Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с методологией оценки эффективности проектов, реализующихся на основе механизма концессионных соглашений.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- оценить возможность применения концессионных соглашений как формы государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры;
- раскрыть специфические особенности инвестиционных проектов, реализуемых в сфере производственной инфраструктуры.
Объектом исследования являются инвестиционные проекты, реализуемые на основе механизма концессионных соглашений в сфере производственной инфраструктуры.
Введение3
Определение инвестиций. Их роль в инфраструктуре 5
1.1. Основное понятие инвестиций 5
1.2. Классификация инвестиций 5
1.3.Источники осуществления инвестиционной деятельности 7
1.4.Современное состояние объектов инфраструктуры и роль концессионных соглашений в развитии объектов инфраструктуры 9
2. Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных
проектов12
2.1. Особенности инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности 12
2.2. Особенности финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства в регионах Юга России 14
Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России
31
3.1. Преимущества концессионных соглашений в России 31
3.2. Проблемы концессий в России и пути их решения 33
Заключение36
Список использованной литературы38
Продолжение табл.5
Проект |
Варианты вложения средств |
Сумма проекта, млн руб. |
Затраты государства на 1 предприятие, млн руб. |
Количество предприятий |
Государственные вложения, млн руб. |
Частные вложения, млн руб. |
Затраты частного бизнеса на 1 предприятие, млн р. |
Доля участия в проекте, ед. | ||||||||
Всего |
Инвестфонд РФ |
Региональный бюджет |
Всего |
Средства ВЭБ |
Банковские кредиты |
Собственные ресурсы предприятий |
Государство |
Госструктуры |
Коммерческие банки |
Частный бизнес | ||||||
Создание регионального |
1 |
15 622 |
78,8 |
7 |
552 |
492 |
60 |
15 070 |
- |
- |
15 070 |
2 152,8 |
0,035 |
- |
- |
0,965 |
2 |
17 184 |
78,8 |
7 |
2114 |
- |
- |
15 070 |
3 906 |
- |
11 164 |
- |
0,123 |
0,227 |
- |
0,650 | |
3 |
19 996 |
624,8 |
7 |
4374 |
- |
- |
15 622 |
- |
10 935 |
4 687 |
- |
0,218 |
- |
0,547 |
0,235 |
Окончание табл. 5
Проект |
Варианты вложения средств |
Сумма проекта, млн руб. |
Затраты государства на 1 предприятие, млн руб. |
Количество предприятий |
Государственные вложения, млн руб. |
Частные вложения, млн руб. |
Затраты частного бизнеса на 1 предприятие, млн р. |
Доля участия в проекте, ед. | ||||||||
Всего |
Инвестфонд РФ |
Региональный бюджет |
Всего |
Средства ВЭБ |
Банковские кредиты |
Собственные ресурсы предприятий |
Государство |
Госструктуры |
Коммерческие банки |
Частный бизнес | ||||||
Создание регионального |
1 |
3 110 |
11 |
10 |
110 |
98 |
12 |
3 000 |
- |
- |
3 000 |
300 |
0,035 |
- |
- |
0,965 |
2 |
3 710 |
11 |
10 |
710 |
- |
- |
3 000 |
1 500 |
- |
1 500 |
- |
0,191 |
0,404 |
- |
0,405 | |
3 |
4 354 |
87,1 |
10 |
1244 |
- |
- |
3 110 |
- |
2 177 |
933 |
- |
0,286 |
- |
0,500 |
0,214 |
В первой модели ограничен объем выделяемых государственных ресурсов в конкретном году по данному направлению развития проекта. Суммарный размер дотаций по всей рассматриваемой группе предприятий не может превышать этот максимальный объем вложений.
Во второй
модели применяются подобные ограничения,
разница – в целевом
В последней модели ограничение на объем государственных вложений существенно меняется. Поскольку прямое участие государства в развитии проекта отсутствует, то нет и соответствующих ограничений. Они заменяются лимитами затрат по субсидированию процентной ставки за кредит.
Таким образом, анализ разных способов стимулирования вложений в ГЧП-проекты показал, что массовое инвестирование возможно при применении третьего варианта. Так, субсидирование процентной ставки по кредитам с использованием 37 млрд руб. государственных вложений позволяет вовлечь в процесс государственно-частного партнерства до 168 млрд руб. В результате удается получить совокупный эффект до 130 млрд руб.
Еще одним действенным инструментом поддержки ГЧП-проектов является венчурное финансирование. Практика венчурного финансирования в России началась в 2006 г. с созданием ОАО «Российская венчурная компания». В 2010 г. ГУП СК «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края» получило статус венчурного партнера фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании. При этом, по мнению авторов, наиболее эффективно механизм государственной поддержки венчурного инвестирования будет функционировать с помощью так называемого фонда фондов – некоммерческой организации, выступающей от лица государства учредителем фондов венчурного инвестирования. Основными его целями могут стать:
- формирование
структуры венчурного
- организация
привлечения ресурсов в
Итак, предложенные методические положения и практические рекомендации направлены на совершенствование системы финансирования государственно-частных партнерств и призваны способствовать повышению эффективности финансового обеспечения ГЧП-проектов в регионе.11
к
Среди достоинств
концессионной формы управления
инвестиционными объектами
-концессии
снимают финансовую нагрузку
с государства, поскольку
-концессии
устанавливают достаточно
-концессионные
договоры позволяют привлекать
частный, в том числе
Таким образом, интересы государства заключаются в том, что:
во-первых,
оно перекладывает расходы по
инвестированию и содержанию своего
имущества на частный сектор, теоретически,
для повышения его
во-вторых, государство пополняет бюджет за счет поступления концессионных платежей и снимает с себя финансирование государственных объектов;
в-третьих, оно решает социально-экономические проблемы.
Интересы частного бизнеса в концессионных проектах состоят в том, что:
- концессионер
получает в долговременное
- инвестируя,
концессионер имеет
- в отдельных
случаях (проекты в сфере водо-
- концессионер,
обладая хозяйственной
Рис. 1. Преимущества проектов ГЧП
Итак, как показывает опыт многих стран, одним из эффективных путей успешного функционирования государственного сектора экономики является привлечение к финансированию и управлению объектами государственной собственности частного капитала не только за счет приватизации, но и на концессионной основе.
В России,
стране с высоким уровнем
Несмотря
на множество положительных
- рыночный риск (ограничение спроса и др.);
- риски снижения выручки;
- риски неплатежей;
- завышение стоимости строительства;
- завышение стоимости эксплуатации;
- недооценка размера долгосрочных вложений;
- кредитные риски (скрытые обязательства по кредитам, невозможность выплатить требуемую сумму);
- условия
компенсаций и выхода из
- изменения в законодательстве;
- «сдвиги» в экономике;
- валютные риски;
- налоговые риски;
- потеря управления активами;
- политические риски (нестабильность, протекционизм, непринятие проекта обществом);
- экологические риски;
- транзакционные издержки;
- риски регулирования (контрактные).
Таким образом, для проектов с использованием механизмов ГЧП на первый план встает вопрос о структурировании сделок, идентификации и оценке возможных рисков, а также разработка плана мероприятий по минимизации рисков, в том числе по распределению рисков между участниками проекта. Система управления рисками должна стать неотъемлемым компонентом управления реализацией масштабных проектов на основе ГЧП.3
На основании
изложенного можно сделать
- отсутствие реального рынка качественных проектов по схеме ГЧП;
- ограничения
по привлечению заемных
- неготовность государства брать на себя риски и ответственность по проектам ГЧП.
Достижение целей использования схем, моделей и инструментов ГЧП для активизации инновационных процессов в целях улучшения экономического потенциала страны и усиления конкурентных преимуществ на мировом рынке невозможно без решения указанных проблем.5
Заключение
Государственно-частное
В условиях бюджетных ограничений механизм ГЧП (концессий) оживляет финансирование капиталоемких или малоприбыльных отраслей экономики за счет привлечения внебюджетных источников. Его особенности состоят в том, что партнеры преследуют различные цели и имеют разнонаправленные мотивации:
- государство заинтересовано в
росте объемов и улучшении
качества предоставляемых
- частный сектор стремится
При этом обе стороны ориентированы
на успешное осуществление проектов
в целом, что зачастую создает
предпосылки для выхода на мировые
рынки капиталов и активизирует
привлечение иностранных
Информация о работе Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России