Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с методологией оценки эффективности проектов, реализующихся на основе механизма концессионных соглашений.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- оценить возможность применения концессионных соглашений как формы государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры;
- раскрыть специфические особенности инвестиционных проектов, реализуемых в сфере производственной инфраструктуры.
Объектом исследования являются инвестиционные проекты, реализуемые на основе механизма концессионных соглашений в сфере производственной инфраструктуры.
Введение3
Определение инвестиций. Их роль в инфраструктуре 5
1.1. Основное понятие инвестиций 5
1.2. Классификация инвестиций 5
1.3.Источники осуществления инвестиционной деятельности 7
1.4.Современное состояние объектов инфраструктуры и роль концессионных соглашений в развитии объектов инфраструктуры 9
2. Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных
проектов12
2.1. Особенности инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности 12
2.2. Особенности финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства в регионах Юга России 14
Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России
31
3.1. Преимущества концессионных соглашений в России 31
3.2. Проблемы концессий в России и пути их решения 33
Заключение36
Список использованной литературы38
Вместе с тем, с задачей
обновления парка
В настоящее
время в Российской Федерации
наибольшее распространение нашли
применение следующие формы
Основной принцип концепции ГЧП состоит в том, что государство определяет, в модернизации и возведении каких объектов инфраструктуры оно нуждается, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.
В международной практике
Содержание концессионных
Ценность концессионного соглашения для государства очевидна − это возможность переложить на частного инвестора финансовое бремя или его часть по выполнению государственных функций и соответствующие риски. Заинтересованность бизнеса в концессиях проявляется в том, что концессионер:
• получает в долговременное владение и пользование государственные активы, часто на льготных условиях платы за концессию;
• осуществляя инвестиции, имеет определенные гарантии их возврата, так как государство, являясь партнером концессионера, берет на себя определенные риски по обеспечению минимального уровня рентабельности;
• обладая хозяйственной свободой, может за счет повышения производительности труда, нововведений увеличивать общую прибыльность бизнеса во время действия срока концессии;
• за счет партнерства с государством получает гарантированный рынок сбыта для продукции, реализуемой на основе концессионного соглашения.
Таким образом, именно
В настоящее время
партнерство на основе
Так, например,
во Франции степень участия
Таблица 2
Государственно-частное партнерство во Франции (концессии)
Сектор |
Стоимость проекта (млрд. евро) |
Участие частного сектора, %
|
Платные автодороги |
6 |
~100 |
Автостоянки |
0,8 |
59 |
Городской транспорт |
8,6 |
16 |
Водоснабжение и канализация |
11,4 |
71 |
Утилизация городских отходов |
5,7 |
73 |
Районное теплоснабжение |
0,9 |
93 |
Практическое
применение концессионного
В работе определены следующие особенности инвестиционных проектов по строительству платных автомагистралей, оказывающие непосредственное воздействие на методику оценки эффективности рассматриваемых проектов:
• масштаб проекта и потребность в крупных стартовых капиталовложениях, которые невозможно растянуть на длительный срок;
• поэтапное возведение инфраструктурного объекта;
• длительный период окупаемости инвестиций;
• высокий риск неполучения прогнозируемых доходов в связи с наличием альтернативных путей объезда и мало предсказуемой готовностью потребителя платить за доступ к традиционно бесплатному объекту инфраструктуры;
• влияние на экономику страны в объемах, многократно превышающих доходы, полученные от непосредственной эксплуатации объекта. Например, благодаря новому инфраструктурному объекту может произойти активизация экономической жизни региона, созданы дополнительные рабочие места и др. Иными словами, инвестиционным проектам в сфере транспортной инфраструктуры свойственно мультипликативное воздействие на экономику региона и страны в целом.16
Государственно-частное партнерство представляет собой взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях.7
Следует отметить, что единой классификации форм финансового обеспечения ГЧП не существует. Однако эксперты разграничивают понятия «ГЧП-инструменты» и «ГЧП-институты».
К ГЧП-институтам относятся:
- Государственная корпорация «
- Инвестиционный фонд РФ;
- государственные корпорации (ОАО
«РЖД», ГК «Российская
- Российская венчурная компания;
- Агентство по ипотечному
- Фонд ЖКХ;
- Фонд содействия развитию
По источникам финансирования ГЧП-инструменты можно разделить на:
- федеральные целевые
- федеральные адресные
2) инструменты бюджетного
- сервисные контракты;
- контракты жизненного цикла;
3) долевое
финансирование со стороны
4) инструменты частного инвестирования:
- концессионные соглашения;
- инвестиционные соглашения с условиями инвестирования со стороны бизнеса;
5) смешанное финансирование, осуществляемое в ряде комплексных проектов;
6) кредиты и иные финансовые инструменты Внешэкономбанка;
7) субординированные кредиты коммерческих банков, финансирование ими строительной фазы проектов, в том числе и через инфраструктурные депозитные счета;
8) синдицированное кредитование.
Новым источником
финансирования ГЧП стали инфраструктурные
облигации, выпуск которых осуществляется
концессионером в ходе реализации концессионного
проекта. Эмитентом инфраструктурных
облигаций может выступать
Важно подчеркнуть,
что главную роль инициатора и
гаранта в системе
- бюджетные ассигнования через размещение государственных и муниципальных заказов;
- финансирование федеральных
- государственные целевые
- облигационные займы и др.;
2) косвенное финансирование:
- предоставление
- государственное страхование
- субсидирование процентных
- предоставление суверенных государственных гарантий;
- таможенно-тарифное регулирование и др.
С другой стороны, частный бизнес обеспечивает:
- финансовые ресурсы;
- профессиональный опыт;
- эффективное управление;
- гибкость и оперативность в принятии решений;
- способность к новаторству.
Характерной особенностью финансирования ГЧП-проектов является привлечение как внутренних, так и внешних источников.
Внутреннее финансирование обеспечивается из средств предприятия, планирующего осуществить тот или иной проект.
Во внешнем финансировании различают:
1) заемное финансирование:
- инвестиционный
банковский кредит, включая специализированную
инвестиционную кредитную
- целевые облигационные займы;
- лизинг оборудования;
- коммерческий кредит;
2) долевое финансирование:
- дополнительная
эмиссия акций существующего
предприятия, объявляемая для
нужд финансирования
- создание
нового предприятия с
3) смешанное финансирование:
- инновационные кредиты;
- целевая
дополнительная эмиссия
- выпуск
целевых конвертируемых
- мезонинное финансирование.
Анализ практики реализации ГЧП-проектов показал, что одним из барьеров в их финансовом обеспечении является затяжной характер принятия решений на уровне правительственных органов. Сдерживающими факторами также выступают:
- отсутствие
в России сформированного
- лимитирование сумм их финансирования;
- сокращение
размеров Инвестиционного
- недостаточная
ликвидность коммерческих
- ограниченное использование валютных свопов и опционов;
- макроэкономическая неопределенность;
- падение индексов фондового рынка;
- снижение кредитоспособности финансовых институтов (табл. 3).14
Таблица 3
Основные проблемы использования источников финансовых ресурсов для ГЧП-проектов
Источник финансовых средств |
Проблема использования |
Средства федеральных адресных инвестиционных
программ/федеральных целевых |
Сокращение объемов |
Средства Инвестиционного |
Сокращение объема средств Инвестиционного фонда РФ для вложения в проекты в 2009 г. на 57 млрд руб., в 2010 г. – на 20,5 млрд руб. |
Средства Банка развития- |
Крайне высокая нагрузка в связи с уменьшением инвестиций из других источников. |
Информация о работе Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России