Муниципальные ценные бумаги в инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как рынок муниципальных ценных бумаг является одним из наиболее эффективных инструментов бюджетной политики нецентральных органов власти. Преимущества заимствования на фондовом рынке очевидны. Среди основных стоит выделить удешевление стоимости заемных средств, диверсификацию источников заемных средств, относительную простоту регулирования денежных потоков эмитента при выпуске облигаций.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. …..…3
Глава I . Основные характеристики и особенности эмиссии муниципальных ценных бумаг ……………………………………..…….5
Сущность и понятие муниципальных ценных бумаг...............................5
Классификация субфедеральных займов ……………………….…….…8
Особенности эмиссии муниципальных ценных бумаг на российском рынке……………………………………………………………………………..11
Глава II. Анализ муниципальных ценных бумаг в инвестиционной деятельности в США и в России…..………………15
2.1. Анализ рынка муниципальных ценных бумаг в США…….................15
2.2. Анализ развития рынка муниципальных ценных бумаг в России на современном этапе ………………………..23
Заключение………………………………………………………………….…..30
Список литературы………………………………………………...…………...33

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему (Муниципальные ценные бумаги в инвестиционной деятельности).docx

— 60.96 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности эмиссии муниципальных ценных бумаг на российском рынке.

 

В соответствии  со ст.2 Федерального закона «О рынке  ценных бумаг» под эмиссионными ценными  бумагами понимают любую ценную бумагу, в том числе бездокументарную, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

  1. закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных Федеральным законом формы  порядка;
  2. размещается выпусками;
  3. имеет равный объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.[1]

В соответствии с вышеуказанным законом, выпуск эмиссионных ценных бумаг есть совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем  прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости  предусмотрено законодательством Российской Федерации[12].

Эмитент - юридическое  лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства  перед владельцами ценных бумаг  по осуществлению прав, закрепленных ими[1].

Основные  требования к эмиссии муниципальных  бумаг могут распространяться на все их формы, они также регулируют процедуру выпуска.

Муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций.

Облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение  эмитента облигации в предусмотренный  в ней срок ее номинальной стоимости  или иного имущественного эквивалента[1].

Таким образом, муниципальные ценные бумаги должны удостоверять право их владельца  на получение от эмитента ценной бумаги денежных средств, установленного дохода в виде процентной ставки от номинальной  стоимости либо имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями  эмиссии.

Именные эмиссионные  ценные бумаги - это ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра  владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требует обязательной идентификации  владельца[1].

В случае выпуска  именных муниципальных ценных бумаг  документарной формы с обязательным централизованным хранением имя  владельца указанных ценных бумаг  не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в нем указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий». Особенность  именных муниципальных ценных бумаг  состоит в том, что  реестр владельцев не ведется[14].

Эмиссия муниципальных  ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска могут устанавливаться  сери, размеры и номера. Решением о выпуске муниципальной ценной бумаги обусловлено деление выпуска  на несколько траншей.

Транш - это  часть ценных бумаг определенного  выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую с датой первого  размещения. Размещение  траншей  одного выпуска осуществляется на основании  регламентирующих документов.

 

 

 

Отдельный выпуск муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных  ценных бумаг только датой выпуска, признается частью существующего выпуска. Данному выпуску присваивается  государственный номер существующего  выпуска, и он объявляется как  дополнительный выпуск [14].

Решение о  размещении  дополнительного выпуска  осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков муниципальных ценных бумаг, в которых должно содержаться  указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска  предоставляют их владельцам тот  же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер  которого присваивается дополнительному  выпуску.

В соответствии с действующем законодательством, обязательства муниципального образования, возникшие в результате эмиссии  муниципальных ценных бумаг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

Обязательства муниципального образования, возникшие  в результате эмиссии муниципальных  ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение  дохода в денежной форме или погашение  в денежной форме, подлежат оплате в  валюте Российской Федерации.

Муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право  на получение в качестве дохода каких- либо имущественных прав, а также  предусматривающие право на получение  при погашении вместо номинальной  стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего  долга и должны быть выражены также в валюте Российской Федерации[14].

 

 

 

Таким образом, процедура и особенности выпуска  муниципальных ценных бумаг регламентируется действующим законодательством. Выпуск осуществляется как отдельными, так  и дополнительными партиями в  валюте Российской Федерации.

Порядок возникновения  обязательств по ценным бумагам обусловлен ограничениями по муниципальным  ценным бумагам. Эмиссия муниципальных  ценных бумаг допускается только в случае утверждения решением органа местного самоуправления о бюджете  местного уровня на текущий финансовый год следующих значений[12]:

  1. предельного размера муниципального долга;
  2. предельного объема заемных средств, направляемых муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета местного уровня  или программ развития муниципального образования.

При этом предельный объем заемных средств, направляемых муниципальным образованием в течение  текущего финансового года на указанные  цели, не должен превышать 15 % объема доходов  местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета  субъекта Федерации, а также без  учета привлеченных в текущем  финансовом году заемных средств[13].

В составе  предельного объема заемных средств  не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем  финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга.

Таким образом, при возникновении обязательств по муниципальным ценным бумагам  законодательно устанавливается предельный размер соответствующего муниципального долга в процентах от объема доходов  местного бюджета.

 

 

 

 

Глава II. Анализ муниципальных ценных бумаг в инвестиционной деятельности в США и в России.

2.1. Анализ рынка муниципальных ценных бумаг в США.

 

Рынок долговых обязательств местных органов власти является наиболее значимым по объему и разнообразию присутствующих в  нем фондовых инструментов в США. Это связано в первую очередь  с историческими особенностями  организации государственного устройства, а также с тем обстоятельством, что фондовый рынок США традиционно  явился одним из основных механизмов перераспределения финансовых ресурсов.

Рынок муниципальных облигаций часто рассматривался индивидуальными инвесторами как надежное убежище. В число 45000 эмитентов облигаций в США входят органы управления штатов и местные органы государственного управления, школьные округа  и предприятия водоснабжения, которые продают свои долговые обязательства на так называемом рынке муниципальных облигаций. Все они относятся к надежным участникам рынка.

В период 1970–2009 годов всего 54 из них объявили дефолт по своим обязательствам. [8] В последний раз дефолт штата США объявлял Арканзас в 1933 году во время Великой депрессии. За всю историю было совсем немного дефолтов штатов — 10 после Гражданской войны в США и еще восемь на тогдашней территории Флориды в период 1830-х и 1840-х годов.[9]

Но в последнее  время возникли сомнения в отношении надежности рынка муниципальных облигаций, в особенности для его крупнейших эмитентов: отдельных штатов  США, Пуэрто-Рико и города Нью-Йорка. Спад в жилищном секторе,  финансовый кризис и рецессия  привели к истощению поступлений от налогов штатов и местных налогов. В результате рынок муниципальных облигаций США столкнулся с тревожными признаками нестабильности: нарастала изменчивость, а также между средними  ставками по муниципальным облигациям и ставками по ценным

бумагам Казначейства США. В обычной ситуации ставки по муниципальным ценным бумагам ниже, чем по государственным выпускам США из-за предоставляемых муниципальным  облигациям налоговых льгот. Более  высокая в настоящее время  стоимость заимствования для  отдельных штатов США отражает обеспокоенность  в отношении их будущих доходов  и, среди прочего, пенсионных обязательств. Но, возможно, еще более тревожной  делает ситуацию для инвесторов то, что, в отличие от Статьи 9 для  муниципалитетов, не существует механизма  банкротства, регулирующего дефолт штатов. Иными словами, штаты США  могут отказаться от уплаты своего долга. В соответствии с 11-й поправкой  к Конституции США, отдельные  штаты пользуются таким же суверенным иммунитетом, как и страны, и штаты  могут привлекаться к суду только с их согласия.

На протяжении более трех лет штаты реагировали на опасения инвесторов серией ответных мер по решению кратко- и долгосрочных налогово-бюджетных проблем, в том числе сокращение расходов, повышение налогов, заимствования и обращения к федеральным органам государственного управления за помощью в балансировании бюджетов.

Вместе с  тем существует все большая обеспокоенность тем, что в случае дефолта того или иного штата, а многие сталкиваются с серьезными бюджетными проблемами, эффекты будут распространяться на другие муниципальные ценные бумаги и даже затронут рынок государственных ценных бумаг США.

 Кроме  того, в условиях все меньших возможностей экономии средств штаты сокращают средства, выделяемые городам, округам и школьным округам. Следующие за этим увольнения могут стать тормозом для национальной экономики в момент, когда восстановление после

финансового кризиса по-прежнему проходит нестабильно.

 

Недавнее  снижение кредитного рейтинга США агентством  Standard & Poor’s с AAA до AA+ вызывает дополнительную обеспокоенность. Хотя до настоящего времени это практически не оказывало никакого эффекта на ценные бумаги Казначейства США, снижение на одну ступень усугубило обеспокоенность инвесторов тем, что рынки облигаций США могут столкнуться с последствиями финансовых нарушений на федеральных рынках. Кроме того, перспективы еще большего ужесточения федерального бюджета могут усугубить и без того нестабильное состояние финансов штата.

В недавнем исследовании [10] рассматривались две проблемы, обращая особое внимание на крупнейших заемщиков на рынке муниципальных облигаций. Проанализировав эффекты распространения на рынках муниципальных облигаций, в частности, может ли потрясение на рынке облигаций одного штата США повлиять на рынки облигаций других штатов (ситуация, называемая вторичным эффектом). Изучив эффекты распространения между рынками облигаций для отдельных штатов США и рынком ценных бумаг Казначейства США, а также механизмы передачи воздействия потрясений между двумя рынками.

Муниципальные облигации представляют собой долговые ценные бумаги, выпускаемые штатами, городами, округами  и другими  государственными структурами для финансирования капитальных проектов (например, строительство школ, скоростных дорог или систем канализации)

и для финансирования текущей деятельности. Срок погашения  краткосрочных облигаций составляет от одного до трех лет; долгосрочные облигации  обычно не требуют погашения в  течение более десятилетия. Индивидуальные инвесторы являются держателями  примерно двух третей из находящихся  в обращении муниципальных облигаций  США на сумму примерно 2,8 трлн долларов, как напрямую, так и косвенно, через взаимные фонды и другие инвестиции. [16]

 

Инвесторы в  муниципальные облигации пользуются рядом льгот, в том числе получают проценты, которые, как правило, освобождаются от федерального налога на доходы и могут также освобождаться от налогов штата или местных налогов на резидентов в штате, где была выпущена облигация.

Из-за налоговых  льгот проценты на муниципальные облигации обычно ниже, чем на налогооблагаемые ценные бумаги с фиксированным доходом, например, корпоративные облигации. К двум основным наиболее распространенным видам муниципальных облигаций относятся муниципальные облигации, обеспеченные общей гарантией (облигации, обеспеченные «всеми доходами и заимствованиями» эмитента), и облигации, приносящие доход (облигации, обеспеченные доходами от конкретного проекта или источника).

Кроме того, муниципальные заемщики иногда выпускают облигации от имени частных предприятий, например, некоммерческих колледжей или больниц. Такие «заемщики-посредники» обычно соглашаются возмещать затраты муниципальному эмитенту, который оплачивает проценты и основную сумму долга по облигациям.

Обслуживание  долга составляет сравнительно малую  часть бюджетов большинства органов государственного управления за исключением незначительного числа органов управления штатов, которые выпускают долгосрочные долговые обязательства для финансирования текущей деятельности. Зависимость от финансирования дефицита является одной из причин, по которой Калифорния, Иллинойс, Аризона относятся к трем штатам  с самым низким рейтингом по оценке.[8]

 

 

 

 

 

Установив, что между большинством рынков облигаций отдельных штатов США действует механизм, который назвался бы отрицательным эффектом распространения, который приводит к «бегству к качеству». То есть отрицательное потрясение для ценных бумаг одного штата обычно приводит к более низкой стоимости заимствования для других штатов США. В целом не удалось обнаружить заметных эффектов вторичного распространения между потрясениями, источником которых являются ценные бумаги штатов, и теми, источником которых являются федеральные рынки, если  не считать нескольких крупных эмитентов.

Информация о работе Муниципальные ценные бумаги в инвестиционной деятельности