной   экономики    создать

инновационную сферу, которая традиционно недооценивалась  в СССР, а  затем  и в России. Инновационная сфера является тем  инструментом, с помощью  которого осуществляется   согласованное   взаимодействие   научной,   технической   и промышленной политики. Целями инновационной  политики  являются  обеспечение конкурентных  преимуществ  в  новой  продукции   и   ключевых   технологиях, повышение эффективности экономики  в целом. Мировой  опыт  свидетельствует  о

том, что  в инновационной сфере успеха добиваются структуры, базирующиеся  на предпринимательской модели поведения.

      Несмотря на быстрый рост инновационной  сферы, она также сталкивается  с серьезными трудностями. Главные  из них заключаются в  отсутствии  спроса  со стороны промышленности  на новые  продукты  и   технологии.  При  стагнирующей  промышленности рассчитывать на  быстрое оживление в  инновационной   сфере  не приходится.  Однако  было   бы   недальновидно   запаздывать   с   созданием  национальной   инновационной   системы,   имея   в   виду    соответствующую законодательную   базу,  систему  льгот,  формы   государственной   поддержки,  информационную инфраструктуру  и многое другое.

       
 
 
 

Глава 3. Роль инвестиций в  экономике России 

3.1 Инвестиционная политика в российской экономике 

     Рациональная  экономическая политика государства  является залогом успешного развития страны. Государство выполняет роли широкого спектра: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и др.

Информация о работе Роль инвестиций в экономике России