Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа
цель: изучить взаимодействие двух экономических понятий, такие как инновации и инвестиции и рассмотреть пути управления таким видом финансирования, как привлечения инвестиций в инновации.
Цель обуславливает следующие задачи:
1. Установить экономическое значение и взаимосвязь инвестиций и инноваций;
2. Определить методы управления финансовыми потоками в инновации;
3. Рассмотреть методы прямого инвестирования в инновации;
4. Установить наиболее прямые пути для поступления инвестиций;
5. Рассмотреть ситуацию инвестирования в инновации в Казахстане.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ…………….5
1.1 Экономическая сущность и содержание инвестиций и инноваций………5
1.2 Основные характеристики инвестиций и инноваций……………………..11
1.3 Управление инновационными инвестициями…………………………….13
2 МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ………………….16
2.1 Потребность инноваций в инвестициях………………………………….16
2.2 Финансирование инноваций путем привлечения бизнес-ангелов……..18
2.3 Венчурное финансирование инноваций………………………………….20
3 ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ……………23
3.1 Особенности финансирования инноваций путем привлечения инвестиций………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………30
С учетом этих стадий развития инновационного производства и потребностей в их финансировании, можно выделить несколько этапов финансирования, для каждого из которых характерны конкретные объемы и направления использования финансовых средств:
Рисунок 3 - Этапы развития проекта, потоки финансовых средств и источники финансирования [7,17]
На рисунке 3 представлен график движения денежной наличности типичного инновационного предприятия на различных этапах его становления и развития и указаны источники финансирования, существующие или наиболее подходящие на различных стадиях финансирования. На этом графике движение денежной наличности по отношению к течению времени представлено кривой типа "J", отражающей факт первоначального снижения объемов финансирования на этапе "посева" (эта зона графика известна как "Долина смерти"), когда речь идет о финансовых ресурсах, используемых для обоснования реальности конкретной концепции бизнеса. Если бизнес выходит из упомянутой "долины" и "приживается" на рынке, то движение денежной наличности приобретает позитивную динамику и бизнес постепенно развивается в направлении рынка и переходит на этапы раннего роста и расширения производства. На этих этапах потребности бизнеса в финансовых ресурсах возрастают весьма существенно. Хотя, как правило, потребности в финансировании на этапе "посева" и на стартовом этапе относительно небольшие, эти этапы критически важны для развития бизнеса.
Таким образом, рассмотрев экономическую сущность инноваций и инвестиций, можно сделать вывод, что тандем этих двух понятий может быть вполне перспективным в плане прибыльности в качестве направления развития не только одного конкретного предприятия, но и области в целом для страны. Создание эффективного инновационно-инвестиционного механизма не просто необходимо, оно неотложно. И начинать нужно не только сверху, с формирования федеральной инвестиционной программы и разработки мер по ее реализации, но и снизу, с отбора и быстрого воплощения в жизнь конкретных инвестиционных проектов и региональных программ, с координацией усилий дееспособности агентов и инновационно-инвестиционного рынка. Несмотря на трудности, сопряженные с финансированием и внедрением инновационных проектов, инвестиции в них должны осуществляться.
2 МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
2.1 Потребность инноваций в инвестициях
Деятельность инновационных
Другой чертой, характерной для инновационных предприятий на начальных этапах их развития, является ситуация информационной асимметрии. Предприниматели, опирающиеся в своей деятельности на свой опыт, знания, производственные навыки и межличностные отношения, имеют уникальные шансы распознать конкретные возможности бизнеса и оценить их рыночный потенциал. Что же касается потенциальных инвесторов, то они не могут проверить, действительно ли существует реальная база для реализации конкретной возможности, и не могут отличить деловые возможности высокого и низкого качества. В экономике, развитие которой основано на использовании знаний, это происходит в силу того, что трудно правильно оценить ценность знаний или других нематериальных активов, которыми располагает предприниматель. В этих условиях потенциальные инвесторы либо предлагают финансирование по непомерно высокой цене, либо полностью выходят из сферы финансирования ранних стадий развития данного бизнеса (то есть рынок не работает).
Ценность инновационного предприятия основывается на его долгосрочном потенциале роста, обеспечиваемом научными знаниями и интеллектуальной собственностью. Это порождает специфические характеристики процесса генерирования потоков наличности, с учетом которых инвесторы должны обладать колоссальными выдержкой и терпением в ожидании отдачи на свои вложения. Для движения потоков наличности этих предприятий характерны неопределенность и неустойчивость, до начала генерирования первых поступлений наличности проходит значительное время. Кроме того, у инновационных предприятий нет физических активов, которые могли бы служить залоговым обеспечением.
Многие из традиционных источников финансирования ранних этапов становления предприятий не могут быть использованы немедленно или не являются достаточно подходящими для инновационных предприятий. Личные средства инициаторов таких проектов, а также средства их семей и друзей играют важную роль на этапе "посева" предприятия, но часто их оказывается недостаточно для удовлетворения нужд предприятия по мере того, как его перспективы становятся более привлекательными.
Поскольку инновационным предприятиям требуется относительно продолжительное время, прежде чем они смогут генерировать денежные средства, то для них не подходят методы краткосрочного финансирования такие, как привлечение торговых кредитов и авансов потребителей, очень эффективные применительно к бизнесу, ориентирующемуся на заполнение ниш на сложившихся рынках и производствах. Кроме того, из-за неопределенности результатов технико-экономического анализа инновационных предприятий, нематериального характера их активов, нестабильности потоков денежных средств и в силу отсутствия достаточной оперативной истории бизнеса, трудно организовать финансирование таких предприятий с привлечением заёмного капитала. Хотя в личном качестве инициаторы инновационных предприятий могут получать ссуды банка, для обслуживания таких ссуд, в случае их использования для деятельности на этапе "посева", не дающей отдачи в краткосрочной перспективе, им могут вскоре потребоваться и истощиться их личные ресурсы.
Выплаты в порядке поощрения (например, гранты) являются возможным источником финансирования разработки предварительной концепции и исследования рынка. Гранты не подлежат возвращению и часто служат важным документом, сертифицирующим достижения получающего грант предприятия, когда такие предприятия обращаются за частным капиталом для своего дальнейшего развития [7,18].
Пожалуй, наиболее подходящей формой финансирования инновационных предприятий на этапе их становления, учитывающей специфику рисков таких предприятий и их потенциальную прибыльность, являются внешние прямые инвестиции в акционерный капитал или аналогичные им инвестиции (такие, как кредиты, конвертируемые в акции предприятия, инвестиционные займы). Основными источниками такого финансирования являются бизнес-ангелы и фонды венчурного капитала , хотя основная часть фондов венчурного капитала обычно предпочитает иметь дело с компаниями, уже имеющими разработанные продукты. В обмен на предоставляемое финансирование они получают часть акций соответствующей компании, что позволяет им участвовать во всех доходах от реализации потенциала роста предприятия, если такие доходы будут получены. Кроме того, такие инвесторы в акционерный капитал приобретают значительные права контроля и осуществляют обстоятельный мониторинг процессов, что позволяет им управлять риском снижения стоимости своих инвестиций. Наконец, часто они являются для предприятий источниками ценных экспертных знаний и деловых связей, увеличивая тем самым коммерческий потенциал таких предприятий.
2.2 Финансирование инноваций
путем привлечения бизнес-
Бизнес-ангелы - это богатые люди, которые покупают акции перспективных предприятий. Помимо капитала они также приносят в предприятие полезные для предпринимателя опыт ведения бизнеса и деловые связи. Эти инвесторы предоставляют основную часть стартового капитала высокотехнологичных и динамичных предприятий. Представление о масштабах деятельности этой категории инвесторов дает информация о том, что в 2006 году в США инвестиции бизнес-ангелов в 51 000 предприятий составили 25,6 млрд. долл. США [8], а инвестиции фирм венчурного капитала в примерно 3 500 предприятий – 26,1 млрд. долл. США. Различия между показателями деятельности этих источников финансирования еще более существенны на этапах "посева" и стартовых операций: на инвестиции в предприятия, находящиеся на начальной стадии развития, пришлось почти 46% инвестиций бизнес-ангелов, тогда как венчурные фонды направили в такие предприятия лишь 20% своих средств. По расчетам, количество активных бизнес-ангелов в США составляет порядка 234 000 человек [8]. Хотя сводной, охватывающей всю Европу, информации по этому вопросу нет, имеются разрозненные данные, подтверждающие характеристики рассматриваемого явления, отмеченные в США, а именно, что в европейских странах на рынке "посевного" капитала бизнес-ангелы более активны, чем фонды венчурного финансирования, инвестируя в большее число предприятий и в больших объемах: так, в 2011 году инвестиции бизнес-ангелов составили 127 млн. евро в 687 предприятий, тогда как венчурные фонды инвестировали 97 млн. евро в 416 предприятий [9]. Исходя из оценок национальных федераций сетей бизнес-ангелов, Сеть европейских бизнес-ангелов полагает, что ежегодно от 50 000 до 75 000 бизнес-ангелов инвестируют в предприятия на начальной стадии развития не менее 3 млрд. евро, и эта сумма сопоставима с общим объемом инвестиций в такие предприятия, осуществляемых венчурными фондами. Все большее число европейских бизнес-ангелов проявляет интерес к трансграничным инвестиционным операциям.
Бизнес-ангелы представляют собой самостоятельную подгруппу неформальных инвесторов. Помимо бизнес-ангелов неформальными инвесторами на начальных стадиях развития инновационной деятельности являются семья, друзья и родственники инициаторов проекта. Рассмотрение всей совокупности неформальных инвесторов дает представление об их весьма значительном участии в финансировании. По последним оценкам, в 42 странах, принимающих участие в проекте Глобальный монитор предпринимательской деятельности (ГМПД), в 2011 году 208 млн. неформальных инвесторов предоставили на перспективные проекты предпринимателей свыше 600 млрд. долл. США. На рисунке 4 представлены указанные в исследовании ГМПД объемы неформального финансирования по отдельным странам в процентах от ВВП. Во многих странах они почти достигают или превышают 1% ВВП.
Рисунок 4 – Доля неформальных инвестиций в %ВВП, 2011 год [10]
Из диаграммы 3 видно, как распределяются неформальные инвесторы по странам. Из представленных данных следует, что неформальным инвестором является каждый тридцатый человек из взрослого населения. По некоторым оценкам, в глобальных масштабах неформальные инвесторы участвовали в финансировании 99,9% всех компаний и предоставили 91% всех соответствующих инвестиций. Более глубокий анализ данных об этих инвесторах показал, что 57,3% их числа составляют близкие и другие родственники инициаторов проектов, 34,1% - их друзья, соседи или коллеги по работе, и 5,8% - незнакомые лица [10].
Эти данные отражают тот факт, что неформальные инвесторы играют особую роль в процессе финансирования предпринимательской деятельности: они участвуют в "посеве" большого количества предприятий с весьма неопределенными перспективами, лишь немногие из которых выйдут на более продвинутые этапы развития и смогут привлечь венчурный капитал для поддержки дальнейшего роста. Критически важным является то обстоятельство, что наперед очень трудно выявить предприятия с высоким потенциалом, и потому предпринимается большое число попыток создания таких предприятий. Приведенная информация также свидетельствует о том, что во всех странах существует значительное количество неформальных инвесторов, активизация и вовлечение которых в финансирование новых предприятий может оказать существенное влияние на условия предпринимательской и инновационной деятельности в соответствующих странах.
Вероятно, основные трудности на рынке бизнес-ангелов связаны с неэффективностью потоков информации между бизнес-ангелами и предпринимателями, в результате чего и бизнес-ангелов, и предпринимателей высокого профессионального уровня трудно найти. Поэтому информация об источниках финансирования и о возможностях инвестиций не всегда находит друг друга. Одним из методов решения этой проблемы является создание сетей бизнес-ангелов, позволяющих объединять в один пул финансовые ресурсы, знания и информационные ресурсы нескольких групп бизнес-ангелов, так чтобы они были более заметными для потенциальных предпринимателей, привлекали большие потоки деловых предложений бизнеса и в этой связи имели доступ к более качественным предложениям и могли применять более формализованные процедуры отбора проектов для инвестиций. Многие бизнес-ангелы, обладающие большим опытом ведения бизнеса и предпринимательской деятельности, могут внести поистине бесценный вклад в организацию начальных стадий развития предприятий. Разумеется, бизнес-ангелы далеко не одинаковы: среди них есть активные и пассивные люди, новички и опытные профессионалы бизнеса, и соответственно, величина фактической стоимости, добавленной этими бизнес-ангелами (помимо их финансовых ресурсов) также может существенно отличаться друг от друга.
Информация о работе Особенности управления инновационными инвестициями