Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:06, реферат
Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.
Введение
1. Структура пенсионной системы в Украине
2. Состояние и проблемы пенсионной реформы
3. Международные стандарты построения пенсионной системы
Заключение
Список литературы
Министерство инфраструктуры Украины
ОНАС
им. А.С.Попова
Реферат на тему:
«Особенности
пенсионной системы
Украины»
Подготовила:
студентка 3 курса
группы МО-3.01
Данилицкая
Наталия
Содержание
Введение
1. Структура пенсионной системы в Украине
2. Состояние и проблемы пенсионной реформы
3. Международные стандарты построения пенсионной системы
Заключение
Список литературы
Введение
События и процессы, происшедшие в Украине за последнее десятилетие, характеризуются многими изменениями в экономической, социальной и общественной жизни. Им присуща стремительная динамика, которая не обошла и вопросы национальной безопасности Украины, составной частью которой все больше выступает социальная безопасность. Наряду со многими другими социальными вопросами, которые приходится решать Украине, важной составной частью является пенсионная реформа, начавшаяся в 2004 г. Данная реформа должна стать основой социальной защиты пенсионеров, доля которых в настоящее время составляет 28,4%.
Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.
1.Структура
пенсионной системы
в Украине
Структура пенсионной системы отражена в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV и Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» от 9 июля 2003 года № 1057-IV.
Пенсионная система является трехуровневой:
1 Первый уровень -- солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.
2 Второй уровень -- накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, базирующаяся на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законом.
3 Третий уровень -- система негосударственного пенсионного обеспечения, базирующаяся на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений в целях получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.
Первый и второй
уровни системы пенсионного
В таблице 1.1 отражены субъекты системы пенсионного страхования в Украине.
Таблица 1.1 - Субъекты системы пенсионного страхования в Украине | ||
Субъекты | Характеристика | |
Субъектами солидарной системы | ||
застрахованные лица, а в отдельных случаях, определенных законодательством, - члены их семей и прочие лица | физическое лицо, которое подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которого уплачиваются или уплачивались в установленном законом порядке страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование | |
страхователи | работодатели и другие лица, которые уплачивают страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование | |
Пенсионный фонд | ||
уполномоченный банк | банк, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и производит расчетно-кассовые операции со средствами Пенсионного фонда | |
предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий | ||
Субъекты системы накопительного пенсионного обеспечения | ||
лица, от имени и в пользу которых осуществляется накопление и инвестирование средств | ||
предприятия, учреждения, организации и физические лица, осуществляющие перечисление взносов в систему накопительного пенсионного обеспечения | ||
Накопительный фонд | целевой внебюджетный фонд, который аккумулирует страховые взносы застрахованных лиц, учитываемые на накопительных пенсионных счетах и инвестируемые в целях получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц, пенсионные активы которого используются для оплаты договоров страхования пожизненных пенсий или единовременных выплат застрахованным лицам, а в случаях, предусмотренных предусмотренные законодательством, членам их семей или наследникам и на другие цели | |
негосударственные пенсионные фонды | негосударственный пенсионный фонд, созданный и действующий в соответствии с законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении | |
юридические лица, осуществляющие административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и управление их пенсионными активами | ||
хранитель | банк, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности и соответствующий требованиям законодательства в части хранения и обслуживания средств Накопительного фонда | |
страховые организации | юридические лица, исключительным видом деятельности которого является страхование жизни, имеет соответствующую лицензию, выданную в установленном законодательством порядке, и осуществляет страхование и выплату пожизненных пенсий | |
Виды пенсионных выплат отражены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Виды пенсионных выплат | ||
За
счет средств Пенсионного фонда
в
солидарной системе назначаются следующие пенсионные выплаты |
За счет средств
Накопительного фонда, учитываемых
на накопительных
пенсионных счетах, осуществляются следующие пенсионные выплаты |
|
пенсия по возрасту | пожизненная пенсия с установленным периодом | |
пенсия
по инвалидности вследствие общего заболевания
(в том числе увечья, не
связанного с работой, инвалидности с детства |
пожизненная обусловленная пенсия | |
пенсия в связи с потерей кормильца | пожизненная пенсия супругов | |
единовременная выплата | ||
Реформа солидарной системы предполагает:
- охват системой
обязательного
- введение новой формулы начисления пенсий, которая подразумевает расширение периода расчета заработной платы при назначении размеров пенсии (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), отнесение к страховому стажу периодов, за которые уплачены страховые взносы, зависимость будущего размера пенсий от величины заработной платы, с которой уплачивались пенсионные взносы. Сегодняшним пенсионерам будет дано право на перерасчет назначенной им пенсии по условиям законодательства;
- сохранение права выхода на пенсию в 55 и 65 лет, с одновременной возможностью более позднего выхода а пенсию с повышением размеров пенсии от 3% за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32% за десять лет более позднего выхода на пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится период, в течение которого лицо уплачивает взносы в Пенсионный Фонд, а значит и размер пенсии соответственно увеличится;
- размер источников
финансирования пенсий, назначенных
по разным пенсионным
- экономическое стимулирование граждан до выхода на пенсию в более позднем возрасте без законодательного повышения действующего пенсионного возраста;
- финансирование из государственного бюджета дефицита денежных средств в рамках солидарной системы, в случае его возникновения;
- постепенное введение системы управления Пенсионным фондом на основе паритетного представительства сторон социального партнерства (представителей государства, работодателей и работающих).
Таким образом, первый уровень представляет собой систему пенсионных выплат, взносы в которую уплачиваются всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет их денег выплачиваются страховые пенсии и устанавливается минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам, которые имеют небольшой страховой стаж и (или) размер заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы, а также низкие размеры пенсии, предназначается выдача целевой социальной помощи, которая позволит обеспечить им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут установлены исходя из финансовых возможностей государственного бюджета Украины. В реформировании солидарной системы размер пенсии зависит от размера заработной платы, с которой уплачиваются пенсионные взносы, и страхового стажа, в течение которого они осуществлялись, что достигается путем освобождения Пенсионного фонда от осуществления не свойственных ему выплат (т.е. разграничение источников финансирования выплат пенсий, установленных разными социальными программами) и введение системы персонифицированного учета ведомостей о заработной плате и уплате пенсионных взносов, на основе которых будут назначаться и уплачиваться пенсии. Введение и обслуживание такой системы осуществляется Пенсионным Фондом.
Создание второго уровня пенсионной системы означает утверждение в стране системы общеобязательного накопительного пенсионного страхования. Суть такой системы состоит в том, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменным) накапливается в едином Накопительном фонде и учитывается на индивидуальных накопительным пенсионных счетах граждан, на которых учитываются такие взносы. Данные денежные средства инвестируются в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионными средствами осуществляют компании управления активами (для которых эта деятельность будет профессиональной и лицензированной), отобранными на конкурсе - трендовой основе. При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать согласно с требованиями законопроектов в отношении инвестирования, рынков, на которых можно будет осуществлять инвестирование и требований диверсификации инвестиционных вложений. Непосредственное сбережение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, которые будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Деньги, которые учитываются на индивидуальных накопительных счетах граждан, считаются собственностью граждан, и они могут воспользоваться ими при достижении пенсионного возраста (или в случаях. предусмотренных законом, раньше срока, например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.
Введение второго уровня пенсионного страхования позволит:
- увеличить общий
размер пенсионных выплат за
счет получения
- усилить зависимость
размера пенсии от трудового
оклада, а также усилить
- уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда работодателей за счет пересчета части обязательных пенсионных взносов в Накопительный фонд;
- унаследовать
денежные средства, находящиеся
на персональном пенсионном
- создать мощный источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики;
- разделить риски
выплаты низких размеров
- повысить эффективность
управления системой
Законопроектом также предусматривается, что, начиная с 2018 г., гражданам будет дано право, в случае их желания, перевести их обязательные пенсионные сбережения из Накопительного фонда в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд, т.е. на третий уровень пенсионной системы. Это позволит застрахованным лицам самостоятельно решать, какая инвестиционная политика наиболее благоприятна для инвестирования из пенсионных сбережений, а также - в большей мере влиять на размер своей будущей пенсии.
Третий уровень
пенсионного обеспечения