Особенности пенсионной системы Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.

Содержание

Введение
1. Структура пенсионной системы в Украине
2. Состояние и проблемы пенсионной реформы
3. Международные стандарты построения пенсионной системы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инвестирование (реферат).doc

— 182.00 Кб (Скачать)
 
Таблица 1.3 - Типы негосударственных  пенсионных фондов  
Тип пенсионного  фонда Характеристика  
Открытые  пенсионные фонды будут основываться юридическими лицами, участниками этих фондов будут граждане, которые осуществляют туда добровольные пенсионные взносы. Такие фонды могут созданы  и на муниципальном уровне, что  расширяет возможности регионов в решении социальных вопросов.  
Корпоративны  пенсионные фонды будут основываться работодателями и участниками таких  фондов будут граждане, связанные  трудовыми отношениями с такими работодателями. При создании корпоративных  пенсионных фондов работодатели берут  на себя безусловное обязательство уплачивать налоговые пенсионные взносы в пользу своих работников.  
Профессиональные  пенсионные фонды создаются объединениями  граждан или юридических лиц  по профессиональной принадлежности. Участниками таких фондов будут  граждане, объединенные родом профессиональной деятельности.  
     

Другой формой сбережения в третьем уровне будет  открытие пенсионных депозитных счетов в банковских учреждениях или  страховых организациях по инициативе отдельно взятого лица.

Важным является то, что система негосударственных пенсионных фондов позволяет также осуществлять взносы работодателей по формированию пенсионных сбережений их работников. Предполагается, что для работодателей, которые использую вредные условия производства, обеспечение пенсионных отчислений в пользу таких работников станет обязательным (такие отчисления будут осуществляться в профессиональные или корпоративные пенсионные фонды). Взносы в негосударственные пенсионные фонды, как со стороны работников, так и со стороны работодателей, а также полученный ни них инвестиционный доход будут пользоваться налоговыми льготами. Размер пенсии в такой системе зависит от размера страховых взносов и периода, в течение которого эти взносы накапливались, и размера полученного инвестиционного дохода.

Схема функционирования предполагает следующий порядок:

- Рада фонда  составляет с администратором  пенсионного фонда договор;

- Рада фонда  согласовывает договор об управлении  активами пенсионного фонда с  компанией по управлению активами (КУА);

- Рада фонда  согласовывает с хранителем договор об обслуживании пенсионного фонда хранителем;

- администратор  от имени пенсионного фонда  подписывает с вкладчиками пенсий  контракты, предоставляет информацию  о состоянии индивидуальных пенсионных  счетов;

- КУА дает  хранителю распоряжение о внесении активов пенсионного фонда в инвестиции;

- хранитель предоставляет  КУА информацию об осуществлении  операций по инвестированию;

- администратор  дает распоряжения хранителю  в отношении перерасчетов денег  для оплаты услуг, которые предоставляются  пенсионному фонду, пенсионных выплат и т.д.;

- администратор  предоставляет информацию о сумме  пенсионных взносов, суммы выплат, которые будут осуществлены за  счет пенсионных активов;

- КУА предоставляет  отчетность об управлении активами  пенсионного фонда раде пенсионного фонда;

- администратор  предоставляет отчетность по  негосударственному пенсионному  обеспечению.

Все перечисленные  направления реформирования пенсионной системы направлены на обеспечение  надежной защиты пенсионных сбережений и прав застрахованных лиц в системе обязательного и добровольного пенсионного страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы и перспективы пенсионной реформы

Пенсионная реформа  продвигается медленно. Прогнозируемы  преобразования действующей системы  пенсионного обеспечения в новую, современную страховую трехуровневую пенсионную систему, которая гарантировала бы гражданам Украины пенсии, адекватные их труду, обеспечивала сбалансированность экономических и социальных интересов в государстве, существенно повысила уровень доходов лиц пенсионного возраста, усилила стимулы к труду и росту заработной платы, не дали положительных результатов, а выполнение мер, предусмотренных правительственной Стратегией развития пенсионной системы, принятой в декабре 2005 г., фактически прекратилось.

Неоднократное повышение минимального размера  пенсий до размера прожиточного минимума без определенных источников финансирования, не сбалансированное с ростом средней  заработной платы и финансовыми  возможностями Пенсионного фонда  Украины, привело к финансовому кризису пенсионной системы. Дефицит денежных средств Пенсионного фонда в 2005 г. был покрыт государственным бюджетом (суммарная часть денежных средств государственного бюджета в 2005 г. составляла 23 млрд. грн., или 35,1% бюджета Пенсионного фонда). В 2006 г. на подобные цели израсходовано около 17,8 млрд. грн., из которых 7,3 млрд. грн. поступило за год из государственного бюджета на покрытие дефицита денежных средств для выплаты пенсий. Главный фактор роста расходов Пенсионного фонда и государственного бюджета - демографический кризис, вследствие которого украинцы стали одной из самых старых наций мира. Доля лиц в возрасте свыше 60 лет за пять последних лет увеличилась с 20,4% до 20,9%. Начина с 2001 г. количество людей пенсионного возраста и возраста свыше 60 лет начало превышать количество детей.

На поступления  в Пенсионный фонд Украины также  влияет высокий уровень демографической  нагрузки на трудоспособное население (13,2 млн. пенсионеров на 15,6 млн. плательщиков налогов) - один из самых высоких в Европе, а также наличие у значительной части застрахованных лиц льгот по уплате взносов (упрощенное налогообложение) и низкая заработная плата, которая у работающих ниже прожиточного минимума. Эти факторы усиливают несбалансированность солидарной системы, сдерживают внедрение накопительной системы пенсионного страхования и отрицательно влияют на развитие негосударственного пенсионного обеспечения.

Пенсионные выплаты  составляют около 15% ВВП, на них направляются 19% расходов государственного бюджета. По действующему законодательству в Украине сохраняется самый низкий среди других стран мира пенсионный возраст для мужчин и женщин, установлено большое количество льготных пенсий. Привязка пенсий к минимальной заработной плате и прожиточному минимуму привели к уравниловке минимальной и средней пенсии, что в значительной степени влияет на трудовую мотивацию работающих и вызывает недовольство среди пенсионеров.

Существует ряд  проблем в области солидарной системы пенсионного обеспечения. Вследствие несовершенной работы центральных и местных органов исполнительной власти не улучшается дисциплина по уплате страховых пенсионных взносов, медленно осуществляется детенизация занятости и доходов, что является значительным резервом для финансовой стабилизации пенсионной системы и системы социального страхования в целом. Как следствие, в настоящее время взносы в Пенсионный фонд уплачивают лишь 75% общей численности занятого населения, а из базы начисления укрывается около трети фонда оплаты труда. Остро стоит вопрос о фактическом участии в пенсионном страховании физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности. Эта категория населения в будущем может не получить права на трудовую пенсию, поскольку она уклоняется от обязанности содержать нынешнее поколение пенсионеров, не придерживается принципа, на котором основывается солидарная система. Низкий размер взносов этой категории приводит к общему занижению заработанных пенсий и является одним из факторов их уравниловки.

Задолженность по уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование предприятий, учреждений и организация на 1 января 2007 г. составляет свыше 1,1 млрд. грн. На рисунке 2.1 график отражает зарплату, из которой уплачиваются пенсионные взносы, и реальная зарплата.

В солидарной системе реформирование свелось к введению новой формулы расчета пенсии, которая фактически не срабатывает, поскольку размер минимальной пенсии выше заработной. Пенсионная система и в дальнейшем остается в системе ручного управления, страховые начала подменяются повышением пенсий по категориальным признакам, что приводит к усилению зависимости пенсионной системы от государственного бюджета.

Приведение с 2005 г. минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру  прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, привело к значительной уравниловке в размерах назначенных пенсий, что нивелирует значимость трудового вклада как основного показателя реформируемой пенсионной системы. Средний размер пенсионных выплат на 1 января 2007 г. составлял 477,77 грн., т.е. увеличился по сравнению с 2006 г. на 17%, с 2005 г. - на 34%, с 2004 г. - в 2,6 раза. Отношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате составляет в настоящее время 43,3%. Почти 80% пенсионеров получают практически одинаковую пенсию, а 13,4% - меньше прожиточного минимума.

Кроме уравниловки  пенсий допущено еще одно нарушение  принципа социальной справедливости в  отечественной пенсионной системе - неравные условия назначения пенсий для разных категорий населения, особенно по профессиональному признаку, что является элементом дискриминации. Основной фактор дифференциации пенсии в настоящее время - законы, по которым они назначаются (табл. 2.1).

 
Таблица 2.1 - Распределение  пенсионеров по законам, на основании которых  назначена пенсия, и размер пенсии (по данным Пенсионного  фонда по состоянию на 1 января 2006 г.)  
Законы Лиц Размер пенсии (грн. в месяц)  
Всего пенсионеров 13449493 406,82  
из  них по законам:      
О всеобщем обязательном государственном пенсионном страховании 12702906 397,29  
О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел 83089 602,32  
О статусе  и защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы 67394 912,69  
О государственной  службе 71839 943,33  
О прокуратуре 4397 1743,87  
О статусе народного депутата Украины 636 14708,33  
Положение о помощнике-консультанте народного  депутата Украины 609 1315,6  
О статусе  судей 9 1655,56  
О судебной экспертизе 207 845,41  
О научной  и научно-технической деятельности 79111 989,86  
О государственной поддержке СМИ и защите журналистов 3042 803,48  
Таможенный  кодекс Украины 19 610,53  
О службе в органах местного самоуправления 5600 711,2  
О НБУ 325 1186,77  
О дипломатической  службе 1 1000  
Пенсионеры, получающие пенсии от силовых министерств 610284 1262  
       

В программе  социально-экономического развития Украины  задекларированы намерения ввести второй уровень всеобщей обязательной накопительной системы государственного пенсионного страхования и установить ориентировочные сроки ее введения с 1 января 2009 г. Заключительными положениями Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлен ряд условий, от выполнения которых зависит принятие Закона о направлении части страховых взносов в накопительный фонд.

Указанные условия можно подразделить на две группы:

1 Экономические условия  для создания Накопительного  фонда:

- обеспечение  выплаты пенсий в солидарной  системе на уровне не ниже  прожиточного минимума;

- рост ВВП  ежегодно должен составлять не  менее 2%, такая тенденция должна сохраняться в последующие два года;

- бюджет Пенсионного  фонда должен быть бездефицитным.

2 Технические условия:

- создание автоматизированной  системы Накопительного фонда  общеобязательного государственного  пенсионного страхования;

- разработаны новые формы предоставления отчетности;

- создание и  передача в эксплуатацию программного  обеспечения приема отчетности;

- разработана  модель информационного взаимодействия  Пенсионного фонда Украины как  администратора Накопительного  фонда со вторыми субъектами системы: органами государственного надзора и регулирования, хранителем и компаниями по управлению активами.

Хотя эксперимент  по созданию автоматизированной системы  Накопительного фонда общеобязательного  государственного пенсионного страхования  почти завершен (проводился согласно постановлению КМУ от 14 сентября 2005 г. №909), работы по подготовке к внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования продолжается. Впереди - отборка механизмов работы с реальными деньгами, расширение функциональности системы в связи с включением в нее новых элементов, внедрение отчетности в систему персонифицированного учета сведений и т.д.

В свзяи с  этим продолжается подготовка принятию законопроектов «О внедрении накопительной  системы общеобязательного государственного пенсионного страхования» и «О проведении эксперимента по организационно-техническому обеспечению введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования».

Информация о работе Особенности пенсионной системы Украины