Развитие и использование франчайзинга в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко всему прочему, у участников сети повышается чувство ответственности: если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел.

Содержание

Введение 2
Глава I. Общая характеристика франчайзинга 4
1.1. Понятие и основные принципы франчайзинга……………………………..4
1.2. Виды франчайзинга…………………………………………………………..7
Глава II. Развитие и использование франчайзинга в России и зарубежом 14
2.1. Российская модель франчайзинга. Факторы, затрудняющие его развитие…………………………………………………………………………..14
2.2. Мировой опыт франчайзинга 19
2.3. Перспективы развития франчайзинга 22
Заключение 26
Список использованных источников 28

Работа содержит 1 файл

курсссссс.docx

— 81.07 Кб (Скачать)

       Ростовская  швейная фабрика «Глория Джинс» создала собственную розничную сеть. Ее руководство поставило перед собой амбициозные планы: открыть в России за пять лет до 3000 магазинов, часть которых будет работать по франчайзингу.

       Ведущие операторы российского топливного рынка считают расширение сетей  АЗС под собственным брендом  важным фактором повышения сбыта  нефтепродуктов. Широкий размах получил  торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Так, ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок. Активно работают в этом направлении ЮКОС (этот игрок сошел с дистанции - 2005г.), ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть».

       В сфере производства и распространения  продуктов есть свои лидеры. Компания «Вимм-Билль-Данн» предлагает сторонним фирмам проект по использованию собственных торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100% Gold», а так же их логотипа и запатентованных изображений для производства новых серий продуктов.

       Несмотря  на довольно длительный период фрагментарного использования на российском рынке, франчайзинг по-прежнему остается для большинства отечественных компаний явлением относительно новым, использование которого, помимо административного аспекта, затрудняется рядом факторов. Основным из них является законодательный фактор, а именно отсутствие в России нормативно-правовой базы, способствующей развитию коммерческой концессии. Основу франчайзингового законодательства составляет гл. 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».

       Недостаточный уровень поддержки субъектов  франчайзинга со стороны финансовых организаций является еще одним фактором, затрудняющим развитие франчайзинга в России.

       Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг. Так, по свидетельству президента Российской ассоциации франчайзинга А. Майлера, российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений, а во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная - нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени пользоваться. Кроме того, как показал анализ практики работы отечественных франчайзинговых структур, большинство российских франчайзеров не желают предоставлять франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к нарушению устойчивости бизнеса франчайзи и ухудшению показателей его работы.

       Полагаем, что разрешение данных вопросов будет  происходить самостоятельно в результате применения общепризнанных этических  стандартов ведения бизнеса и  работы с западными контрагентами.

       2.2. Мировой опыт франчайзинга

       Рассмотрим  мировой опыт развития и применения франчайзинга.

       США

       По  данным Международной Ассоциации Франчайзинга (МАФ):

  • в США каждые 6, 5 секунд открывается предприятие на условиях франчайзинга;
  • В США суммарный оборотный доход от деятельности предприятий на условиях франчайзинга составил в 2000 году более 1 триллиона дол. США;
  • более 7 миллионов человек заняты в реализации франчайзинга в США;
  • франчайзинг покрывает 35 % всей розничной торговли в США.

       Рассмотрим  историю развития франчайзинговых моделей бизнеса на примере крупнейших компаний.

       Компания  Зингера 

       В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок. После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

       Компания  Дженерал Моторс

       Аналогичная система была разработана 1898 году компанией  Дженерал Моторс (General Motors), по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время.

       Безалкогольные  напитки

       Эффективно  франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных налогов компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

       Coca-cola франчайзинг

       По  утверждению The Coca-Cola Company 94% людей в мире знают знаменитую красно-белую эмблему. Чуть позже было придумано название «Coca-Cola» и знаменитый стилизованный шрифт товарного знака. Но это все еще история напитка, а не история бизнеса. История бизнеса началась два года спустя. Именно тогда ирландский эмигрант Айза Кендлер вместе с братом и двумя другими компаньонами основал The Coca-Cola Company с первоначальным капиталом 100 тысяч долларов.

       Защищая свою торговую марку, владелец защищает репутацию своего продукта или услуги. Таким образом, покупатель знает, что  он получит именно то, что хочет, а не заменитель, и поэтому торговая марка Coca-Cola становится очень важной частью системы франчайзинга в компании Coca-Cola.

       Германия

       К началу 1998 года общее число франчайзинговых систем достигло 598, представленных 28000 фирмами-франчайзи. Прирост по сравнению с предыдущим годом составил 7,1% для франчайзоров и 16,6% - по объектам франчайзи, что свидетельствует о высокой динамике развития франчайзингового сектора.

       Наиболее  высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере быстрого питания, а также в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса.

       Франция

       Франция занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран. В январе 1998 года насчитывалось 517 франчайзоров и 28851 франчайзи. В то же время Франция лидирует, покрывая 40% всего европейского франчайзингового рынка. Емкость франчайзингового рынка оценивается в 32.5 миллиарда американских долларов (по данным на 1998 год).

       Большая часть франчайзинговых сетей приходится на сферу торговли. Далее по числу франчайзоров следуют сферы услуг, гостиничный и ресторанный бизнес. Сфера услуг может похвастаться самым большим числом привлеченных работников (услуги для автовладельцев, химчистки, парикмахерские). Существует еще несколько сфер с очень неплохим потенциалом, такие, как, например, дисконтные/консигнационные магазины.

       Рынок франчайзинга, в противоположность большинству других рынков розничной торговли, развивался стабильно и динамично.

       2.3. Перспективы развития  франчайзинга

       Являясь удобным и эффективный способом управления бизнесом и умножения доходов, франчайзинг не собирается уступать своих позиций на рынке систем ведения бизнеса. Во-первых, долгий период развития многих франчайзинговых систем в Европе и Америке привел к увеличению числа франчайзи, «достигших уровня комфорта» (т. е. осуществивших свои мечты об «образе жизни»), а также к росту количества франчайзи, владеющих несколькими торговыми точками. Во-вторых, экономический спад начала 1990-х гг. способствовал распространению ассоциаций франчайзи. В то же время он выявил более давнюю и глубоко укоренившуюся проблему, а именно трудности, испытываемые многими франчайзерами при отборе франчайзи достаточно высокого уровня и обладающих при этом средствами, необходимыми для вложения в бизнес.

       По  мере развития франчайзинговой системы внутри сети становится все больше комплексных франчайзинговых подразделений, о чем свидетельствуют данные по США. Однако стремительный рост сети под руководством одного франчайзи может быть небезопасен для франчайзора. Франчайзи, руководящие мини-сетью внутри франчайзинговой сети, ставят вопрос о полномочиях, что может неблагоприятно сказаться на всей франчайзинговой организации. Более того, подвергается сомнению эффективность их работы. В результате многие франчайзеры налагают строгие ограничения на количество торговых точек, которыми может владеть один франчайзи. С другой стороны, есть небольшое количество франчайзеров, которые рассматривают такие комплексные франчайзинговые подразделения как ценное средство обеспечения роста изнутри при условии, что данный франчайзи работает на достаточно высоком уровне и обладает управленческими способностями.

       По  какому пути будет развиваться франчайзинг, зависит от ряда факторов. Существует ряд противоречивых тенденций, которые, вероятно, повлияют на перспективы будущего развития франчайзинговой индустрии. Некоторые из этих тенденций являются внешними по отношению к франчайзингу, другие действуют изнутри, будучи присущими функционированию и организации франчайзинговой системы как таковой. 
Первый благоприятный внешний фактор - готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.

       Оживление в экономике (или отсутствие такового), а также продолжение роста  сферы обслуживания, на которой в  основном и сосредоточен франчайзинг, несомненно, подтолкнут развитие франчайзинговой системы. Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной тенденцией. С другой стороны, возрастание конкуренции во многих из этих секторов, возможно, заставит многих высококвалифицированных профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о покупке франшизы как об альтернативной возможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса.

       Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в нашей стране в ближайшее время следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

       Интерес со стороны физических лиц - потенциальных  предпринимателей, по нашему мнению, будет  обусловлен ростом реальных доходов  и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение  подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.

       Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей  продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний. Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и усовершенствовать российское сбытовое направление своей деятельности путем строительства современных дорожных автозаправочных комплексов, объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний день существенным шагом НК «ЮКОС» в данном направлении стало приобретение части пакета акций торговой сети «Копейка», которая займется обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.

       Другой  нефтяной компанией, имеющей намерения  заняться оптимизацией сбытового направления, стала НК «ЛУКОЙЛ». По свидетельству руководства компании, в ближайшие 2-3 года численность автозаправочных комплексов на территории РФ, действующих на условиях франчайзинга, возрастет.

Информация о работе Развитие и использование франчайзинга в России и зарубежом