Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:06, реферат
Пенсионная реформа продвигается медленно, что связано с экономической и демографической ситуацией в стране. В целом проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильные выплаты пенсий, стать мощным фактором инвестирования отечественной экономики. Однако в связи с влиянием определенных факторов процесс реформирования на данном этапе неэффективен. На данном этапе главной задачей правительства является разработка конкретных мер по реализации пенсионной реформы в Украине.
Введение
1. Структура пенсионной системы в Украине
2. Состояние и проблемы пенсионной реформы
3. Международные стандарты построения пенсионной системы
Заключение
Список литературы
Таблица 1.3 - Типы негосударственных пенсионных фондов | ||
Тип пенсионного фонда | Характеристика | |
Открытые пенсионные фонды | будут основываться юридическими лицами, участниками этих фондов будут граждане, которые осуществляют туда добровольные пенсионные взносы. Такие фонды могут созданы и на муниципальном уровне, что расширяет возможности регионов в решении социальных вопросов. | |
Корпоративны пенсионные фонды | будут основываться работодателями и участниками таких фондов будут граждане, связанные трудовыми отношениями с такими работодателями. При создании корпоративных пенсионных фондов работодатели берут на себя безусловное обязательство уплачивать налоговые пенсионные взносы в пользу своих работников. | |
Профессиональные пенсионные фонды | создаются объединениями граждан или юридических лиц по профессиональной принадлежности. Участниками таких фондов будут граждане, объединенные родом профессиональной деятельности. | |
Другой формой сбережения в третьем уровне будет открытие пенсионных депозитных счетов в банковских учреждениях или страховых организациях по инициативе отдельно взятого лица.
Важным является то, что система негосударственных пенсионных фондов позволяет также осуществлять взносы работодателей по формированию пенсионных сбережений их работников. Предполагается, что для работодателей, которые использую вредные условия производства, обеспечение пенсионных отчислений в пользу таких работников станет обязательным (такие отчисления будут осуществляться в профессиональные или корпоративные пенсионные фонды). Взносы в негосударственные пенсионные фонды, как со стороны работников, так и со стороны работодателей, а также полученный ни них инвестиционный доход будут пользоваться налоговыми льготами. Размер пенсии в такой системе зависит от размера страховых взносов и периода, в течение которого эти взносы накапливались, и размера полученного инвестиционного дохода.
Схема функционирования предполагает следующий порядок:
- Рада фонда составляет с администратором пенсионного фонда договор;
- Рада фонда
согласовывает договор об
- Рада фонда согласовывает с хранителем договор об обслуживании пенсионного фонда хранителем;
- администратор
от имени пенсионного фонда
подписывает с вкладчиками
- КУА дает хранителю распоряжение о внесении активов пенсионного фонда в инвестиции;
- хранитель предоставляет
КУА информацию об
- администратор
дает распоряжения хранителю
в отношении перерасчетов
- администратор
предоставляет информацию о
- КУА предоставляет
отчетность об управлении
- администратор
предоставляет отчетность по
негосударственному
Все перечисленные
направления реформирования пенсионной
системы направлены на обеспечение
надежной защиты пенсионных сбережений
и прав застрахованных лиц в системе
обязательного и добровольного пенсионного
страхования.
2. Проблемы и перспективы пенсионной реформы
Пенсионная реформа продвигается медленно. Прогнозируемы преобразования действующей системы пенсионного обеспечения в новую, современную страховую трехуровневую пенсионную систему, которая гарантировала бы гражданам Украины пенсии, адекватные их труду, обеспечивала сбалансированность экономических и социальных интересов в государстве, существенно повысила уровень доходов лиц пенсионного возраста, усилила стимулы к труду и росту заработной платы, не дали положительных результатов, а выполнение мер, предусмотренных правительственной Стратегией развития пенсионной системы, принятой в декабре 2005 г., фактически прекратилось.
Неоднократное
повышение минимального размера
пенсий до размера прожиточного минимума
без определенных источников финансирования,
не сбалансированное с ростом средней
заработной платы и финансовыми
возможностями Пенсионного
На поступления
в Пенсионный фонд Украины также
влияет высокий уровень
Пенсионные выплаты составляют около 15% ВВП, на них направляются 19% расходов государственного бюджета. По действующему законодательству в Украине сохраняется самый низкий среди других стран мира пенсионный возраст для мужчин и женщин, установлено большое количество льготных пенсий. Привязка пенсий к минимальной заработной плате и прожиточному минимуму привели к уравниловке минимальной и средней пенсии, что в значительной степени влияет на трудовую мотивацию работающих и вызывает недовольство среди пенсионеров.
Существует ряд
проблем в области солидарной
системы пенсионного
Задолженность по уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование предприятий, учреждений и организация на 1 января 2007 г. составляет свыше 1,1 млрд. грн. На рисунке 2.1 график отражает зарплату, из которой уплачиваются пенсионные взносы, и реальная зарплата.
В солидарной системе реформирование свелось к введению новой формулы расчета пенсии, которая фактически не срабатывает, поскольку размер минимальной пенсии выше заработной. Пенсионная система и в дальнейшем остается в системе ручного управления, страховые начала подменяются повышением пенсий по категориальным признакам, что приводит к усилению зависимости пенсионной системы от государственного бюджета.
Приведение с 2005 г. минимального размера пенсии по возрасту к установленному размеру прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, привело к значительной уравниловке в размерах назначенных пенсий, что нивелирует значимость трудового вклада как основного показателя реформируемой пенсионной системы. Средний размер пенсионных выплат на 1 января 2007 г. составлял 477,77 грн., т.е. увеличился по сравнению с 2006 г. на 17%, с 2005 г. - на 34%, с 2004 г. - в 2,6 раза. Отношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате составляет в настоящее время 43,3%. Почти 80% пенсионеров получают практически одинаковую пенсию, а 13,4% - меньше прожиточного минимума.
Кроме уравниловки пенсий допущено еще одно нарушение принципа социальной справедливости в отечественной пенсионной системе - неравные условия назначения пенсий для разных категорий населения, особенно по профессиональному признаку, что является элементом дискриминации. Основной фактор дифференциации пенсии в настоящее время - законы, по которым они назначаются (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Распределение пенсионеров по законам, на основании которых назначена пенсия, и размер пенсии (по данным Пенсионного фонда по состоянию на 1 января 2006 г.) | |||
Законы | Лиц | Размер пенсии (грн. в месяц) | |
Всего пенсионеров | 13449493 | 406,82 | |
из них по законам: | |||
О всеобщем обязательном государственном пенсионном страховании | 12702906 | 397,29 | |
О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел | 83089 | 602,32 | |
О статусе и защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы | 67394 | 912,69 | |
О государственной службе | 71839 | 943,33 | |
О прокуратуре | 4397 | 1743,87 | |
О статусе народного депутата Украины | 636 | 14708,33 | |
Положение о помощнике-консультанте народного депутата Украины | 609 | 1315,6 | |
О статусе судей | 9 | 1655,56 | |
О судебной экспертизе | 207 | 845,41 | |
О научной
и научно-технической |
79111 | 989,86 | |
О государственной поддержке СМИ и защите журналистов | 3042 | 803,48 | |
Таможенный кодекс Украины | 19 | 610,53 | |
О службе в органах местного самоуправления | 5600 | 711,2 | |
О НБУ | 325 | 1186,77 | |
О дипломатической службе | 1 | 1000 | |
Пенсионеры, получающие пенсии от силовых министерств | 610284 | 1262 | |
В программе
социально-экономического развития Украины
задекларированы намерения
Указанные условия можно подразделить на две группы:
1 Экономические условия для создания Накопительного фонда:
- обеспечение выплаты пенсий в солидарной системе на уровне не ниже прожиточного минимума;
- рост ВВП ежегодно должен составлять не менее 2%, такая тенденция должна сохраняться в последующие два года;
- бюджет Пенсионного
фонда должен быть
2 Технические условия:
- создание автоматизированной
системы Накопительного фонда
общеобязательного
- разработаны новые формы предоставления отчетности;
- создание и
передача в эксплуатацию
- разработана
модель информационного
Хотя эксперимент по созданию автоматизированной системы Накопительного фонда общеобязательного государственного пенсионного страхования почти завершен (проводился согласно постановлению КМУ от 14 сентября 2005 г. №909), работы по подготовке к внедрению накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования продолжается. Впереди - отборка механизмов работы с реальными деньгами, расширение функциональности системы в связи с включением в нее новых элементов, внедрение отчетности в систему персонифицированного учета сведений и т.д.
В свзяи с этим продолжается подготовка принятию законопроектов «О внедрении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования» и «О проведении эксперимента по организационно-техническому обеспечению введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования».