Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:56, курсовая работа
Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко всему прочему, у участников сети повышается чувство ответственности: если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел.
Введение 2
Глава I. Общая характеристика франчайзинга 4
1.1. Понятие и основные принципы франчайзинга……………………………..4
1.2. Виды франчайзинга…………………………………………………………..7
Глава II. Развитие и использование франчайзинга в России и зарубежом 14
2.1. Российская модель франчайзинга. Факторы, затрудняющие его развитие…………………………………………………………………………..14
2.2. Мировой опыт франчайзинга 19
2.3. Перспективы развития франчайзинга 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Второй вариант предполагает продажу товаров организацией , не занимающейся непосредственно производством, но имеющей долгосрочные деловые связи с различными поставщиками, обладающей возможностью формировать ассортимент и управлять им. В данном случае франчайзер будет приобретать товары у различных поставщиков и продавать их франчайзи. Франчайзи будут осуществлять розничные продажи. Ключевое значение будет иметь марка крупного продавца (франчайзера)( в отличие от первого варианта), фирменность и единообразие сети, позволяющие идентифицировать этого продавца.
3. Сервисный франчайзинг.
Сервисный франчайзинг касается непосредственно услуг.
Основным является предоставление франчайзи права заниматься определенным видом деятельности с использованием торговой марки франчайзера и согласно его технологии. В зависимости от направления деятельности количество передаваемых прав, стандарты деятельности и требования к франчайзи серьезно отличаются.
При этом, марка, фирменность и единообразие сети являются неотъемлемой частью сервисного франчайзинга. Основная направленность сервисного франчайзинга- удовлетворение потребностей потребителей в услугах и работах высокого качества. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи потребителю быстро становится известно какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей, затраченное на поиск и удовлетворение своих потребностей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя торговой марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.
Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в общественном питании, косметологии и парикмахерских услугах, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. В России мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Ростикс», «ГрильМастер», и др.,
Вторая классификация выделяет два основных вида франчайзинга: франчайзинг распределения и франчайзинг бизнес-формата [20; с.79].
1. Франчайзинг распределения предполагает собой продажу товаров, произведенных или продаваемых франчайзером под его торговой маркой и с определенными условиями. Это в большой степени похоже на второй вид предыдущей классификации. Хотя сказать точно являются ли модели франчайзинга торгующих компаний ближе к товарному франчайзингу или к франчайзингу бизнес-формата достаточно сложно, поскольку ни то, ни другое не имеет четко установленных критериев.
2. Франчайзинг бизнес-формата предполагает наличие у франчайзера, наряду с торговой маркой, индивидуальной технологии ведения дела, стандартов, коммерческих методов и определенной системы знаний, технических и маркетинговых ноу-хау, другими словами системы, право на использование которой и предоставляется франчайзи. Причем франчайзинг бизнес-формата возможен только в том случае, если эта система апробирована, зарекомендовала себя и конкурентоспособна. Ключевое значение имеет не только торговая марка, фирменность и внешнее единообразие, но и единообразие всех элементов деятельности, позволяющих идентифицировать не только самого франчайзера, но и качество продукта/работ/услуг. Франчайзинг бизнес-формата присущ конечно тем сетям, которые длительный период времени находятся на рынке. Выработка стандартов, описание бизнес-процессов, разработка требований к системе и ее использованию, формирование модели, ее апробация и завоевание доверия потребителей, а также формирование системы отношение внутри сети и обеспечение возможности управления ростом-это не только сложная задача, но и вопрос времени.
Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Разброс отраслей, где применяется купля-продажа франшизы очень широк: от частных почтовых ящиков до обучения и строительства.
Чтобы бизнес на франчайзинговой основе приносил реальную прибыль обеим сторонам, необходим высокий уровень их взаимодействия. Ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. От франчайзи требуется стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзора) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.
Существует несколько видов франшиз. Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи. Из них два основные и наиболее распространенные [6; с.18]:
1) Прямой франчайзинг - самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзор продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзор может начать продавать большее количество франшиз в этой стране. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи.
2)
Мастер-франшиза - развитие бизнеса в другой
стране. В этом случае франчайзор не беспокоится
о том, будет его бизнес развиваться успешно
или нет. Вместо этого франчайзор ищет
хорошо обеспеченного местного предпринимателя,
обладающего организацией, которая позволит
ему сделать систему франчайзора
успешно работающей концепцией на территории
всей страны. Отношения по мастерской
франшизе возникают, когда международный
франчайзор продает исключительные права
на развитие всей системы на территории
всей страны одному франчайзи. Такой тип
франчайзи называется владелец мастерской
лицензии. Таким образом, франчайзи становится
франчайзором в данной стране, продавая
и предлагая франшизы другим предпринимателям
и собирая с них сервисную плату (роялти).
Это часто происходит, когда существует
очевидный спрос на франшизу.
На экономическом форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного мира. Указанные компании расценивают Россию как огромный постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro» «Subway», «Xerox» и др. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как «Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка», «Офиспринтсервис» и др. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия [9].
Считается, что первая франшиза на российской территории была продана компанией «Баскин Роббинс», до сих пор успешно развивающейся здесь по схеме франчайзинга. Однако фактически пионером российского франчайзинга стал бизнесмен Владимир Довгань, основавший сразу две франшизные компании: «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и даже стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга.
Перспективы
развития франчайзинга в России самые
благоприятные. В последнее время намечается
тенденция ускоренного развития и распространения
франшизного метода ведения бизнеса. Так,
согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в
течение первых четырех лет существования
франчайзинга в России, на ее территории
возникли 42 франчайзинговые системы, с
2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002
год - уже 29. При этом улучшается качество
франшизных предложений, а технологии,
которые предлагаются к передаче, становятся
сильными и коммерчески выгодными, возникает
все больше положительных примеров внедрения
франчайзинга.
На графике представлен рост российских
франшизных компаний нарастающим итогом
за период с 1995 года по 2004 год.
Рис.2. Динамика российских франшизных компаний нарастающим итогом за период 1995-2004 гг.
Тем
не менее, к сожалению можно
Существует ряд сильных сдерживающих факторов: правовые проблемы, сверхбюрократизация федеральных административных структур, неэффективность российской налоговой системы. Но самое главное, в сознании самих предпринимателей еще не утвердилось понятие ценности и неприкосновенности чужой интеллектуальной собственности, которая является неотъемлемой составной частью франчайзинга. А русская национальная привычка работать «на глазок» и «на авось» порой не дает им четко и строго выполнять все требования старшего партнера по бизнесу. Поэтому по сравнению с развитыми странами, динамику развития российского рынка франчайзинга нельзя назвать высокой.
В
силу объективных экономических
причин население нашей страны тратит
большую часть семейного
Компания «Ростик Групп» занимает заметное место в ресторанном франчайзинге в России. «Ростик Групп» три года назад выделилась в самостоятельную структуру из компании «Росинтер Ресторантс», которая также владеет мастер-франшизой ресторанного бренда T.G.I.Friday`s.
В сетях кафе, кофеен, а также концептуальных ресторанов тоже действую франчайзинговые схемы. ЗАО «Ланч», владеющее сетью трактиров «Елки-Палки», реализует по франчайзингу концепцию русского ресторана. Компания «Галерея Алекс» предлагает франшизу сети кофеен «Шоколадница» (в 2005 фирма прекратила продавать франшизы на неопределенный срок).
В сфере продажи промышленных товаров франчайзинг также получил широкое распространение в России. Условно франчайзeров, действующих в этом сегменте торговли, можно разделить на две группы.
Отечественные и зарубежные ритэйлeрские сети, для которых торговля – единственный вид деятельности, образуют первую группу. В их число входит, например, компания «Красный Куб», выстраивающая сеть магазинов, торгующих подарками, предметами декора, бытовой техникой. Продажей подарков занимается и сеть магазинов «Bagatelle», в которую сегодня входит пять франчайзинговых магазинов. Отечественная сеть магазинов «Евромода», привлекая партнеров к сотрудничеству по франчайзингу, предлагает им готовый проект магазина, скидки на поставляемый товар, рекламную поддержку.
Осваивает российский рынок французская компания TATI, в фирменных магазинах которой представлены недорогие одежда, косметика и товары для дома. TATI планирует довести сеть своих магазинов у нас до 50, и половина из них будет открыта по франчайзингу. Аналогичную работу проводит в России немецкая компания Olsen, специализирующаяся на продаже женской одежды. Из зарубежных брендов, поставивших задачу развиваться в России по франчайзингу, можно назвать крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara, которая принадлежит компании Industria de Diseсo Textil.
Производители, столкнувшиеся с проблемой оптимизации сбыта собственной продукции выстраивают вторую группу франчайзеров. Безусловным лидером в этой области является компания «Лавка Жизни», разбросавшая по всей стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке Жизни» помог хорошо раскрученный бренд, сверхнизкая цена и очень мягкие условия для партнеров - это самая свободная франшиза в России, построенная на принципе бесконфликтной экономики.
Информация о работе Развитие и использование франчайзинга в России и зарубежом