Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:06, реферат
Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.
Введение
1. Структура пенсионной системы в Украине
2. Состояние и проблемы пенсионной реформы
3. Международные стандарты построения пенсионной системы
Заключение
Список литературы
Научные исследования и актуарные расчеты, осуществленные сотрудниками Института демографии и социальных исследований НАН Украины, предупреждают, что время, необходимое для создания системы всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, с момента принятия Закона о Накопительном фонде и до начало его деятельности, должно составлять по меньшей мере 1,5 года. Предполагается установить страховые взносы в размере 2% с последующим ежегодным повышением на 1% до 7%. Финансовый рынок будет иметь достаточно времени, чтобы подготовиться к размещению пенсионных средств. Банковская система как основной игрок на финансовом рынке сможет при введении накопительной пенсионной системы использовать дополнительный инвестиционный ресурс. По прогнозам в 2009 г он будет составлять 2,8 млрд. грн., а в 2014 - 23 млрд. грн. Задержка с принятием Закона о Накопительном фонде автоматически отодвигает на более поздние сроки осуществление мер, направленных на поддержку экономики за счет страховых пенсионных взносов, и влияет на сроки введения накопительной системы.
Кроме того, современная демографическая ситуация требует скорейшего внедрения второго уровня пенсионной системы, поскольку солидарная система эффективна лишь при условии расширенного воспроизводства поколений. В условиях депопуляции, которая будет оставаться основной тенденцией демографического развития Украины в ближайшие 50 лет, солидарная система будет финансово неспособной обеспечить достойный уровень пенсий. По прогнозам до 2055 г. численность населения Украины уменьшится, по оптимистическому варианту, на треть, а по пессимистическому - вдвое. Численность населения будет сокращаться, несмотря на рост рождаемости и продолжительности жизни, причем в структуре населения будет уменьшаться именно доля лиц трудоспособного возраста. Как следствие, нагрузка на население трудоспособного возраста увеличится с современных 394‰ до 872‰ в 2055 г. Даже постепенное повышение пенсионного возраста женщин позволит сдерживать рост этой нагрузки лишь до 2015 г., а в дальнейшем она будет продолжать увеличиваться.
В Украине негосударственные
пенсионные фонды уже созданы. Однако
они еще не получили надлежащего
развития, несовершенным остается нормативно-правовое
регулирование условий участия
в негосударственном пенсионном
обеспечении страховых
Количество негосударственных пенсионных фондов в Украине по состоянию на начало 2008 г. почти достигло отметки 100 фондов. Активы негосударственных пенсионных фондов по результатам работы в 2007 г. выросли более чем вдвое и достигли приблизительно 300 млн. грн.
Распределение негосударственных пенсионных фондов по видам отражено на рисунке 2.2.
Региональное распределение выглядит следующим образом: наибольшее количество НПФ зарегистрировано в Киеве - 65 из 97; остальные размещены в регионах (Днепропетровская обл. - 10, Донецкая обл. - 5; Харьков - 4; Львов - 4; Ивано-Франковск - 4; Симферополь - 1; Сумы - 1; Черкассы - 1; Херсон - 1; Запорожье - 1.
Активами НПФ управляют 44 компании по управлению активами, 16 из которых заключили договора на обслуживание с несколькими НПФ.
На конец III квартала 2007 г. участниками НПФ по заключенным контрактам являются почти 260 тыс. физических лиц, что составляет около 1,3% экономически активного населения Украины трудоспособного возраста. Наибольшее количество вкладчиков - вкладчики открытых НПФ. Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г. отражены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 - Основные показатели деятельности НПФ на конец 2007 г. |
|||
Название | Единица измерения | На конец 2007 г. | |
Общее количество НПФ, внесенных в Реестр финансовых учреждений | шт. | 97 | |
Количество администраторов НПФ, имеющих соответствующую лицензию | шт. | 40 | |
Общее количество участников НПФ | тыс. лиц | 278,7 | |
Общее количество вкладчиков НПФ | шт. | 42315 | |
Пенсионные взносы | млн. грн. | 237,2 | |
Чистая стоимость пенсионных активов НПФ | млн. грн. | 278,5 | |
Инвестиционный доход НПФ | млн. грн. | 68,1 | |
Остаются нерешенными вопросы по созданию новых надежных финансовых инструментов, которые смогут обеспечить доходность пенсионных активов. Законодательно не урегулирован вопрос о выпуске в обращение средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг Украины, ипотечных и долговых ценных бумаг, депозитных сертификатов и валютных депозитов украинских коммерческих банков с выплатой валютных процентов.
Нет четких позиций относительно сроков практического проведения пенсионной реформы с учетом нынешнего состояния экономики, демографической ситуации, а также стабилизации пенсионной системы. Одобренная Стратегия развития пенсионной системы имеет декларативный характер и требует неотложной разработки конкретных мер по ее выполнению и надлежащему организационному, кадровому и материально-техническому обеспечению.
Если жизнеспособность пенсионной реформы в ближайшее время не будет подтверждена, это повлияет на сроки введения всеобщей обязательной накопительной системы в наиболее благоприятный период (2008-2009 гг.) и отложит существенное увеличение пенсионных доходов граждан на более поздний срок, создаст дополнительные проблемы для государственного бюджета и Пенсионного фонда Украины, при этом инвестирование пенсионных средств в экономику и развитие финансовых рынков вообще растянется на неопределенное время.
Таким образом,
предпосылками успешного
- сбалансированность солидарной пенсионной системы как основы пенсионного обеспечения украинских граждан;
- разработка
и создание необходимой
- способность
правительственных структур
- готовность
финансового рынка к
- административная
способность центральных и
- ликвидация
высоких рисков, связанных с возможным
сокращением поступлений в
- повышение уровня
ответственности центральных и
местных органов
Таким образом, в целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики.
3 Международные
стандарты построения
Реформирование
системы пенсионного
Существует много классификаций пенсионных систем, однако способ финансирования пенсионных выплат является одним из важнейших критериев такой классификации.
В мировой практике
применяется солидарная (или перераспределительная)
и накопительная схемы
Преимуществом солидарной системы является отсутствие значительных расходов на ее администрирование, определенность в механизме перераспределения средств и установлении ставки отчислений, стабильность источников доходов, формируемого за счет налоговых отчислений из фонда оплаты труда.
Однако перераспределительный способ финансирования характеризуется наличием льгот по уплате, не имеющих финансового обоснования, высокой зависимостью от демографических показателей.
Максимальная граница пенсий в солидарной системе определяется путем ограничения размера фонда оплаты труда, с которого взимаются пенсионные взносы, или установлением максимальной величины пенсии. Согласно украинскому законодательству максимальная величина заработной платы, с которой платятся страховые взносы и которая учитывается для начисления пенсии, не должна превышать 7 средних заработных плат в стране (ст. 41 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).
Минимальный размер пенсии определяется по тем же принципам, что и максимальная граница, или как процент к минимальной заработной плате.
В накопительной системе до момента осуществления пенсионных выплат происходит аккумулирование средств застрахованных лиц в пенсионных фондах и их дальнейшее инвестирование с целью получения дополнительной прибыли.
Как правило, в
накопительной системе
Вместе с тем административное управление накопительной схемой имеет высокую стоимость: от 0,3% (в развитых странах) до 20% (в странах с переходной экономикой) от величины активов пенсионных фондов.
Пенсионные системы
также классифицируются по принципу
обязательности и добровольности участия
в пенсионной системе работников.
Обязательность участия предусматривает
ответственность государства
Добровольность
предусматривает возможность
Виды индексации также являются критерием, по которому классифицируются пенсионные системы. Индексация применяется с целью защиты покупательной способности сбережений. Как правило, индексация проводится тремя путями: