Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является исследование методов оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
рассмотреть понятие инвестиционной привлекательности предприятия;
изучить методы оценки финансовой привлекательности предприятия;
провести анализ инвестиционной привлектельности предприятий РК.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ.doc

— 401.00 Кб (Скачать)

    В процессе перехода  Республики Казахстан  на рыночные отношения параллельно  создавалась и нормативно – законодательная  база в области инвестиций.

    28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел  Закон “О государственной поддержке  прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.

    Кроме того 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения  прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

    Указом  Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении  инвестиционной деятельности.

    Но  иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

    Так как бухгалтерский учет – это  международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

    Первым  и важным этапом реформирования системы  бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

    Следующим этапом было совершенствование налоговой  системы, так как все налоги в  конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

    В РК был принят новый налоговый  кодекс, который разработан в области  налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

    Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

    На  улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства  не может нормально функционировать  и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

    Но  эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка  ценных бумаг и в частности  – Фондового Рынка, который в  Казахстане, по сути, отсутствует, а  значит, это является еще одной  проблемой которую необходимо решить.

    И вот, в целях реализации стратегии  развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа  действий и в том числе в  области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др. 

    3.2  Правовой режим  привлечения иностранных инвестиций

 

    В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.

    Казахстан стремится создать благоприятный  социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с существенными дополнениями и изменениями.

    28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел  Закон “О государственной поддержке  прямых инвестиций”, в котором  регулировались отношения, возникающие  в процессе поддержке прямых  инвестиций в РК, и в котором  определялся единственный государственный  орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК..

    Указом  Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

    Правовой  режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

    1. национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;
    2. правительственные гарантии от имени республики;
    3. гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;
    4. гарантии от экспроприации и др.

    Также Правительством Республики Казахстан  были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

  • повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;
  • усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
  • повысить научно-технический уровень производства с помощью новотехники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
  • увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
  • содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;
  • использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
  • достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

    Таким образом, зарубежное инвестирование выступает  как объективно необходимый процесс  для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

    Самым главным фактором, препятствующим притоку  портфельных инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует  нормально функционирующий рынок ценных бумаг - реальная основа для привлечения подобных инвестиций в эту область. Несмотря на успешный дебют казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что Казахстан сделал свой первый удачный шаг в развитии интеграции в международный рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредствен- но вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана. 

    3.3 Пути совершенствования обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий РК

 

    Привлечение и эффективное использование  иностранных инвестиций в экономику  РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

    Привлечение иностранных инвестиций в экономику  Казахстана является объективно необходимым  процессом. Мировой опыт многих стран  свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.

    Выгодность  привлечения прямых инвестиций очевидна. К примеру, по данным Госкомстата Республики Казахстан, на 1 января 2006 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил 3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу специалистов), из которых: в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности – 1.94 млрд. долл., цветной металлургии – 0.32 млрд. долл., черной металлургии - 0.16 млрд. долл., в газовой промышленности - 0.16 млрд. долл., пищевой промышленности - 0.16 млрд. долл. Практически во всех операциях прямого инвестирования были задействованы нерезиденты из стран дальнего зарубежья. И по результатам оценки, лидером по объему вложенных прямых инвестиций являются США – их доля составляет 51.2% о от общего объема прямых иностранных инвестиций, 2-е место занимает Южная Корея – 12.40%, 3-е – Великобритания с показателем 6.7%, затем дальше по убывающей: Турция (6.6%), Франция (5.2о), Япония (2.9%), Италия (2.3%), а также Канада, Чехия, Норвегия, Голландия и другие страны.

    Приток  прямых иностранных инвестиций в  Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

    Основной  формой привлечения прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей степени - со 100%-ным иностранным капиталом – дочерние предприятия. По данным Национального статистического агентства РК, на 1 января 2006 года в Казахстане было зарегистрировано 995 совместных с иностранными фирмами предприятий. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами. Программы малой и массовой приватизации, экономические преобразования способствовали появлению таких крупных предприятий с иностранным участием, как созданное в 1993 г. АО "Табако К." с участием "Филипп Моррис". В 1993 г. с участием "Шеврон Оверсиз К."(США) и ПО "Тенгизмунайгаз" было создано СП "Тенгизшевройл". За счет инвестиций в эти два предприятия уровень прямых иностранных инвестиций в 1993г. составил более 1.2 млрд. долларов.

    Кроме прямых иностранных инвестиций и  создания совместных предприятий существуют и другие формы притока иностранного капитала в Республику Казахстан, в том числе и через создание совместных и иностранных банков. В настоящее время такие банки регистрируются в Национальном государственном банке Республики Казахстан. В частности, это – АВN АМRОВАNК, ТЕXАКАВАNК, АЛЬФАБАНК и другие.

Информация о работе Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия