Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление с методологией оценки эффективности проектов, реализующихся на основе механизма концессионных соглашений.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- оценить возможность применения концессионных соглашений как формы государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры;
- раскрыть специфические особенности инвестиционных проектов, реализуемых в сфере производственной инфраструктуры.
Объектом исследования являются инвестиционные проекты, реализуемые на основе механизма концессионных соглашений в сфере производственной инфраструктуры.
Введение3
Определение инвестиций. Их роль в инфраструктуре 5
1.1. Основное понятие инвестиций 5
1.2. Классификация инвестиций 5
1.3.Источники осуществления инвестиционной деятельности 7
1.4.Современное состояние объектов инфраструктуры и роль концессионных соглашений в развитии объектов инфраструктуры 9
2. Анализ эффективности инвестиционных инфраструктурных
проектов12
2.1. Особенности инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры и принципы оценки их эффективности 12
2.2. Особенности финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства в регионах Юга России 14
Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России
31
3.1. Преимущества концессионных соглашений в России 31
3.2. Проблемы концессий в России и пути их решения 33
Заключение36
Список использованной литературы38
Продолжение табл. 3
Источник финансовых средств |
Проблема использования |
Инфраструктурные |
Институт относительно не развит, имеется несколько фондов в стадии мобилизации ресурсов. |
Кредиты под покрытие экспортного страхового агентства |
Займы выдаются под гарантию крупного российского банка. |
Акционерное (долевое) финансирование |
Ограничено ввиду |
Банковские средства
|
Ограничено ввиду |
Средства международных |
Доступны только для небольшого ряда проектов. |
Инфраструктурные облигации |
Пенсионные фонды и другие институциональные
инвесторы нуждаются в |
Хеджирование валютных рисков |
Рынок производных инструментов неликвиден и практически не функционирует. Необходимы специальные инструменты со стороны Правительства РФ и Банка развития: квазирыночный валютный СВОП, страхование курсовых рисков, гарантии. |
Средства государственных |
Финансирование может быть точечно использовано для определенных проектов. |
Окончание табл.3
Субординированные кредиты |
Могут быть использованы для финансирования некоторых проектов, но не являются системным решением снижения нагрузки на бюджет. |
Инфраструктурные депозиты |
В России механизм их реализации не развит. |
Венчурное финансирование |
Недостаток менеджеров для управления новыми венчурными компаниями. Проблемы законодательного характера. |
Наибольший объем средств из федерального бюджета в 2009 г. был направлен в субъекты Центрального федерального органа (22,5%), южного федерального органа (18,6%), Северо-западного и Приволжского федеральных органов (по 14,3%). В 2010 г. доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составила:
- в Республике Ингушетия – 94,4%;
- в Чеченской Республике – 80,4%;
- в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Дагестан, Республике Алтай, Республике Калмыкия, Республике Тыва, Забайкальском крае, Магаданской области – 51-77%;
- в Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Иркутской, Сахалинской, Московской областях, Ненецком, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах – 10%.
По сравнению с зарубежной практикой, где собственным источникам финансирования предприятий отводится важная роль (на долю амортизационных отчислений приходится порядка 40% общего объема текущих и капитальных затрат предприятий, прибыли – 30%), в России в 2010 г. за счет прибыли профинансировано 5,5% инвестиций против 20,9% в 1995 г.
В рамках исследования проблем развития государственно-частного партнерства в регионах РФ на примере 13 субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов установлено, что наиболее активно используются ресурсы Инвестиционного фонда РФ.
Следует отметить, что в регионах Юга России:
- реализовано 6 ГЧП-проектов в инфраструктуре и столько же «квазиГЧП-проектов»;
- в процессе реализации находятся 19 ГЧП-проектов и 9 «квазиГЧП-проектов»;
- планируются к реализации 18 ГЧП-проектов и 10 «квазиГЧП-проектов».
Большая часть инвестиций направляется на поддержку транспорта и связи. Вторая отрасль по приоритетности финансирования в регионах Юга России – обрабатывающие производства. Затем следуют операции с недвижимостью, ЖКХ, сельское хозяйство и здравоохранение.
На 01.01.2011 в РФ было подписано 35 инвестиционных соглашений в рамках ГЧП, из них по регионам Юга России – 2.
Завершенными считаются 7, в том числе 3 проекта выполнены с экономией и 2 – с превышением плановой суммы финансирования. Находятся на рассмотрении 221 российский и 22 региональных проекта. Наибольшее количество ГЧП-проектов в стадии реализации в 2011 г. имеют срок до 5 лет – 68,57%.
В РФ по факту использования средств на финансирование ГЧП-проектов 68,77% (311 437,87 млн руб.) приходится на долю инвесторов. В том числе банковского сектора – 10,3% (32 075,49 млн руб.), Инвестиционного фонда РФ – 29,62%. И лишь незначительную часть ассигнуют бюджеты – 1,61%.
По Югу России иная ситуация. Удельный вес источников финансирования практически пропорционален:
- средства Инвестиционного фонда РФ – 31,91%;
- средства
бюджетов всех уровней – 38,09%
- средства инвесторов – 30,0%.
На банковские кредиты приходится 6,1% финансового участия.
В Ставропольском крае сумма инвестиционных кредитов за последние три года выросла на 9,5% (10 139 млн руб.). Около 70% приходится на долю ведущих региональных кредитных организаций, в том числе 13,47% - ОАО «Ставропольпромстройбанк». Наибольший темп роста инвестиционного кредитования отмечен в Северо-Кавказском отделении Сбербанка России (2,16 раза), Ставропольском филиале ОАО «Банк ВТБ» (1,8 раза), Ставропольском филиале ОАО «Газпромбанк» (1,74 раза).
Решению проблемы недофинансирования реального сектора российской экономики в условиях низкой капитализации национальной банковской системы способствует развитие механизма синдицированного кредитования (рефинансирования внешних заимствований) дала возможность ряду крупных предприятий, получив финансовую поддержку, преодолеть критический период. Со стороны коммерческих банков возможно расширение функций по поддержанию ГЧП-проектов. В частности, за счет предоставления гарантий рефинансирования и резервных кредитных линий.
Таким образом, в условиях сокращения государственных ассигнований и ограниченных возможностей для самофинансирования предприятий акцент целесообразно переместить на использование внешних (привлеченных) ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках. Дополнительными источниками финансирования ГЧП-проектов могут стать средства:
- пенсионных фондов;
- страховых компаний;
- физических лиц.
Для реализации
интеграционных возможностей участников
ГЧП следует создавать
Возможно
использование нескольких схем организации
ГЧП в регионе. Так, типичная с
точки зрения привлечения финансовых
институтов схема реализована на
примере проекта «Комплекс
Для реализации проекта целесообразно создание ЗАО «РИП «Невинномысск», капитал которого формируется за счет инвестиций в виде собственных средств ряда компаний г. Невинномысска (20-25%) и кредитов ОАО «Ставропольпромстройбанк» (75-80%) пропорционально вложениям в проект. Ведущую роль в управлении призван сыграть инвестиционный банк ОАО «Ставропольпромстройбанк», который:
- принимает решение об условиях проекта;
- отвечает за процесс участия в тендере, андеррайтинг выпусков ценных бумаг;
- осуществляет
мониторинг исполнения
- предоставляет
кредит ЗАО «РИП «Невинномысск»
Активное использование модели ГЧП с финансовым лидерством способствует как активизации самого процесса создания партнерства, так и снижению государственных издержек.
Пропорции в использовании средств из рассмотренных источников финансирования и решение о том, какую их форму использовать, зависят от доступности финансовых инструментов на рынке и желания кредиторов нести связи с этим особую актуальность приобретает идентификация возможных рисков обеспечения проектов ГЧП для повышения успешности их осуществления. Оценка проектного, систематического и форс-мажорного рисков в ГЧП на основе сочетания индикаторов их качественного и количественного анализа предполагает следующую последовательность процедур:
- с помощью
их качественного анализа
- рассчитывается коэффициент β, идентифицирующий изменение цены на акции организации по сравнению с изменением цен на акции по всем организациям данного сегмента рынка;
- определяется
ставка дисконтирования,
- вычисляется коэффициент дисконтирования;
- рассчитывается чистая приведенная стоимость проекта.
Реализация
алгоритма на практике позволяет
сделать вывод о возможности
принятия проекта государственно-
Таблица 4
Результаты оценки рисков по ГЧП-проектам
Показатель |
Комплекс переработки газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен |
Создание регионального |
Создание регионального |
Общий риск проекта, баллы |
3,235 |
2,896 |
3,167 |
Коэффициент β |
1,325 |
1,289 |
1,316 |
Ставка дисконтирования r, % |
14,0 |
13,8 |
13,9 |
Чистая приведенная стоимость (NPV), млн руб. |
303 534 |
49 834 |
10 388 |
Показатель |
Комплекс переработки газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен |
Создание регионального |
Создание регионального |
Дисконтированный срок окупаемости |
12,1 |
9,3 |
9,7 |
Внутренняя норма |
19,3 |
19,8 |
19.5 |
Окончание табл. 4
Для анализа перспективности форм государственного участия в финансировании ГЧП возможно провести их отбор из нескольких вариантов:
- вложение
государством средств в
- кредитование
проектов через
- субсидирование процентной ставки по кредиту;
- предоставление государственных гарантий;
- предоставление налоговых льгот.
Принципиальным отличием моделей является ограничение на размер государственных средств.
Расчет результатов от использования вложений государства на развитие проектов ГЧП проведен по 1-й, 2-й и 3-й моделям (табл. 5).
Таблица 5
Моделирование объемов финансового участия государства в развитии проектов ГЧП в Ставропольском крае
Проект |
Варианты вложения средств |
Сумма проекта, млн руб. |
Затраты государства на 1 предприятие, млн руб. |
Количество предприятий |
Государственные вложения, млн руб. |
Частные вложения, млн руб. |
Затраты частного бизнеса на 1 предприятие, млн р. |
Доля участия в проекте, ед. | ||||||||
Всего |
Инвестфонд РФ |
Региональный бюджет |
Всего |
Средства ВЭБ |
Банковские кредиты |
Собственные ресурсы предприятий |
Государство |
Госструктуры |
Коммерческие банки |
Частный бизнес | ||||||
Комплекс переработки газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен |
1 |
112 000 |
3 950 |
1 |
3 950 |
2 639 |
1 311 |
108 050 |
- |
- |
108 050 |
108 050 |
0,035 |
- |
- |
0,965 |
2 |
125 440 |
3 950 |
1 |
17 390 |
- |
- |
108 050 |
33 600 |
- |
74 450 |
- |
0,139 |
0,268 |
- |
0,593 | |
3 |
143 360 |
31 360 |
1 |
31 360 |
- |
- |
112 000 |
- |
78 400 |
33 600 |
- |
0,219 |
- |
0,547 |
0,234 |
Информация о работе Преимущества и проблемы концессионных соглашений в России